Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм
Лакшми Печать

Лакшми


Галерея "Лакшми" ..>>


Лакшми
— супруга Вишну и богиня богатства и материального благополучия. О ней повествуется, что она вместе со многими другими драгоценными предметами появилась из молочного океана, когда боги пахтали его, чтобы получить амброзию, и в связи с этим ее можно признать индусской копией античной богини красоты Венеры-Афродиты. За исключительную красоту Лакшми называют еще Падма (лотос). Когда она появилась на поверхности моря, ее блистательная краса тотчас пленила всех богов, и Шива попросил ее руки. Но он уже успел взять себе луну, которая тоже вынырнула из моря, и поэтому на Лакшми заявил права Вишну. Сама богиня предпочла Вишну, и Шива, по некоторым рассказам, в отчаянии выпил яд, которому, впрочем, вмешательство Парвати не позволило достичь его внутренностей.* Появление Лакшми из моря описывается следующим образом:

 Лакшми
Лакшми
Она бросала взгляд на водный путь,
Завесы мглы над морем просветились,
Родник утех — ее тугая грудь.
Вот два холма чарующих явились.
Волос играли с рябью завитки,
И в плен прелестный ракушки ловили,
Жемчужные, что прежде без тоски
Лениво по лесам морским бродили.
В тот день пришел в волненье океан,
Когда сорвали демоны с богами
Громаду Мандары из дальних стран
И начали вращать — с ручьями и лесами.
Неистовый поток бурлил везде,
Гора на черепахе возлежала!
На лотосе тогда, как на ладье,
Что мир благоуханьем услаждала,
По волнам сладких сливок приплыла
Богиня Падмала, таким названьем
Она цветку обязана была,
Иль Камала —  влекущая желанье.
Цветок летел на крыльях лепестков,
С горы парящей птицею казался.
Пока вблизи прекрасных берегов,
Любимых небом, он не оказался.
Сверкал он россыпью морских камней,
Что в Индре пробудили восхищенье.
Она ж (нет камня, чтоб сиял ее сильней)
Отвергла сына Маричи влеченье.
На Хари свой остановила взор.
Любовь тогда в нем пробудилась тоже,
Над бездной усмирившейся простер
Свою змею — невиданное ложе.
Великую мать мира вел жених.
Она, в смущенье, краской заливалась,
Природа вся сияла, видя их,
И на ее улыбку — улыбалась.
Царь змей главам своим велел молчать,
Над ними тысячи зеркал горели,
Чтоб красоту любимой умножать
Той, на кого глаза его смотрели.

Некоторые пураны называют Лакшми дочерью мудреца Бхригу. В истории о том, как один из риши проклял Индру, небожители были вынуждены покинуть свое царство, и Лакшми нашла убежище в молочном океане, который вернул ее богам во время достопамятного пахтанья. “Маркандея-пурана” дает еще один рассказ о происхождении Лакшми, а также и супруг Брахмы и Шивы.

Согласно этой версии Майя, Первичная Мать (творческий принцип в его женском аспекте), “приняла три трансцендентальные формы в соответствии с тремя своими гунами, или качествами, и каждая из них произвела божественную пару — Брахму и Лакшми, Махешу и Сарасвати, Вишну и Кали. После их перекрестных браков, Брахма и Сарасвати создали мировое яйцо, которое Махеша и Кали разделили на две полвины, а Вишну вместе с Лакшми сохраняли его от разрушения”.

В отличие от своей сводной сестры Дурги Лакшми известна добродетелями, которые мы привыкли считать женскими. Она всегда предана своему мужу и на картинах изображается сидящей на змее Шеше и массирующей ступни своего повелителя. Когда Вишну сходил на землю в различных воплощениях, Вишну со своей супругой Лакшми.

Лакшми сопровождала его. Так, в то время когда Вишну явился на землю в образе Рамачандры, она воплотилась в Сите. Родившись Рукмини, она стала главной женой Кришны. И в других аватарах она принимала соответствующие формы и сопровождала своего мужа во всех его путешествиях по мирам, отличным от Вайкунты.

