Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм
Сикхизм Печать
 Ниже приводятся материалы из словаря «Индуизм. Джайнизм. Сикхизм». / Под общ.ред. М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М., Республика. 1996.

Сикхизм

"АДИ ГРАНТХ" (букв. "Изначальная книга"). Гуру Грантх, Гуру Сахиб — священная книга сикхской религии, котораяя содержит соченения сикхских гуру Нанака, Ангада, Амар Даса, Рам Даса, Арджуна, Тегх Бахадура, Гобинд Сингха. "Ади Грантх" считается символическим представителем всех гуру, средоточием их учения и всей божественной мудрости, что придает "Ади Грантх" в глазах верующего сикха статус "Книги — гуру на все времена". "Ади Грантх" главный объект религиозного почитания у сикхов. "Ади Грантх" была составлена и записана пятым гуру Арджуном и его учеником Гурдасом к 1604; позднее книга дополнялась сочинениями других гуру, десятый гуру Гобинд Сингх придал ей исключительное сакральное значение. Наряду с сочинениями сикхских гуру в "Ади Грантх" вошли стихи средневековых святых и мистиков — индуистов и мусульман (бхакта Кабира, суфия шейха Фарид-уд-дина и др.). "Ади Грантх" включает в себя более 6 тыс. стихов. Гимны расположены в соответствии с рагами индийской классической музыки, т. к. все они предназначены для чтения нараспев в классическом стиле. Язык "Ади Грантх" — так называемый "садхбхаша", в котором трудно провести границу между хинди, панджаби и др. диалектами. (Стихи записаны шрифтом гурмукхи.) Чтение "Ади Грантх" является главным содержательным моментом сикхского ритуала.

АКАЛ ТАХТ (букв. трон Бессмертного) — одна из главных сикхских святынь; находится в г. Амритсаре рядом с Золотым храмом, на западной стороне священного пруда. Акал Тахт и гурдвары в Патне, Анандпуре и Нандере, связанные с именем гуру Гобинд Сингха, являются особо священными и называются "тахт" — "троны" гуру. Акал Тахт был возведен как символ светской власти в 1606. Здесь решаются мирские дела общины. На площади перед Акал Тахтом собирается сикхская община на праздники, собрания и т. п.; проводится церемония посвящения в сикхскую общину. По традиции в Акал Тахт помещается на ночь "Ади Грантх" из Золотого храма, которую каждое утро торжественно переносят обратно. В Акал Тахте хранятся драгоценные для сикхов предметы, напр. меч гуру Гобинда; здесь же хранится документация сикхской общины. Акал Тахт считается главным храмом Акали сикхов. Акал Тахт — штаб-квартира некоторых сикхских общественных и политических организаций. Акал Тахт был разрушен в 1984 в ходе операции индийских властей против сикхских экстремистов и впоследствии восстановлен.

АКАЛИ. Название происходит от эпитета бога в сикхизме — Акал: Вечный, Вневременный, Бессмертный. 1) Акали сикхи — см. ниханги. 2) Акали — движение хальсы за установление общинного контроля над сикхскими гурдварами в 1919—1926. К нач. XX в. стало очевидным нетерпимое положение в храмах хальсы, управление которыми осуществляли враждебные общинным интересам хальсы маханты. Махантов поддерживали английские правители Индии, которые сами контролировали четыре главных сикхских храма. Пробуждению общественного интереса в этом вопросе способствовала деятельность Сингх сабхи. Борьба за возвращение гурдвар под контроль хальсы велась против махантов и против правительства, что обусловило ее значение в контексте общенародной борьбы за независимость Индии: движение Акали присоединилось к кампаниям массового несотрудничества под руководством Махатмы Ганди. В ходе борьбы Акали уже в 1920 сикхи создали выборный Комитет по управлению гурдварами (Широмани гурдвара прабандхак комити). Кровавые конфликты продолжались еще несколько лет, сопротивление махантов и борьба правительства с лидерами Акали отодвинули окончательное, решение проблемы. Лишь в ноябре 1925 Закон о сикхских гурдварах санкционировал переход управления храмами к Комитету по управлению гурдварами, которыйрый с тех пор является авторитетнейшим органом сикхской общины. С принятием Закона об управлении гурдварами Акали прекратило существование как массовое движение, но политические организации Акали активно участвовали в национально-освободительной борьбе против английских колонизаторов и сохранили свое влияние на долгие годы. См. также Акали дал, Гурдвара, Маханты.

АКАЛИ ДАЛ — партия сикхских конфессионалистов. Была создана в ходе движения Акали как одна из групп политического руководства движением в 1921. Акали Дал стремится сплотить всех сикхов (ее называют "партией пантха") и последовательно отстаивает их общинные интересы. В период борьбы за независимость Индии Акали Дал сотрудничала с ИНК, участвовала в кампаниях гражданского несотрудничества под руководством Махатмы Ганди; акалисты входили в ИНК, когда считали это удобным, и резкого противостояния не было вплоть до 70-х гг. После 1947 А. д. сосредоточилась на борьбе за власть в Пенджабе, за раздел Пенджаба на панджабиязычный и хиндиязычный штаты. В 1973 партия приняла решения, приведшие к антиконгрессистской направленности ее политики. В последние годы Акали Дал представляет собой несколько направлений, активно участвующих в политической жизни, но в целом занимающих умеренные позиции и стремящихся к законным методам решения сикхских проблем. Акали Дал много лет контролируется Комитетом по управлению гурдварами.

АМАР ДАС, гуру (1479—1574) — третий сикхский гуру. Был учеником гуру Ангада, который назначил Амар Даса своим преемником, хотя ученик был старше учителя на 25 лет. Амар Дас родился в вишнуитской семье и был ревностным индуистом до зрелых лет. Амар Дас стал сикхским гуру в 1552, когда центром общины была деревня Гоиндвал. При Амар Дасе сикхская община консолидировалась, и 22 манджи в различных частях Индии свидетельствовали о росте ее влияния и значения. Стремясь сделать сикхскую общину хорошо организованной и сплоченной, Амар Дас установил, что дважды в год — весной в месяце байсакх (апр.—май) и осенью на Дивали — вся община собирается возле гуру. Он воспитывал сикхов в духе всеобщего братства независимо от касты, чему способствовали общие трапезы, введенные в обычай еще гуру Нанаком, но ставшие при Амар Дасе элементом ритуала. Амар Дас уделял много внимания разработке повседневного сикхского ритуала, различным традициям общинной жизни, сделал многое для того, чтобы устранить неравенство женщин. В "Ади Грантх", как считается, вошли 907 гимнов Амар Даса.

АМРИТСАР — город в штате Пенджаб, один из религиозных центров Индии, священный город сикхов. Основан четвертым гуру Рам Дасом в 1577. Город получил название от священного пруда, в центре которого находится Харимандир (Золотой храм), главная сикхская гурдвара. В главном храмовом комплексе Амритсара расположен Акал Тахт. В Амритсаре происходили многие важнейшие события сикхской истории, в т. ч. последних лет.

