Сикхские обычаи и ритуалы Особое место в сикхской культовой практике принадлежит общей, совместной сикхской молитве. Сикхское моление может проводить любой сикх; эта традиция была заведена для того, чтобы не вызывать к жизни целый класс священников с их претензиями на власть. Проводить его может даже женщина, потому что сикхизм провозглашает и проводит в жизнь равенство мужчины и женщины. Это может быть обычное чтение гимнов киртан или совместный молитвенный ритуал с элементами проповеди, который называется ардас. Предрассветная совместная молитва в храме является одной из самых святых сикхских традиций. Общей молитвой в храме сикхи приветствуют наступление нового дня, благодарят Бога за спокойно проведенную ночь и испрашивают Его благословения на дневные дела. Такая утренняя молитва называется киртан (буквально: «прославление»). Во время нее исполняются начальные страницы Книги Ади Грантх. Это Мул Мантра (буквально: «корневая мантра»), которая открывает Книгу. Собрание из 26 гимнов гуру Нанака Джапджи, расположенное вслед за «Мул Мантрой», содержит сикхский символ веры и исполняется каждый день. После этого распределяется карах прасад. Обязательная для всех ежедневная храмовая молитва на этом завершается, и дальнейшее храмовое расписание зависит от многих обстоятельств. Обычно стараются, чтобы в храме было проведено за день пять полных молитвенных служб (число 5 в сикхизме священно). В течение дня в любом случае обязательно исполняются определенные части Ади Грантх. Поэма Аса-ди Вар гуру Нанака, Ананд Сахиб, сочинение гуру Амар Даса, или Сукхмани, написанная гуру Арджуном, исполняются чаще всего. По окончании чтения этих молитв также распределяется карах прасад. В течение дня, после обязательных молитв, почти всегда проводится ардас. Этот вид совместного моления сикхской общины, содержащий элементы проповеди, проводится во всех сколько-нибудь значимых случаях в жизни общины или отдельного ее представителя. Во многих случаях проведение ардаса по просьбе сикха или его семьи отмечает важные моменты и переходные точки жизненного пути человека. Ардас совершается перед началом путешествия, перед всяким важным делом, перед вселением в новый дом. Ардас всегда проводится во время ритуалов жизненного цикла. Для участия в молении ардас сикхи собираются в храме или на дому у того, по чьей просьбе оно проводится. Собравшихся должно быть не менее пяти человек, как это вообще принято в сикхизме, и обязательно действо проводится в присутствии Гуру Грантх.
Молитвенный ритуал ардас принят в хальсе со времен гуру Гобинд Сингха и имеет четкую структуру. Все присутствующие принимают активное участие в молитве, часто восклицая знаменитую сикхскую формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». В первой части молитвы произносится несколько стихов из Книги, в которых упоминаются Бог и все десять гуру. Во второй части моления сикхи вспоминают свою героическую историю и говорят о том, как община прошла через испытания. Они призывают помнить о прошлых испытаниях и победах Пантха, а также о святых мучениках сикхской религии, о «тех верных членах хальсы, кто был обезглавлен за веру, четвертован, скальпирован, колесован, распилен на куски; кто принес свои жизни в жертву, защищая святые гурдвары, никогда не отказываясь от своей веры; тех, кто был тверд в своей верности нестриженым волосам истинного сикха; передан им свою милость, о хальса, и призови Бога, говоря Вахигуру». В третьей части моления ардас упоминается повод, по которому оно проводится, и приводятся религиозные формулы и тексты, подходящие к случаю. Заканчивается моление пожеланиями благополучия всей хальсе. Его обычно исполняют в унисон все члены общины. После ардаса карах красил распределяется всем присутствующим. Во время Бхог, завершающей, вечерней части ежедневного чтения, перед общиной сангат исполняются шлоки гуру Тегх Бахадура Мундавни и Раг Мала, то есть последние четыре страницы Книги. Затем Книга накрывается покрывалом румал. и на сегодня ее оставляют отдыхать. Главная религиозная церемония в жизни сикха, это. без сомнения, церемония посвящения в сикхскую общину, хальсу. Она называется амршпа-саискар или пахул. Посвящение в общину проводится в сикхском храме в присутствии всей общины или в сикхском ломе в присутствии родственников и друзей сразу для многих мальчиком и девочек. достигших юношеского возраста и способных сознательно пойти на этот шаг. Обычно это молодые люди из сикхских семей. Провозглашенная сикхскими гуру возможность вступления в сикхскую общину для представителей любой веры и происхождения теоретически остается в полной силе, но практически теперь не реализуется. Сикхская община сама превратилась в своего рода замкнутую кастовую группу, и для нее также характерны наследственные профессии, браки внутри общины (эндогамия) и культурное своеобразие. В этом проявилось действие социальных механизмов индийского традиционного общества. Более того, в этом обществе закрытость общины воспринимается со стороны других сект и каст как правильная и естественная. Ритуал проводится так, как некогда его совершил десятый гуру Гобинд Сингх (подробнее...