Несмотря на эту преданность и постоянство, Лакшми, в ее ипостаси богини богатства, называют непостоянной. Это представление, несомненно, вдохновлено непрестанным вращением колеса фортуны. Несмотря на то, что Ситу широко признают аватарой Лакшми, имеется миф, очевидно, шиваитского происхождения, о том, что Сита была воплощением Дурги. Однажды после завоевания Ланки, Рама заговорил с Ситой об ужасной битве между ним и десятиголовым Раваной и при этом несколько преувеличил собственную доблесть, на это Сита улыбнулась и сказала, что есть и еще один Равана с тысячью голов, и поинтересовалась, не желал бы Рама встретиться с ним. Рама навел справки об этом Раване по всему царству и, собрав огромную армию из обезьян и людей, двинулся к его столице. Но тысячеголовое чудовище пожрало всех его обезьян и людей, а самого Раму обратило в бегство, после чего он вернулся в Айодхью и поведал Сите эту печальную историю. Тогда Сита приняла облик Дурги, сразилась с демоном и убила его.

Следующий отрывок из “Вишну-пураны” живописует те выгоды, которые сулит адепту почитание Лакшми: “От твоего (Лакшми) благосклонного взгляда мужчины обретают жен, детей, жилища, друзей, урожаи и богатство. Здоровье, сила, власть, победа, счастье легко достаются тем, кому ты улыбнешься. Ты мать
Вишну возлежащий на Ананте, всему живому, подобно тому, как бог богов, Хари — всему отец, и этот мир как одушевленный, так и неодушевленный, полон тобой и Вишну”
.

В другом месте та же пурана превозносит Вишну и Лакшми в следующих выражениях: “Шри, невеста Вишну, мать мира, вечна и неуничтожима, она присутствует везде в той же мере, в какой наполняет собой все сущее. Вишну  — смысл, она — речь. Хари — власть, она — благоразумие. Вишну  — понимание, она — разум. Он — праведность, она — преданность. Он — творец, она — творчество. Шри — земля, а Хари — ее опора. Он — суть, а вечная Лакшми — покорность. Он — вожделение, она — пожелание. Шри — небеса, Вишну, который есть одно со всеми вещами, — протяженное пространство. Повелитель Шри — луна, она же его неугасающий свет. Она называется движущим принципом мира, он — ветром, который дует повсюду. Обладатель булавы — сопротивление, а сила, позволяющая оказывать сопротивление, — Шри. Лакшми — свет, а Хари, Господин всего, — светильник. Она, мать мира, — вьющаяся виноградная лоза, а Вишну — древо, которое она оплетает. Она — ночь, а бог, вооруженный булавой и диском, — день. Он, податель благословений, — жених, а богиня, восседающая на лотосе, — его невеста. Бог обладает всеми мужскими, а она всеми женскими качествами. Лотосоглазый бог — знамя, а богиня, сидящая на лотосе, — флаг. Лакшми — алчность, Нараяна, владетель мира, — скупость; он, Говинда, знающий, что такое праведность, — любовь, а Лакшми, его нежная подруга, — наслаждение. Но зачем так многословно перечислять их проявления? Достаточно сказать одним словом, понятным богам, животным и людям, что Хари есть все, что называют мужским, а Лакшми есть все, что обозначается словом женское. Нету ничего кроме них”.

Лакшми обычно почитают вместе с супругом. Те из ее поклонников, которые чтут ее особо, превозносят ее как энергию самого Верховного Существа. Лакшми изображается сидящей у ног Вишну, который покоится на змее Ананте, или летящей вместе с ним на его вахане, Гаруде. В одиночку она изображается стоящей на лотосе, который является ее символом.



Галерея "Лакшми" ..>>

ссылки по теме индуизм:

Индуизм - краткий обзор религии, основных положений и мировозренческих основ.
Шива - версии происхождения Шивы, мифология и легенды.
Вишну - обзорная статья характерезующая культ, иконографию, космологию вишнуизма.
Ганеша - происхождение и роль Ганеши в индуизме и общеиндийской мифологии.
Лакшми - супруга Вишну и богиня богатства и материального благополучия.
Лики Богов - многообразие индийской мифологии, демоны, божества, взаимопересечение традиций.
Культ Радхи и Кришны - самый романтический культ в мифологии индуизма.



По книге Пола Томаса: Индия. Эпос, легенды, мифы / Пер. с англ. Н. Г. Краснодембская.— СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000


 
« Пред.
поиск на сайте
Посмотрите еще