АНГАД, гуру (1504—1552) — второй сикхский гуру, был лучшим учеником основателя сикхизма гуру Нанака, который назначил его своим преемником и дал это имя, хотя от рождения Ангад звался Лахина. В юности Лахина был ревностным шиваитом, ежегодно совершал паломничества в Гималаи. И уже в возрасте 28 лет, услышав гуру Нанака, остался с ним. В общине Нанака Ангад выделялся своим благочестием и скромностью, был любимым учеником гуру, который считал Ангада более достойным преемником, чем собственные сыновья. Став гуру в 1539, Ангад сохранил и развил заложенные Нанаком идеи и традиции. В своем религиозном центре в Кхадуре он проповедовал учение Нанака, лечил больных, учил детей грамоте. Ангад создал по всей Северной Индии манджи, вокруг которых создавались общины последователей гуру Нанака. Ангад, как считается в сикхской традиции, изобрел алфавит гурмукхи, священный для сикхов. Этим шрифтом он первый записал все гимны гуру Нанака. Считается также, что именно Ангад положил начало письменной литературе сикхов: при нем было составлено первое жизнеописание гуру Нанака "Бала Джанам сакхи". Ангад был талантливым поэтом, и сочиненные им 61 гимн также вошли позднее в "Ади Грантх".

АРДЖУН, гуру (15 апр. 1563 — 30 мая 1606) — пятый сикхский гуру. Сыграл выдающуюся роль в развитии сикхизма, и жизнь, и мученическая смерть этого великого человека оказали огромное влияние на историческую судьбу сикхской общины. Хотя Арджун был младшим из трех сыновей гуру Рам Даса, но рано проявил себя незаурядной личностью и благочестивым сикхом, и отец назначил его своим преемником. Став гуру, Арджун завершил строительство священного пруда в Амритсаре, начатое отцом. 15 окт. 1588 в центре этого пруда Арджун заложил храм, которому было суждено сделаться одной из главных сикхских святынь — Золотым храмом. Выдающийся вклад Арджуна в развитие сикхизма состоит в том, что именно он дал этой религии священное Писание — "Ади Грантх". Арджун  с помощью Гурдаса составил эту книгу, куда вошли сочинения гуру Нанака, остальных сикхских гуру, в т. ч. 2216 сочинений самого Арджуна, а также другие священные тексты. Позднее "Ади Грантх" дополнялась, но идея сохранить на века слово гуру была осуществлена именно Арджуном При Арджуне сикхская религия приобрела законченные формы, а сикхская община окрепла и усилилась. Уделяя много внимания социально-экономическим проблемам сикхской общиныАрджун  поддерживал земледелие и торговлю, ввел систему сбора десятины в пользу общины, заложив прочную экономическую основу ее существования. При Могольском императоре Акбаре, отличавшемся веротерпимостью, Арджуну удалось получить разрешение на то, чтобы оставлять часть земельного налога в пользу общины. Арджун  много ездил по стране, проповедовал учение сикхских гуру. Община росла, усилились ее влияние и авторитет. При преемнике императора Акбара падишахе Джахангире отношения сикхов с Моголами резко ухудшились, а сам Арджун  был обвинен в том, что обращает в свою веру мусульман, составил книгу, якобы порочащую мусульманство, поддерживает мятежного принца Хусро. В мае 1606 Арджун был схвачен в Лахоре, его истязали и изощренно пытали. Гибель Арджуна оказалась поворотным моментом в истории сикхизма . Сикхи поняли, что община должна уметь защитить себя, и с этого времени начали уделять вопросам военной организации особое внимание.

АРОРА — близкая к кхатриям торговая каста, представители которой заняты в основном в сфере мелкого бизнеса.

ГОБИНД СИНГХ, гуру (1666 — 7 окт. 1708) — десятый, последний сикхский гуру, великий реформатор сикхизма . Ему было 9 лет, когда мученической смертью погиб его отец, гуру Тегх Бахадур, защищая право сикхов на свою веру. Уже в столь юном возрасте гуру Гобинд Дас (тогда он еще назывался так) выказал беспримерные хладнокровие и силу духа во время трагических для сикхов событий и, как гласит традиция, поклялся, что такое более с сикхами не повторится. Гобинд Сингх был человеком выдающихся личных качеств. Современники единодушно описывают его как очень красивого, талантливого и энергичного человека. Он был прекрасно образован: знал несколько языков, классическую персидскую и санскритскую литературу, астрономию, географию и др. науки, включая каллиграфию; был выдающимся поэтом, писавшим на брадже, и сочинил множество священных для сикхов гимнов; в совершенстве владел воинскими искусствами. Он много занимался делами общины, обращая внимание не только на духовное воспитание ее членов, но и на ее боеспособность, которую он всесторонне укреплял. В жизни Гобинд Сингха исследователи выделяют относительно спокойный период до 1688, который он провел в Сирмуре в Гималаях; в это время открытых столкновений с Моголами не было, и гуру мог спокойно размышлять о судьбах сикхизма. Считается, что уже тогда он задумал грандиозные реформы. Гуру Гобинд Сингх теологически обосновал новый подход к проблеме ненасилия, продумал моральный кодекс сикха, ритуал и религиозную практику. В интерпретации Гобинд Сингха бог получает новый эпитет — сарблох ("полностью железный") — наказывающий зло, сокрушитель тиранов. Символ бога отныне — меч. А сикхи получают право на самозащиту с помощью меча — как крайнее средство в борьбе за правду. Гуру учил, что гибель на поле боя за святую цель — это именно тот конец, которого достоин благочестивый сикх. К 1688 относительно мирный период во взаимоотношениях с Моголами закончился, противостояние с падишахом Аурангзебом разгорелось вновь, начались открытые военные столкновения: Моголы не хотели допустить усиления сикхов, но покончить с ними им не удалось. Одержав ряд побед, гуру поселился в г. Анандпуре, где через несколько лет произошло важнейшее в истории сикхов событие — учреждение хальсы. Весенний праздник Байсакхи всегда был для сикхов поводом собраться возле гуру и весело встретить Новый год. К празднику 30 марта 1699 Гобинд Сингх  приказал сделать особые приготовления, повсюду были разосланы приглашения, и всем предлагалось явиться вооруженными. Когда перед собравшимися появился гуру, он держал в руке обнаженный меч. Гуру предложил выйти вперед тем, кто готов принести свою жизнь в жертву за гуру и дхарму. Как гласит легенда, он увел первого вызвавшегося в шатер и вернулся оттуда с окровавленным мечом, повторяя свой вопрос. Не все сразу поняли, что происходит, и многие начали разбегаться в страхе. Но вот второй, третий человек вошли вслед за гуру в шатер, и всякий раз, возвращаясь с окровавленным мечом, он повторял свой вопрос. Пятеро, представители разных каст, пошли за гуру безоглядно. И тогда гуру вывел их всех из шатра, живых и невредимых. Назвав этих верных людей Панч Пьяре (Пять Любимых), Гобинд Сингх объявил, что посвящает их первыми в хальсу, которую сейчас утверждает. Так впервые была проведена церемония "пахул". Потом Панч Пьяре приняли в хальсу самого Гобинд Сингха. Это событие — конституирование хальсы как воинственного бескастового братства, послужило укреплению сикхского общества. Враждебная реакция Могольских правителей не замедлила последовать. К 1705 события обострились настолько, что начались военные действия против сикхов по всему Пенджабу, Анандпур был осажден, и через несколько месяцев, когда в городе начался голод, взят Моголами. Большинство сикхов, включая троих из Панч Пьяре, были убиты в сражениях. Чудовищные испытания выпали на долю самого Гобинд Сингха. Храбро сражались рядом с отцом и погибли в бою два его старших сына — 18 и 14 лет. Захваченные в плен, мученически погибли от рук врагов младшие сыновья Гобинд Сингха — 9 и 7 лет заживо замурованные в стену в Сирхинде. Умерла от горя мать Гобинд Сингх К этому времени относится знаменитое письмо гуру Гобинд Сингха Могольскому падишаху Аурангзебу — так называемое "Послание о Победе" ("Зафарнама"). Это было обвинение Аурангзебу, который не раз изменял договоренностям с сикхами. Считается, что после этого Аурангзеб решил заключить мир с сикхами, но вскоре умер, и все осталось без изменений. В Дели началась борьба за власть, в которой победил царевич Муаззам, ставший Бахадур Шахом. Гобинд Сингх связывал с ним некоторые надежды, но переговоры ни к чему не привели, т. к. религиозный фактор по-прежнему имел огромное влияние на политику Моголов. "Приехав для этих переговоров на Декан, Гобинд Сингх решил поселиться в городе Нандере на берегу реки Годавари. Через некоторое время здесь на него совершили покушение двое фанатиков-мусульман, ранив его в грудь. И Гобинд Сингх начал было уже выздоравливать, но неосторожно натянул свой огромный лук, рана на груди вскрылась, и 7 окт. 1708 г. Гобинд Сингх умер от кровотечения. Перед смертью гуру созвал сикхов, велел принести "Ади Грантх" и сказал, по преданию, такие слова: "Имейте "Ади Грантх" вместо меня". С тех пор сикхи верят, что "Ади Грантх" — это их вечный гуру, т. к. в ней представлено Слово всех гуру. Так прекратилась у сикхов традиция иметь живого гуру. К моменту гибели Гобинд Сингха сикхи практически не имели никакой территории, и шла борьба за выживание. Но созданная Гобинд Сингхом хальса крепла, дух ее был несгибаем, и многие победы пришли потом. Религиозные сочинения Гобинд Сингха собраны в так называемой "Книге десятого гуру" — "Дасван Грантх", которую сикхи почитают едва ли не наравне с "Ади Грантх", в которой, как считается, представлен всего один стих Гобинд Сингха.