>>), учреждая хальсу. Для проведения ритуала избираются пять особо уважаемых членов общины, которые в память о первых героических посвященных в хальсу сикхах называются Панч Пьяре. Эти пятеро должны иметь при себе все полагающиеся члену хальсы пять символов. Сами принимающие посвящение должны перед этим совершить омовение и надеть чистые одежды. Обряд проводится перед Книгой Ади Грантх. Один из посвящающих рассказывает собравшимся неофитам о принципах хальсы и спрашивает, принимают ли они их. После того как те дали согласие, один из посвящающих начинает читать молитву. Одновременно для церемонии приготовляется в железном сосуде амрита — особый ритуальный напиток, символ бессмертия, которому в обряде посвящения отводится главная роль. Ее готовят пять посвящающих. Они ставят в центр большой железный сосуд с водой, взятой из пруда около Золотого Храма, и сладкими добавками. По очереди они читают молитвы и гимны из Ади Грантх, при этом размешивают воду мечом. (Сикхская традиция гласит, что при первых гуру амрита не приготовлялась и обряд посвящения в сикхи был другим. Тот, кто хотел стать сикхом, пил воду, в которой были омыты ноги гуру, - в знак полного подчинения его воле.) Когда напиток готов, начинается собственно посвящение. Каждый кандидат вызывается для принятия амриты. Он или она складывает руки в пригоршню, чтобы жидкость не проливалась, и выпивает пять раз полную пригоршню, приговаривая вслед за произносящими молитву Панч Пьяре формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». Затем ему пять раз брызгают амритой в глаза и лицо, пять раз на голову и волосы. Всякий раз вступающий произносит сикхскую молитвенную формулу. Затем вступающий пьет амриту прямо из сосуда. После этого он читает пять раз молитву «Мул Мантра». Затем Панч Пьяре рассказывают новообращенным о правилах поведения сикха и других важных указаниях сикхских гуру. С этого момента прошедшие обряд считаются принятыми в хальсу. Они получают добавление к имени Сингх («Лев») для мужчин и Каур («Принцесса») для женщин. Новообращенные сикхи получают все права члена общины: они могут отныне посещать все собрания, сикхские святыни и вступать в брак. Обязанности сикха должны отныне исполняться ими неукоснительно. Важнейшие из этих обязанностей — ежедневно совершать молитвы, передавать 1/10 своего дохода на цели общины и носить атрибуты хальсы, «пять К». Главными грехами, которые сикх не должен допускать, считаются: стрижка волос и бритье бороды и усов; употребление мяса, приготовленного по мусульманским правилам; нарушение супружеской верности; употребление табака. В сикхизме предусмотрена возможность повторной инициации для тех, кто по каким-либо причинам (в том числе и по причине совершения греха) выбыл из общины. Такие люди должны сообщить о своей причине Панч Пьяре, выдержать возложенное наказание и после этого могут присоединиться к остальным посвящаемым. Сикхизм прославляет обычную семейную жизнь как фундаментальную основу бытия. Служение Богу в простоте будничных дел, провозглашенное гуру Нанаком, не предполагало совершения особых ритуалов. Но существующую у всех народов традицию сопровождать особыми обрядами узловые, переходные моменты в жизни человека сикхизму изменить не удалось. Третий гуру Амар Дас разработал сикхские обряды, знаменующие рождение, церемонию бракосочетания и похоронный ритуал. Наречение имени. При рождении ребенка практически сразу проводится специальный обряд. На кончик кирпана (сикхского кинжала) берется капля меда или сладкой воды, над ним прочитывается молитва «Мул Мантра», и этот освященный мед кладется прямо с кинжала в рот новорожденного. Подобный обряд есть и в индуизме, но освященный молитвами мед кладется в рот ребенку с третьего пальца правой руки. Это символизирует предрекание сладкой жизни явившемуся на свет божий. Когда мать младенца окрепнет настолько, что сможет выходить из дому, она идет с родственниками и друзьями в гурдвару, где будет проведен обряд наречения имени младенцу. Как правило, это бывает, когда ребенку' всего несколько дней. В присутствии всей общины читается часть Гуру Грантх, выбранная произвольно. Главный содержательный момент обряда состоит в том, что Священная Книга Ади Грантх раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы должно