Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм
Баба Шричанд Сахиб Печать

Баба Шричанд Сахиб



Баба Шричанд Сахиб
Баба Шричанд Сахиб 

Баба Шричанд Сахиб (Баба Шричандер Джи, Шри Чандрачарья1 ) был старшим сыном основателя сикхской религии Гуру Нанака Дева Сахиба2 . Он появился на свет в день шукла-навами 8 сентября 1494 года, став подлинным благословением для своей семьи. Его мать Биби Сулакхани (Шримати Сулакшана Деви) славилась своей святостью и верностью супругу. Сохранилось индуистское предание, согласно которому Шричанд стал земным воплощением бога Шивы, и в момент рождения у него уже были длинные спутанные как у аскета волосы, его тело покрывал пепел, а на лбу красовался священный символ Шивы – трипундра. До одиннадцатилетнего возраста мальчик воспитывался в семье своей матери в местечке Пакхоке Рандхаве на берегу священной реки Рави,  а затем отправился в Кашмир изучать Священные Писания под руководством пандита Пурушоттамы Каула. Три года спустя юноша принял прибежище у лотосных стоп своего Гуру Джи, Авинаши Муни, принадлежавшего к древней религиозно-философской школе Удасин Пантх, ведущей свою мифологическую духовную генеалогию от Шри Хамсы3 . Когда в конце 30-ых годов XVI века Гуру Нанак обосновался в Картарпуре, дабы подготовиться к уходу из нашего материального мира, Шричанд вернулся в семью, не оставляя, однако, своих аскетических подвигов. Отец покинул тело 7 сентября 1539 года, и Баба Джи осуществил последние обряды в его честь: в настоящее время место погребения Гуру Нанака превратилось в целый город, именуемый Дера Баба Нанак.

Уход Шричанда из семьи Гуру Нанака и его посвящение в индуистский Удасин Пантх Хальса восприняла неоднозначно, и эта личность до сих пор вызывает некоторые споры среди её представителей: некоторые почитают Бабу Джи как сикхского святого, другие считают его «еретиком». Однако, следует отметить, что сам Гуру Нанак никогда не осуждал своего сына: обладая широким сердцем, открытым для представителей всех традиций, он всегда стоял на стороне диалога, сотрудничества и взаимного уважения всех, вне зависимости от национальности и религиозных воззрений. Отношения Шричанда с последующими Гуру сикхизма также складывались весьма успешно. Так, однажды, Баба Джи пришёл в Амритсар, чтобы навестить Гуру Рам Даса, и стал подшучивать над ним: «Для чего тебе такая длинная борода?» - весело спросил Шричанд. Гуру подумал и ответил: «Для того, чтобы вытирать пыль с лотосных стоп таких святых, как ты, о Баба Джи». Шричанд высоко оценил ответ Гуру Рам Даса, произнеся следующие слова: «Твоё сладостное смирение – это чудо, заставляющее меня узреть твоё величие и моё ничтожество». С этого самого момента началась многовековая дружба между сикхами и удасинами: и сегодня каждый приходящий в паломничество в Амритсар может увидеть прямо на территории Золотой Гурудвары, Хармандир Сахиба, два храма Удасин Пантха, в которых непрестанно воспевается имя и слава Шричанда.

Баба Шричанд Сахиб 

Баба Шричанд Сахиб

Во времена Бабы Шричанда индийский народ страдал под гнётом могольских правителей, и как-то раз маханты из разных религиозных и философских школ собрались вместе, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию. Баба Джи призвал всех не поддаваться гневу, и следовать требованиям вечной религии, требованиям милосердия: только так можно одержать победу над сердцами людей. Он предсказал скорое падение мусульманских правителей в Индии, подтвердив свой пророческий дар целым рядом чудес. Так, однажды, он давал наставления кашмирскому царю Якубу. Было прохладно, и собеседники согревались у огня, и вдруг Шричанд вытащил из огня горящее бревно, и вкопал его в землю. В мгновение ока на мёртвом дереве стали появляться ветви и листья, и оно ожило! Это дерево до сих пор можно отыскать в Кашмире и называется оно Шри Чандра Чинар.