ГУРДВАРА (букв. "Врата Гуру")сикхский храм, центр религионой и социальной жизни сикхской общины. Многие Гурдвары построены в исторических для сикхов местах и связаны с именами десяти гуру. Самая главная из них находится в г. Амритсаре — это так называемый Золотой храм. В каждой Гурдваре помещается "Ади Грантх", вокруг которой и посредством которой совершаются сикхские ритуалы. Гурдвара — центр общественной жизни общины, где происходят все важнейшие мероприятия. При Гурдваре организуются школы; Гурдвары предоставляют ночлег и пропитание нуждающимся. Сикхское благочестие подразумевает участие в работах на общественные нужды при Гурдваре — строительстве, ремонте, работе на общественной кухне (трапезной). Гурдвареы являются источником значительных материальных средств, складывающихся из пожертвований верующих и доходов от храмовой земельной собственности. В настоящее время контроль за деятельностью практически всех сикхских Гурдвар в Индии осуществляет Комитет по управлению гурдварами (см. Акали, 2).

ГУРМУКХИ (букв. из уст гуру) шрифт, изобретение которого приписывается второму сикхскому гуру Ангаду. Используется для письменности на панджаби. Этим шрифтом, имеющим сакральное значение, записаны священные книги сикхов.

ГУРУ — верховный учитель в сикхизме. У сикхов было десять гуру После смерти последнего из них, Гобинд Сингха, по его воле священная книга "Ади Грантх"считается сикхским гуру навечно ("Гуру Грантх"). Наставничество гуру — основополагающий момент в сикхизме ; само название "сикх" (ученик) подразумевает, что сикхи идут вслед за своим гуру, указывающим верный путь личным примером и наставлениями, как мудрый и благочестивый человек. Все сикхские гуру жили в обществе, вели нормальную семейную жизнь и постоянно занимались духовным развитием своих учеников. Сикхизм учит, что все десять гуру были едины в духе, хотя имели разные физические тела; в момент смерти гуру светильник духовности переходит к новому гуру, и все они несут один свет, одну истину людям. Их учение едино. Десятый гуру Гобинд Сингх, который осуществил крупнейшую реформу сикхизма , выделил три составляющие власти гуру: персональную, религиозную и светскую. Персональная власть сикхских гуру  завершилась с десятым гуру Религиозная власть будет существовать всегда в виде Писания, и "Ади Грантх" с тех пор считается символическим представителем всех десяти гуру Светскую власть Гобинд Сингх возложил на сикхскую общину пантх: все решения, принятые большинством представителей на собрании сикхов (Сарбат Хальса), становятся обязательными для всех как мнение гуру — гурумата. Вообще считается, что везде, где есть пять сикхов и "Ади Грантх", есть и гуру. На этих принципах построено самоуправление хальсы в отсутствие живого гуру.

ДАЙАЛ СЙНГХ. ДАЙАЛ ДАС (1783—1855) — создатель движения ниранкари. Основал в 1851 секту Ниранкари дарбар. Дайал Сингх мечтал возродить сикхизм первых гуру; он не принимал нововведений гуру Гобинд Сингха и не прошел посвящения в Хальсу. Жил в Равалпинди, где имел свой храм. Дайал Сингх проповедовал против почитания идолов и жертвоприношений предкам. Ниранкари почитали его как живого гуру. Учение Дайал Сингха издал его сын и преемник — Дарбара Дас в виде "Книги законов" ("Хукмнама"), которую Ниранкари почитают наравне с "Ади Грантх".

ДЕРА — молитвенный дом, монастырь сикхской секты удаси.

"ДЖАНАМ САКХИ" — памятник панджабской житийной литературыры XVII—XVIII вв., содержащий рассказы об эпизодах из жизни основателя сикхизма гуру Нанака. "Джанам означает "рождение", "воплощение"; "сакхи" "свидетельство". Вероятно, многие сакхи представляют устную традицию, существовавшую уже во времена гуру Нанака, однако наиболее ранние из рукописных рецензий "Джанам сакхи" появились не ранее, чем через сто лет после кончины гуру и отражают, тким образом, взгляд на жизнь и учение гуру религиозных авторов XVII—XVIII вв. Исторические детали, описывающие жизнь гуру, также относятся к реалиям XVII—XVIII вв. Известны 4 основные рукописные рецензии "Джанам сакхи": "Пуратан джанам сакхи", "Михарбанвали джанам сакхи", "Балевали джанам сакхи" и "Гйан ратнавали", или "Бхаи Мани Сингхвали джанам сакхи". Наиболие популярны в сикхской среде сравнительно, поздние, изобилующие мифопоэтическими деталями и аллюзиями "Балевали джанам сакхи", содержащие описания невероятных чудес, совершенных гуру Нанаком вовремя его паломничеств, причем чем дальше отстоят сакхи от времени жизни гуру Нанака, тем обширней представлена география его путешествий. Именно сакхи, восходящие к рецензии "Балевали", рассказываются как в гурдварах, так и в частных домах сикхов во время праздников, различных церемоний и ритуалов. Сакхи как образец агиографической литературы лишь в минимальной степени могут служить источником биографических сведений о гуру Нанаке, однако они представляют интерес для религиоведа, т. к., с одной стороны, позволяют проследить эволюцию сикхской доктрины, произошедшую со времени жизни гуру Нанака, с другой стороны, в отличие от сакрального текста "Ади Грантх", "Джанам сакхи" в идеологическом плане представляют популярный народный сикхизм . Практически неисследованной остается вся лингво-текстологическая проблематика, связанная с памятником, вопросы композиции, стиля и языка. В грамматическом отношении язык "Джанам сакхи" характеризуется наличием значительного, числа вариантов, передающих один и тот же фрагмент содержания. Некоторые из этих варьирующихся форм представляют различные панджабские диалекты, другие могут быть отнесены к диалектам группы "западный хинди". В лексическом плане в памятнике трудно провести четкие границы между хинди и панджаби, и сакхи прекрасно иллюстрируют ранненовоиндийский культурный стандарт литературный "садхбхаша", на котором в обширном регионе всей Западной и Центральной Индии в XIV—XVIII вв. создавались тексты религиозной литературы бхактов.