начинаться имя новорожденного. Все члены общины могут предлагать свой вариант имени, а родители выбирают его. Строгих предписаний насчет выбора имени нет: используются индуистские, даже мусульманские и европейские имена, хо-тя есть и излюбленные - имена гуру и других великих людей. Добавление к имени «Сингх» или «Каур», по которым сикхи так известны, они получают в момент посвящения (если таковое имеет место) в хальсу. После того как имя выбрано, читается завершающая молитва «Ананд Сахиб», и всем присутствующим устраивается угощение. Бракосочетание в сикхизме совершается во время церемонии ананд карадж, которая, как считают исследователи, имеет много общего с индуистской. Сахадждхари-сикхи тоже проводят именно такую церемонию бракосочетания. В 1909 г. был принят специальный закон «Anand Marriage Act», который легализовал браки, заключенные по сикхским традициям. В брак не вступают родственники и свойственннки. Первые шаги в организации брака предпринимают родители молодого человека. Сваты жениха приходят в дом невесты, где их должны хорошо; принять, угостить и выслушать. Если предложение принимается, то родственники невесты пересыла-ют жениху со сватами кинжал кирпан и сласти. Все это общение проводится в присутствии Ади Грантх Удобную для всех дату назначают сами родственники. У сикхов нет обычая давать за невестой приданое. Накануне бракосочетания вечером жених с друзьями и родственниками идет к дому невесты или в гурдвару, где невеста уже ждет его, и будущие су-пруги могут познакомиться, если до этого не знали. друг друга. Читаются гимны из Ади Грантх, и потому все расходятся. Сама церемония бракосочетания проводится на рассвете. Сикхская община собирается в гурдваре, где проводятся молитвенные приготовления, приходят музыканты. Бракосочетание проводится перед Книгой Ади Грантх — как в присутствии гуру. Невесту усаживают по левую руку от жениха. Ведущий церемонию уважаемый сикх произносит благословляющие брак молитвенные формулы и читает специальный свадебный гимн Лаван (Лава), который сочинил гуру Рам Дас. Он рассказывает молодым об их новых обязанностях и о том, что брак — это союз для духовного развития и жизненной поддержки, а не для физических наслаждений. После этого невесте дают в руку кончик шарфа ее жениха, и они четыре раза обходят вокруг Священной Книги Ади Грантх, жених впереди, невеста за ним. При этом четырежды читаются свадебные гимны. Это главный момент церемонии. После этого читаются другие гимны и молитвы из Ади Грантх. По окончании церемонии для гостей устраивается угощение — обычно стороной невесты. В тот же день молодая жена может перейти жить в дом мужа.
В сикхской традиции нет запрета на замужество вдов. Сикхские гуру порицали индуистский обычай добровольного самосожжения вдовы на погребальном костре мужа, который называется сати. Гуру Амар Дас говорил, что настоящая сати — это такая жена, которая умирает от потрясения, узнав о смерти мужа. В случае второго брака или брака со вдовой также проводится церемония ананд карадж. Похоронный обряд. Если это возможно, около постели умирающего собираются родственники и друзья, которые читают молитвы Джап джи или Сукхмани. В момент смерти они произносят молитвенную формулу «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». Плач, рыдания, оплакивание и другие проявления эмоций абсолютно запрещены в сикхизме. Смерть тела, как считается, дает душе возможность соединиться с Богом. Тело обмывается, обряжается и снабжается пятью атрибутами хальсы, и процессия направляется на место кремации, которое бывает устроено на берегу реки или водоема. Сикхи кремируют умерших, и обряды, связанные с этим печальным событием, во многом общие с индуистскими. Читаются гимны из Ади Грантх. В том случае, если кремацию невозможно осуществить, останки предаются воде. Осиротевшая семья, как правило, проводит Патх — сплошное чтение всей Книги Ади Грантх, которое обычно длится семь дней и долее. Период траура длится четыре—десять дней. На десятый день друзья и родственники собираются на молитвы Бхог, то есть чтение последних четырех страниц Ади Грантх; считается, что эти молитвы и гимны особенно важны для души умершего. После этого проводится поминальная трапеза. Сикхизм запрещает совершать поминальные жертвоприношения для предков, которые у индуистов называются шраддха. Также не принято ставить памятники в честь умерших. Сикхи верят в перерождение и бессмертие души. Данная статья основана на материалах книги "Сикхизм". Авторы: Е. Н. Успенская, И. Ю. Котин; Издательство: Петербургское Востоковедение, Азбука-классика, 2007 г. Администрация проекта sikhism.ru выражает благодарность Константину Родину из Таганрога, приславшему данную статью.
|