Если для сикхов Баба Шричанд – великий святой, то индуисты верят, что Гуру Нанак Дев Сахиб – вибхути (проявление) Господа Вишну, или Сам Хари, а Баба Шричанд – вибхути Господа Шивы, или Сам Шанкара4 . Гуру Нанак дал миру свои наставления, которые легли в основу «Шри Гуру Грантх Сахиб», подарил нам озеро нектара Амритсаровар и призвал на землю Шри Хармандир Сахиб/Шри Дарбар Сахиб (Золотой Храм в Амритсаре), а Баба Шричанд оставил свои наставления по веданте и бхакти5 , изложенные в его знаменитой «Матра Шастре». Незадолго до своего ухода он собрал учеников в деревне Чамба (на берегу реки Рави) и дал им последние указания:

 «… Не погружайтесь в васаны, удовольствия этого мира, не бесславьте высокие идеалы самопожертвования;
… Прилагайте все усилия для спасения дживатмы (живого существа, живой души);
… Реализуйтесь сами, и помогайте достичь реализации тем, кто заперт в клетку этого
мира;
… Дхарма удасина – следовать по стопам Авинаши Муни и других ачарьев;
… Оставьте гордыню, займитесь бескорыстным служением и защитой дхармы. Изо всех
сил практикуйте йогу
».

 

Хотя мы и говорим об «уходе» Бабы Шричанда, и сикхи, и индуисты верят, что он остался в этом мире в своём теле, подобно Хануману, великому слуге Рамы. Иногда он по-прежнему является йогам и духовным искателям в Гималаях. Интересно, что перед тем, как покинуть учеников, Баба Джи направил свои особые благословения тогдашнему главе Хальсы, Гуру Харгобинду Сингху, и именно Гуру Харгобинд назначил преемника Шричанда, которым стал Баба Гурдитта. Ученики Шричанда рассеялись по всей Индии, а также дошли до Пакистана и Афганистана. Его последователей иногда называют «нанак-путрами» (сынами Нанака) или «санатан-сикхами» (индуистскими сикхами). После мученической смерти Банда Сингха Бахадура в 1716 году, которая ознаменовала начало крупномасштабных преследований сикхов со стороны Моголов, именно удасины оказались главными хранителями наследия Хальсы: они ухаживали за гурудварами, сохраняли экземпляры Священного Писания, а также, используя свои фундаментальные знания в области аюрведы, древнейшей науки о здоровье, заботливо ухаживали за ранеными и больными сикхами. 

 Баба Шричанд Сахиб

Удасин Пантх – по сути ведантическая школа, независимая от традиции Шрипады Шанкарачарьи6 , оторый, однако, также пользуется в ней большим уважением (в реальности, с точки зрения индуизма, между Бабой Шричандом и Шри Шанкарой нет никакой разницы: оба они суть вибхути Шивы), однако, её истинное призвание – это положение моста между двумя великими индийскими традициями: индуизмом и сикхизмом.  Как и сикхи, удасины совершают паломничество в Амритсар к Амритсаровару, почитают Гуру Нанака и считают «Шри Гуру Грантх Сахиб» Священным Писанием. Универсализм всегда лежал в основе учения Удасин Пантха: Бог один, но Он имеет много имён и проявляется во многих образах, и нельзя сказать, какой из этих образов объективно «лучше», или объективно «хуже». Всё зависит от настроения преданного: среди удасинов есть и ниргуна-бхакты (преданные Бога без формы и имени), и вайшнавы (преданные Вишну), и шайвы (преданные Шивы), и шакты (преданные Деви). Кроме того, некоторая часть удасинов относит себя к сикхам. Учителя Удасин Пантха качественно обучают всех желающих веданте и всем направлениям йоги: джняна-йоге, бхакти-йоге, раджа-йоге и карма-йоге. Самый известный на сегодняшний день Учитель из Удасин Пантха – Его Святейшество Шри Свами Чандра Джи Удасин Махарадж, среди учеников которого есть и европейцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор статьи Максим Демченоко 
 
Администрация проекта выражает благодарность автору данной статьи - Максиму Демченко. Статья написана специально для сайта sikhism.ru  Связаться с автором можно по е-мейлу Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script















1Здесь и далее в скобках мы приводим индуистские имена личностей, о которых идёт речь.
2 Вторым их сыном был Лакхмидас Сахиб (Лакшми Дас).
3 Воплощение бога Вишну в образе Лебедя.
4 Хари – имя Вишну, Шанкара – имя Шивы.
5 Йога преданности Богу.
6 Один из крупнейших представителей школы адвайта-веданта.




Copyright © Максим Демченко


 
« Пред.   След. »