ДЖАТХЕДАР — один из представителей общинной организации у сикхов — руководитель общины при храме, глава группы верующих.

ДЖАТЫ — численно доминирующая и играющая важную роль в сикхской общине земледельческая каста. Предполагают, что джаты — пастушеские племена, которые пришли в Пенджаб из Синда через Мультан в VII—IX вв. и далее расселялись на восток по реке Ямуне, становясь земледельцами. Провозглашенное сикхскими гуру равенство всех каст перед богом соответствовало унаследованным от предков эгалитаристским представлениям джатов. Начиная со времени третьего гуру Амар Даса и особенно при пятом гуру Арджуне и его преемниках сикхская община быстро пополнялась джаты , которые начали играть в ней значит, роль, повысив при этом свой социальный статус. Джаты  принесли с собой любовь к военным играм, охоте, состязаниям, новые традиции и обычаи, изменившие облик общины, например, обычай не стричь волосы, который при десятом гуру стал обязательным для всех сикхов. Джаты  не всегда скрупулезно соблюдают "рахат" — правила поведения сикха, при этом даже курящий или остригший волосы джат продолжает считать себя сикхом и остается таковым для членов своей касты. Помимо земледелия, традиционным занятием джатов является служба в армии, что помогает решить проблему аграрного перенаселения. Среди сикхов-джатов много известных индийских спортсменов.

ЗОЛОТОЙ ХРАМ. Харимандир, Дарбар Сахиб — главная сикхская гурдвара, находящаяся в г. Амритсаре. Гуру Арджун заложил Золотой храм в центре священного пруда 15 окт. 1588. При Моголах был разрушен, восстановлен при Ранджит Сингхе в мраморе и покрыт медными позолоченными пластинками, отсюда и название, данное европейцами. Золотой храм  — замечательный образец индийской архитектуры. Комплекс Золотого храма  включает несколько зданий, в том числе Акал Тахт. В Золотом храме  хранится с 1604 оригинал "Ади Грантх", составленный гуру Арджуном. В сокровищнице храма хранятся оружие сикхских гуру и Ранджит Сингха, золотые двери для входов в храм и другие драгоценности, в том числе ритуальные предметы, используемые в праздничных богослужениях. В 1984 храм сильно пострадал во время операции индийских властей против сикхских экстремистов ("Голубая звезда"); вскоре был отреставрирован.

КАСТЫ В СИКХСКОЙ ОБЩИНЕ. Наиболее ранним источником сведений о пестром кастовом составе ранней сикхской общины, главенствующая роль в которой принадлежала торговой касте кхатриев, являются произведения Бхаи Гурдаса, относящиеся к нач. XVII в. Регулярное упоминание кастовой принадлежности членов общины, встречающееся у Бхаи Гурдаса и позднейших авторов, заставляет уточнить распространенное представление об отрицании каст в сикхизме . Подобно другим школам бхакти, сикхи считают, что путь к спасению равно открыт для представителя любой касты и освобождение достигается благодаря божественной милости (надар) и духовным усилиям индивида. В социальном плане отвергается идея ритуального осквернения при общении с представителями низших каст. Между тем при выборе брачного партнера как правило соблюдаются кастовые предписания, поэтому каста у сикхов сохраняется как устойчивая общность и институт социальной мобилизации. Практически сохраняется и отвергаемая в идеале кастовая иерархия. Главенствующее положение занимают численно доминирующая земледельческая каста джатов и небольшая по численности, но очень влиятельная каста кхатриев. К кхатриям непосредственно примыкает также небольшая по численности торговая каста арора. Далее следует каста ремесленников рамгархия. Внизу социальной пирамиды находятся мазхаби (рангрета) и рамдаси, бывшие неприкасаемые, основная масса которых перешла в сикхизм в кон. XIX — нач. XX в. для повышения своего социального статуса.

КЕШДХАРИ — одна из двух основных групп сикховКешдхари и сахадждхари. См. Хальса.

КХАТРИИ — влиятельная торговая каста в сикхской общине, претендующая на кшатрийское происхождение. Все сикхские гуру были кхатриями В отличие от джатов многие кхатрии  отказались войти в хальсу гуру Гобинд Сингха. Они составили большую часть сахадждхари сикхов. Позже, с развитием движения Сингх сабха, часть сахадждхари кхатриев согласилась пройти обряд посвящения в хальсу кхатрии , прошедшие обряд посвящения, скрупулезно следуют правилам поведения сикха ("рахат"). Остригшего волосы кхатрии  члены общины перестают считать сикхом и он сам более таковым себя не считает. У кхатриев больше, чем у джатов, кастовых ограничений на выбор брачного партнера. Кхатрии занимаются крупным и средним бизнесом, а также составляют сикхскую интеллектуальную элиту. Большинство ученых, теологов, писателей, профессоров-сикхов принадлежит к касте кхатриев.

ЛАБАНА — одна из сикхских кастовых групп. По-видимому, восходят к племенной группе предгорий Гималаев, известной под названием "банджара".

ЛАНГАР — общинная трапезная при гурдваре. Совместное принятие пищи в лангаре является элементом сикхского ритуала и символизирует равенство и братство сикхов, происходящие из отрицания ими кастовой иерархии. Особое значение лангары приобрели при гуру Амар Дасе, который требовал, чтобы каждый пришедший к нему отобедал в лангаре: это реально снимало различия в кастовом и общественном положении (очень яркие в средневековье), что было чрезвычайно важным для установления духа братства и равноправия в сикхской общине. Участие в приготовлении пищи и любых работах на кухне рассматривается как богоугодное дело служения обществу, и благочестивые сикхи должны принимать в ней активное участие.

МАЗХАБИ — сикхские "неприкасаемые". Провозглашенная сикхскими гуру идея равенства всех людей независимо от касты не сумела уничтожить касту. В сикхских деревнях сохраняется напоминающее традиционную индуистскую кастовую систему деление обществава на социальные группы, принадлежность к которым определяется рождением и наследственной профессией, т. е. "сикхские касты". Одной из таких групп и являются мазхаби, занимающие низшую ступень в этой иерархии как неприкасаемые, т. к. их предки принадлежали к кастам мусорщиков и подметальщиков, а сами мазхаби занимаются кожевенными и т. п. работами. Дискриминацию мазхаби поддерживали маханты; в результате успехов, достигнутых движением Акали, положение мазхаби улучшилось. В среде мазхаби, исповедующих сикхизм , сохранилось почитание местных неортодоксальных культов.

МАНДЖИ — территориальная структурная единица сикхской общины в XVI—XVII вв. манджи создавались как центры для пропаганды учения гуру Нанака, которые организовал его преемник — второй гуру Ангад по всей Северной Индии. При третьем гуру Амар Дасе было уже 22 манджи в различных частях страны. Вокруг этих центров группировались местные сикхские общины во главе с масандами, которые и стали называться манджи.

МАСАНД — глава манджи в XVI—XVII вв. Мансады наблюдали за положением дел в сикхской общине, проповедовали учение гуру, собирали пожертвования и десятину, дважды в год передавая эти средства гуру. По причине развившейся среди мансадов коррупции гуру Гобинд Сингх отменил этот порядок и самоё должность мансадов.

МАСТЕР — одно из употребительных у сикхов обращений к уважаемому человеку. Букв "учитель" (с англ.). Из обращений такого типа можно упомянуть также Гьяни — букв. "ученый".

МАХАНТЫ — религиозные руководители (жрецы) сикхских гурдвар, пользовавшиеся в сикхской общине большим влиянием до нач. XX в.; с 1925 отстранены от управления храмами хальсы. Первоначально маханты управляли гурдварами под контролем сикхской общины; тогда доходы гурдвар расходовались на общественныу нужды и маханты получали фиксированное жалованье. Со временем, ко второй половине XIX в., жречество стало наследственным, а доходы общины маханты обратили в личную собственность. При этом в сикхских храмах появились идолы, а ритуальная практика совпала с индуистской, т. к. большинство махантов были представителями секты удаси. Под влиянием движения Сингх сабха обществово осознало концептуальные разногласия между махантами и хальсой, появилось стремление очистить сикхизм от неортодоксального влияния махантов. Началась борьба за контроль над храмами между махантами, поддержанными английскими правителями Индии, и сикхской общиной. В результате маханты были отстранены от дел хальсы по Закону о сикхских гурдварах от 1925 (см. Акали, 2).

МИСАЛЬ—военно-административная единица на контролируемых сикхами территориях в XVIII в., возникшая в ходе борьбы сикхов с Моголами и афганскими завоевателями; со временем мисали превратились в сикхские княжества. В истории Пенджаба выделяют так называемый "период мисалей" (ок. 1733—1801). К 60-м гг. XVIII в. на всей территории между Индом и Джамной было 12 мисалей: Бханги, Ахлувалия, Рамгархия, Сукер-чакия, Канхея, Наккаи, Пхул-кия, Сингхпурия, Нишания, Крора Сингхия, Дилевалия, Шахид, возглавляемые феодализировавшейся сикхской верхушкой. После установления сикхского управления в мисалях население получило относительную безопасность и возможность восстановить хозяйство, что способствовало укреплению сикхской государственности. К началу XIX в. эти княжества были объединены в самостоятельное сикхское государствово главой мисали Сукерчакия Ранджит Сингхом, который стал махараджей Пенджаба.

НАМ-МАРГ (путь имени) — путь спасения в сикхизме . Также сахадж-йога. Сикхизм учит, что человек, как высшее из творений бога, получает исключительную возможность выйти из круга перерождений. Человек должен достичь того, чтобы эгоизм и сосредоточение на самом себе заместить сосредоточением на боге. Гуру Нанак учил, что преданность богу имеет большее значение, чем религиозные обряды. Преданная любовь к богу объявляется самой истинной добродетелью, основополагающим условием для того, что ищет освобождения. Высшая духовная добродетель — это постоянное размышление о боге, способность концентрироваться на мыслях о боге, постоянное держание в уме и повторение его имени — симран (нам-смарана, нам-джа-пан). Без этого на пути Нам-марг невозможно достичь ничего. Следует постоянно ощущать присутствие бога. Преданностью и погружением в имя бога человек достигает контроля над разумом и духовно эволюционирует до понимания Имени как Абсолюта. Все моральные и духовные добродетели происходят из всепоглощающего действия любви к богу и сосредоточения на его имени. В таком случае человек, установив связь с богом, поняв его волю, выполняет ее, поднимается до высших ступеней сознания. На этом пути к высшей ступени духовного самосовершенствования исключительно велико значение гуру, который указывает путь и ведет ученика, сикха . Сикхизм учит, что служение богу — это служение его созданиям. Жизнь дает человеку возможность делать добро другим. Религиозный человек не должен уходить из мира, он должен бороться в открытую, имея сердце, наполненное любовью, и контролируя свой разум. Безбрачию, аскетизму, монашеской жизни в сикхизме нет места. Нравственное поведение, активная праведная жизнь имеют главное значение ("Выше истины — жизнь по истине"). Наиболее ценимые качества сикха: стойкость, воздержанность, самообладание, мудрость, покорность воле бога. Сикх должен зарабатывать на жизнь собственным трудом, делиться с другими результатами своего труда. Но все деяния бывают эффективными только тогда, когда их пронизывает Нам.

НАМДХАРИ (КУКИ) — секта в сикхизме, представители которой верят в живого гуру. Намдхари представляют собой хорошо организованную сплоченную группу. Имеют выразительный внешний вид — носят белые одежды домотканого полотна и белые тюрбаны, повязанные особым образом, прямо надо лбом, без острых углов. Движение Намдхари зародилось как одно из реформаторских движений второй половины XIX в. Основатели Намдхари Бхагат Джавахар Мал (1799—1862) и его ученик Балак Сингх — призывали к очищению от влияния индуизма и возврату к традициям десяти гуру. После аннексии Пенджаба англичанами Намдхари культивировали чувства неприятия и сопротивления новым правителям и мечтали восстановить сикхскую государственность. Эта политическая направленность стоила Намдхари пристального внимания англичан к их деятельности. При Баба Рам Сингхе (1815—1885), преемнике Балак Сингха, движение Намдхари приобрело законченные формы. Рам Сингх, сын плоттшка-рамгархия, в молодости был солдатом, но стал учеником Балак Сингха. В 1857, имея много последователей, он провел первый обряд посвящения в Намдхари, ознаменовав тем самым отделение Намдхари от "менее благочестивых" сикхов. Требования к своим последователям он изложил в сочинении "Рахатнама" (1863). Намдхари предписывалось строгое вегетарианство и благочестивая жизнь; в числе прочих этических норм упоминались требование защищать животных, запрет инфантицида и детских браков. Особо оговаривалось требование не сотрудничать с английским правительством, не учить детей в государственных школах, не обращаться в государственные суды, не пользоваться государственной почтовой связью и иностранными товарами. Намдхари вели активную миссионерскую деятельность, и их число и влияние росло. Намдхари создали свою торговую сеть, почтовую связь (всадники по эстафете доставляли все очень быстро), свои храмы. Намдхари придают большое значение чтению молитв и, проведя за этим многие часы, приходят в экстатическое состояние, кричат, за что и получили название "куки". В 1871 Намдхари вступили в открытое противостояние с английскими властями Индии на почве неуважения теми религиозных чувств сикхов. Произошло несколько кровавых инцидентов, и в январе 1872 англичане казнили без суда 66 Намдхари (эпизод этой казни запечатлел выдающийся русский художник В. В. Верещагин на картине "Английская казнь в Индии"). Лидеры движения Намдхари во главе с Рам Сингхом были арестованы и сосланы в Бирму, где Рам Сингх и умер через 13 лет. После высылки гуру Рам Сингха политическая активность движения резко прекратилась. Гуру Рам Сингху наследовали его младший брат и его потомки по прямой мужской линии. Новые гуру Намдхари сосредоточивали деятельность в основном на религиозных и общественных делах, хотя, например, Намдхари принимали активное участие в секретной кампании за возвращение Дилип Сингха на престол в 80-х гг. XIX в. После 1947 центр общины перенесен в Индию и находится в Сирса.

НАНАК, гуру (15 апр. 1469 — 7 сент. 1539) — основатель сикхизма , первый сикхский гуру. Н. был по происхождению индуистом кхатрийской касты беди (см. Кхатприи). Н. создал свое учение на основе идей бхактов и суфизма, с к-рым был знаком через бхактов и натхов в том виде, в каком он бытовал в Пенджабе. Н. провозгласил равенство всех людей независимо от религии, касты, пола, как созданий единого бога, как бы его ни именовали в разных религиях. Н. отрицал аскетическое служение богу, проповедуя благочестивую мирскую жизнь. При Н. в Картарпуре сложилась община его учеников — сикхов. Сочинения Н. и его живая мысль дошли до нашего времени в книге "Ади Грантх", свящ. для сикхов, где представлено 976 его гимнов. Учение Н. было дополнено и развито его преемниками. Но неоспорим тот факт, что идея всеобщего равенства людей, строгий монотеизм, настрой на благочестивую деятельную жизнь и взаимопомощь в об-ве единомышленников, отрицание идолопоклонничества были провозглашены в сикхизме именно Н. Учение Н. нашло горячий отклик в сердцах и душах индийцев, воспитанных в жесткой, часто бесчеловечной иерархичности кастовой системы, с одной стороны, и противопоставления индуистов и мусульман — с другой. Сикхская община существует уже полтысячелетия. Н. в конце жизни назвал преемником своего ученика Лахину, будущего гуру Ангада.

НИРАНКАРИ (от Ниранкар — Бестелесный, Бесплотный. Один из эпитетов бога в сикхизме ) — секта, почитающая живого гуру. Н. зародилась как сикхское пуританское движение, начатое с целью возврата к традициям и учению первых гуру. Н. не признавали воинственные традиции хальсы и реформы гуру Гобинд Сингха в целом. Н. очень почитают гуру Нанака и имеют собственных гуру. Основателем движения Н. был Дошл Дас, учение к-рого изложено в "Книге Законов" ("Хукмнама"), почитаемой Н. наравне с "Ади Грантх". Во времена Дайал Даса и его ближайших преемников Н. не принимали посвящения в хальсу. Преемник Дайал Даса, его сын Дарбара Дас, как считается, ввел в практику большинство сикхских ритуалов, в частн. брачный обряд "ананд". В 1873 в движении Н. произошел раскол. Ортодоксальные Н. остались в незначит. меньшинстве. Есть сведения, что в наст. вр. в общине Н. велик процент кастовых индуистов и хариджанов, а также мусульман. К кон. 70-х гг. конфликты между Н. и сикхами, к-рые обвиняют Н. в узурпации их имени и разлагающем влиянии на хальсу, обострились. В 1973 верховные жрецы Акал Тахт издали указ, к-рым объявили Н. антирелиг. группой и предписывали сикхам не иметь с ними никаких отношений. В 1978—1979 произошли открытые столкновения Н. и сикхов, а в 1980 сикхские экстремисты убили руководителя Н. Гурбачан Сингха.

НИРАНКАРИ ДАРБАР — секта в сикхизме , основанная в Равалпинди Дайал Дасом в 1851. В 1873 в движении ниранкари произошел раскол, была создана Миссия Ниранкари, а Н. Д. остался ортодоксальной сектой, численность к-рой невелика.

НИХАНГИ, акали — военизированный орден аскетичных защитников Бессмертного Бога, считающих своей задачей охрану гурдвар. Н. играли важную роль в хальсе, но со времен Ранджит Сингха потеряли свое исключит, значение в ней. Н. подчиняются только своему главе, хорошо вооружены и одеваются в одежды синего цвета. Считается, что "безрассудные" Н. всегда готовы пожертвовать собою для пантха. Их штаб-квартира находится в Акал Тахте.

ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА В  СИКХИЗМЕ. Наречение имени проводится, когда ребенку всего несколько дней. Гл. момент обряда состоит в том, что свящ. книга "Ади Грантх" раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы должно начинаться имя новорожденного. Строгих предписаний насчет выбора имен нет: используются индуистские, даже мусульманские и европ. имена, хотя есть и излюбленные — имена гуру и др. великих людей. Добавление к имени "Сингх" или "Каур" сикхи получают с момента посвящения (если таковое имеет место) в хальсу. Посвящение в сикхскую общину хальсу —"пах у л" проводится в присутствии всей общины сразу для мн. мальчиков и девочек, достигших юношеского возраста и способных сознательно пойти на этот шаг. Ритуал проводится так, как некогда его провел гуру Гобинд Сингх, учреждая хальсу. Проводят обряд избранные всеми для этой цели пять особо уважаемых членов общины, к-рые называются "Панч Пьяре", — как первые пятеро, посвященные Гобинд Сингхом и посвятившие его. Обряд проводится перед книгой "Ади Грантх". Для церемонии приготовляется в железном сосуде амрита — особый ритуальный напиток, к-рому в обряде посвящения отводится гл. роль. Произносятся клятвы, и каждый посвящаемый пьет пригоршнями амриту, а посвящающие обрызгивают ею его лицо и волосы; затем новообращенные пьют амриту из общего сосуда по очереди — в знак того, что стали братьями. Приняв посвящение, новообращенные сикхи получают все права члена общины: они могут отныне посещать все святыни и вступать в брак. Все обязанности сикха должны отныне исполняться ими неукоснительно. В сикхизме предусмотрена возможность повторной инициации для тех, кто по к.-л. причинам (в т. ч. ритуального характера) выбыл из общины. Бракосочетание, "анандкарадж" имеет много общего с индуистской церемонией бракосочетания, но нет обычая обязательно давать за невестой приданое. Обряд проводится рано утром на рассвете. Читаются гимны из "Ади Грантха". Гл. содержательный момент ритуала состоит в том, что жених и невеста четыре раза обходят вокруг "Ади Грантха". В тот же день молодая жена может перейти жить в дом мужа. В сикхской традиции нет запрета на замужество вдов. Похоронный обряд. Сикхи кремируют умерших, и обряды, связанные с этим печальным событием, во мн. общие с индуистскими. Читаются гимны из "Ади Грантха". Считается, что ни в коем случае нельзя давать волю эмоциям. Период траура длится четыре—десять дней. Сикхизм запрещает совершать поминальные жертвоприношения (шраддха).

ПАНТХ — сикхская община, хальса. В сикхской традиции П. является со времен гуру Гобинд Сингха законодателем и судьей. Решения, принятые выборными представителями об-ва в присутствии гуру Грантх (т. е. "Ади Грантха") и П., представленным не менее чем пятью сикхами, становятся обязательными для исполнения как "гурумата", решение гуру.

ПЯТИ "К" ПРАВИЛО — мнемотехнический прием для заучивания названий (на панджаби) тех символич. особенностей, к-рые определяют внешний вид сикха. Их ввел в практику десятый гуру Гобинд Сингх как знаки принадлежности к халъсе, имея к-рые легко быть узнанным и трудно отречься от своей веры. П. "к", обязательные для сикхов хальсы, следующие: кеш — длинные волосы, борода и усы, никогда не стриженные и не бритые; кангха — гребень в волосах, к-рый помогает аккуратно их уложить, а не распускать в беспорядке, как это делают порицаемые сикхами аскеты; кара — стальной (железный) браслет на правом запястье; качх — штаны особого покроя; кирпан — меч.

РАМ ДАС, гуру (1534—1581) — четвертый гуру сикхов. Р. родился в индусской семье, но рано пришел к гуру Амар Дасу, став его лучшим учеником и преемником. Р. был прекрасным знатоком и толкователем сочинений своих предшественников; ему приписываются 679 гимнов, включенных в "Ади Грантх". Р. вошел в сикхскую историю как создатель свящ. города Амритсара. В 1577 он купил участок земли и заложил город Гуру Чакк. В этом городе был при Р. вырыт свящ. пруд Амритсар ("Океан амриты") — отсюда название выросшего здесь большого города. Считается также, что именно Р стал назначать масандов в сикхские общины.

РАМДАСИ — сикхская ремесленная каста, соответствует джулаха-ткачам в индусской кастовой структуре. Р. считают себя последователями четвертого гуру Рам Даса, к-рому, по преданию, помогали копать свящ. пруд в Амритсаре. Научные изыскания, однако, заставляют думать, что эта группа ведет свое происхождение от чамаров, к-рые, став сикхами, повысили свой статус и изменили род занятий. Зато они особо почитают санта Равидаса, чамара по происхождению, чьи стихи вошли в "Ади Грантх", а гуру Рам Дас, как они говорят, принял их в сикхизм из уважения к Равидасу.

РАМГАРХИЯ — ремесленная каста в сикхской общине. Ее основу составили плотники-таркханы, вошедшие в общину вслед за землевладельцами-джатами, которым они служили. В сикхской общине плотники стали называть себя "рамгархия" по имени одного из знаменитых представителей своей касты. Джасса Сингх Рамгархия, глава одного из мисалов (см. Мисал), командовал крепостью Рамгарх в Амритсаре и прославился своей храбростью в сражениях. В касту Р. влились также представители других ремесленных каст, перешедшие в сикхизм : кузнецы (лохар), каменщики (радж), парикмахеры (наи). Р. в значит, степени сохранили свои традиционные занятия, применяясь к новым условиям. Мн. из них повысили свой экономич. и социальный статус. Большое кол-во Р. эмигрировало в страны Восточной Африки, а также в Англию.

РАНДЖИТ СИНГХ (1780—1839) — создатель независимого сикхского гос-ва, короновавшийся в 1801 махараджей Пенджаба, род. в семье главы мисаля Сукерчакия и унаследовал его. В условиях распада Могольской империи и вмешательства англичан в политику на сев.-западе Индии Р. сумел объединить сикхские мисали и создать сильное гос-во с хорошо оснащенной и организованной армией. Период существования независимого сикхского гос-ва в сикхской идеологии воспринимается как "золотой век" в истории Пенджаба, а Р. является любимым нац. героем.

САНТ (Святой человек) — уважительное звание, к-рое сикхи дают человеку, имеющему особые заслуги перед общиной, ведущему праведный образ жизни и заслужившему высокий авторитет.

САРДАР — уважительное обращение к сикху, особенно незнакомому. Исторически С. — сикхский феодал-землевладелец и военный глава мисаля в XVIII—XIX вв.

САХАДЖДХАРИ — одно из двух основных подразделений сикхской общины — С. и кешдхари (хальса). С. — те, кто не принимает новаций десятого гуру Гобинда, т. е. не становится членом хальсы. С. сикхи и хальса имеют концептуальные идеологич. различия: С. не приемлют воинственности хальсы, лояльно относятся к индуистскому влиянию и т. д. Различия проявляются и во внешнем облике, т. к. С. не принимают обязательных для хальсы знаков отличия (см. Пяти "к" правило) — стригут волосы, бреются и т. д. С. называются также Нанакпантхи (следующие по пути Нанака).

САХАДЖ-ЙОГА — см. Нам-марг.

СИКХ — последователь религии сикхизма . Слово произошло от санскритского "шишья" "ученик". По традиции считается, что С. — тот, кто следует учению десяти гуру и почитает "Ади Грантх". Две большие группы С., различающиеся своим отношением к реформам Гобинд Сингха, это: ортодоксальная хальса (кешдхари) и бритые сахадждхари. Сикхские секты могут быть отнесены к сикхизму лишь условно, т. к. ортодоксальный сикхизм их не признает. Это удаси, отличающиеся неверием в десять гуру, а также намдхари и ниранкари, к-рые считают, что традиция живых гуру продолжается и после гуру Гобинд Сингха, и поэтому имеют своих гуру, к-рых почитают наравне с десятью сикхскими. Есть и нек-рые другие сикхские секты. По переписи 1971 в Индии насчитывалось 10 378 797 С. Из них 8,8 млн. проживало в штатах Пенджаб и Хариана. Ко вт. пол. XX в. община С. получила такое развитие, что сейчас можно говорить о сложившейся этноконфессиональной общности С.

СИНГХ САБХА — одно из реформаторских движений в сикхизме во вт. пол. XIX — нач. XX в. Просветительская направленность С. с., имевшая целью соц. реформы, стремление к восстановлению чистоты веры и учения десяти гуру, имела огромное влияние на духовное развитие сикхской общины. Во вт. пол. XIX в. в духовной жизни инд. об-ва отчетливо обозначилось противостояние традиц. ценностей и европ. влияния в культуре, что привело к буржуазной реформации индуизма. С. с. — реакция сикхской интеллигенции на сложный период в жизни сикхской общины, когда очевидным стал отход от учения гуру и преобладание индуистского влияния в доктрине, ритуале, повседневной бытовой практике, чему способствовала деятельность махантов. Положение усугублялось повсеместным распространением христ. миссионерского влияния. Вызов зап. науки и христ. морали традиционным сикхским обычаям привел к необходимости творческого осмысления места сикхов в об-ве. Задача осложнялась тем, что сикхизм рассматривался в это время как ересь индуизма, а сами сикхи — как составная часть инд. нации (в противоположность мусульманам). Активные политич. процессы в стране вызвали необходимость осознания сикхами своих интересов, и С. с. способствовала возрождению конфес. и нац. самосознания сикхов Пенджаба и их самоопределению как отдельной от индуистов общины. В 1873 была создана ассоциация Шри Гуру С. с., провозгласившая задачи восстановления чистоты сикхизма , издания религ. и историч. книг, пропаганды совр. знания на языке панджаби, создания просветительских программ, возвращения в лоно сикхизма вероотступников. Просветительская деятельность С. с. имела долговременное значение. Были открыты многочисленные школы, в т. ч. для девочек, колледжи, в т. ч. знаменитые Хальса Колледжи в Амритсаре и Гуджранвале, госпитали, сиротские дома. Началось издание газет и журналов, религ. и историч. литературы на панджаби. Были узаконены сообразующиеся с сикхской традицией обряды и церемонии. Было обращено внимание на положение дел в сикхских храмах. С. с. получила широкую поддержку в сикхском об-ве, мн. авторитетные люди присоединились к движению. В 1879 была создана С. с. в Лахоре, а в 1880 — объединенная С. с. в Амритсаре. Эти орг-ции получили поддержку правительства Индии. В 1902 образовался Главный совет хальсы (ЧХД), и все С. с. оказались под его руководством, а ЧХД стал политической орг-цией. Со временем, когда речь зашла о борьбе за контроль над гурдварами, инициатива перешла от ЧХД и С. с. к Акали, а к 1940 ЧХД потерял влияние в сикхских массах.

"СУКХМАНИ" — поэма гуру Арджуна, вошедшая в Ади Грантх". Считается, что в ней гуру Арджун изложил основные догматы сикхской веры.

ТЕГХ БАХАДУР, гуру (1621—1675) — девятый сикхский гуру, преемник гуру Хар Кришана. Т. был младшим из пяти сыновей гуру Харгобинда и получил совершенное сикхское образование и воспитание: классич. науки, физическое развитие, верховая езда, стрельба из лука. Он достиг большого мастерства во всем и обнаружил глубоко мистич. характер, любовь к размышлениям и одиночеству. Т. был талантливым поэтом — в "Ади Грантх" представлены 118 написанных им гимнов. Т. в юности принимал участие в военных сражениях рядом с отцом, а позже жил с отцом в Киратпуре, где гуру Харгобинд создавал сикхскую общину. Через неск. лет Т. уехал с матерью и женой в родную деревню матери Бакала. В 1644 стал сикхским гуру и пользовался большим уважением современников. Гл. внимание он уделял развитию духовной стороны жизни общины, учил сикхов всепрощению. Т. заложил новый город Анандпур, бывший при нем гл. городом сикхов. При Т. была восстановлена связь с отдаленными общинами через масандов. В 1665 Т. отправился в длительное путешествие на восток — до Дакки и Ассама; он хотел повторить путь гуру Нанака и донести слово гуру до самых отдаленно живущих своих учеников. В 1666 в г. Патне родился его единственный сын Гобинд Дас, к-рого отец впервые увидел уже трехлетним мальчиком по окончании своего путешествия. Служение гуру Т. проходило во времена Могольского падишаха Аурангзеба, отличавшегося крайней нетерпимостью к иноверцам. Желая превратить страну в оплот ислама, он жестоко подавлял сопротивление методично проводившейся им политике исламизации коренных жителей Индии. Гуру Т. был вынужден вступить в открытое противостояние с Аурангзебом. Понимая, что обречен, он назначил своим преемником сына Гобинд Даса. По приказу Аурангзеба Т. более трех месяцев держали закованным в цепи в тюрьме, принуждая отречься от своей веры и принять ислам. Несломленный, он был посажен в железную клетку и доставлен в Дели, где и был публично казнен — обезглавлен на Чандни Чау-ке И нояб. 1675. Мученическая гибель гуру Т., защищавшего право сикхов сохранить свою веру, сплотила их в борьбе за выживание. Считается также, что своей смертью Т. утвердил право немусульман Индии на свою религию. Сын и преемник Т. гуру Гобинд Сингх радикально реформировал сикхскую общину и сделал ее способной защищать себя.

УДАСИНЫ, УДАСИ — аскетическая сикхская секта, основанная старшим сыном гуру Нанака Шри Чандом (1494—1629). У. особо почитают первых гуру и не признают установлений десятого гуру Гобинд Сингха. У. — сахадждхари-сикхи. По обычаям и обрядности они мало отличаются от индуистов. До начала XX в. У. пользовались большим влиянием в сикхской общине, т. к. члены этой секты по традиции управляли сикхскими гурдварами (см. Маханты). Сейчас У. имеют мало соприкосновений с хальсой, имеют свои собственные молитвенные дома, школы и т. д.

XАЛИСТАН, произв. от "хальса". В ходе борьбы за независимость Индии в 1940 конференция Акали дал приняла резолюцию с требованием в случае раздела Индии на доминионы создать особое сикхское гос-во X. на территории Пенджаба. С тех пор радикальное требование создания Азад Пенджаба, Сикхистана, Халистана активно используется идеологами сикхского сепаратизма.

XАЛЬСА (от арабск. чистый) — название, данное гуру Гобинд Сингхом сикхской общине, принявшей его нововведения. Гобинд Сингх провел в жизнь крупнейшую реформу сикхизма и создал по-новому организованную сикхскую общину — X. X. — воинственное, бескастовое, готовое к самопожертвованию братство сикхов. Первое посвящение в X. Гобинд Сингха произошло 30 марта 1699. С этого времени в сикхской общине выделяются два основных подразделения: X. и сахадждхари. Приняв посвящение, пройдя специальную церемонию, верующий сикх становится членом X. и отныне имеет право посещать самые свящ. места сикхов. Все члены X. — мужчины получают дополнение к имени (нечто вроде единой для всех фамилии) — Сингх ("лев"), в знак равенства независимо от касты. Члены X. должны носить пять эмблем принадлежности к X. (см. Пяти "к" правило) и соблюдать обязательные заповеди: не стричь волос; воздерживаться от курения, употребления алкоголя и др. интоксикантов; не есть мяса животных, убитых обескровливанием, как это делают мусульмане (надо употреблять мясо животного, убитого одним ударом); воздерживаться от интимных отношений с мусульманками. Принадлежность к X. означает принятие сикхом идеи гуру Гобинд Сингха о том, что "Ади Грантх" стала вечным гуру сикхов, а сами сикхи должны помогать слабым, бороться с угнетателями, верить в единого бога и считать всех людей равными независимо от касты. См. также Пантх.

ХАР КРИШАН, гуру (1656—1664) — восьмой сикхский гуру, сын и преемник гуру Хар Раи. Был еще маленьким мальчиком, когда стал гуру после смерти отца в 1661. Вскоре после этого X. приехал в Дели посетить двор падишаха Аурангзеба, но неожиданно заболел оспой и умер. Его преемником стал гуру Тегх Бахадур, брат деда X.

ХАР РАИ, гуру (1630—1661) — седьмой сикхский гуру, внук и преемник гуру Харгобинда. Больших военных конфликтов с Моголами при X. не было, но идейное противостояние продолжалось и отличалось большой напряженностью и драматичностью. X. сумел сохранить позиции сикхской общины, он имел возможность укрепить ее в духовном отношении — X. Р. и его ученики вели большую миссионерскую работу, проповедуя учение сикхизма .

ХАРГОБИНД, гуру (1595—1644) — шестой сикхский гуру, сын и преемник гуру Арджуна. X. было всего 11 лет, когда мученически погиб его отец. Но сикхская община сумела сохранить единство и выстоять, а позже и усилить свое влияние. Служение гуру X. прошло в ситуации противостояния Моголам и необходимости защищаться от все растущего ре-лиг, и политич. давления имперских властей Дели. X. стремился пробудить воинственный дух сикхов и преуспел в этом. X. был образованным и отлично физически подготовленным человеком. Став гуру, он начал создавать сикхскую армию, построил крепость Лохгарх для защиты Амритсара. Но по приказу падишаха Джахангира был схвачен и заточен в крепость Гвалиор якобы за неуплату налогов. Вернувшись в Пенджаб, X. стал много ездить и проповедовать учение сикхских гуру, чтобы поднять дух своей общины. Военные столкновения с Моголами продолжались, и в 1634 уже при Шах Джахане X. был вынужден покинуть Амритсар навсегда, чтобы поселиться в предгорьях Гималаев в г. Киратпуре, к-рый стал при нем центром сикхской веры. Сюда отовсюду стекались сикхи, и время проходило в военных упражнениях и религ. занятиях. К концу жизни X. сикхи уже имели хорошо подготовленную в военном отношении армию, что стало важнейшим фактором в истории сикхского общества.
 
« Пред.   След. »