ЭКАДАНТА (Однобивневый) — эпитет Ганеши. Согласно одному из мифов, бивень отсек топором Парашурама, когда Ганеша помешал ему проникнуть к спящему Шиве на Кайласу. По др. версии, бивень отсек Шива, когда Ганеша не позволил ему войти в покой Парвати. Иногда говорят, что Ганеша, борясь с демоном Гаджамукхой, сам вырвал свой бивень и запустил его во врага. Считается, что он сделал это, чтобы записать им "Махабхарату". Историч. интерпретация темы одного бивня подчеркивает его параллель с простым плугом и тем связывает образ Ганеши с древними земледельч. культами. Относительно того, какой бивень был Ганешей утерян, в его иконографии определенности нет.
ЭКНАТХ (1553-1599) — один из наиб. радикальных, как считается, поэтов традиции варкари, представляет собой среди поэтов-сантов редкий пример значит. совпадения проповедуемых идей и мирского поведения. Род. в Пайтхане — махараштранском Варанаси — в семье брахманов, традиц. почитавших Виттхаля. Своим гуру считал суфия Дзанардану. Э. оставил огромное наследие. Издал используемый ныне вариант "Днянешвари" — поэтич. комментарий к "Бхагавадгите", созданный основоположником маратхского бхакти Днянешваром; записал биографии ранних сантов, включая неприкасаемого Цокху Мелу; перевел с санскрита 2-ю скандху "Бхагавата-пураны", известную на маратхи как "Экнатхи Бхагавата". Создал "Рукмини-сваямвара" (1571), поэму, описывающую свадьбу Рукмини и Кришны как духовное соединение дживы и Шивы. Оставил незаконченную поэму "Бхавартха-Рамаяна", завершенную его учеником Гава-бой; писал философские монографии в стихах, популяризируя принципы веданты, а также абханги и др. песнопения, объединенные в "Экнатхигатха". Э. — автор множества бхаруд — драматич. поэм, обладающих двойным смыслом — секулярным и духовным, в к-рых птицы, собаки, неприкасаемые, проститутки, нищие и прочие являются выразителями идей бхакти.
ЭКОДДИШТА (предназначенная для одного) — разновидность шраддхи, заупокойного обряда; имела целью приобщение усопшего, пребывавшего в состоянии преты (неупокоенного бесплотного духа), к сонму "отцов" (питри). Покойного "кормили" рисовыми клецками (пинда), что должно было способствовать обретению им нового, "тонкого" тела. В теч. 10 дней после кремации в результате приношения клецок пинда у покойного, как считали, каждый день появлялась новая часть "тонкого" тела: в 1-й день — голова, затем глаза, уши, нос и т. д. На 10-й день новое тело мыслилось созданным, на 12-й день (или через полтора месяца — в том случае, если покойный не был брахманом, поддерживавшим при жизни священный огонь) особой церемонией отмечалось приобщение покойного к сонму питри, после чего его "кормили" уже не персонально, а в ходе общей шраддхи для всех "праотцев".
ЭЛЕФАНТА — пещерный храм VI—VIII вв. на острове Элефанта (против гавани Бомбея). Образец брахманской скальной архитектуры. До XVI в. был одним из главнейших культовых центров Индии. После разрушения португальцами утратил свое значение. Гл. святилище в пещерном комплексе — храм Брахмы. Элефанта знаменита выдающимися скульптурными памятниками. Один из них изображает Шиву — Махешварамурти — бюст с тремя головами, обращенными ликами в разные стороны. Большой храм Шивы высечен в скале в зап. части о-ва на высоте 76 м над уровнем моря.
ЭЛЛОРА — комплекс храмовых скальных сооружений (примерно в 100 км от Аджанты). В период с V по VIII в. здесь было высечено более 30 пещерных храмов, большая часть к-рых — индуистские. Жемчужиной Э. является храм Кайласанатха. Гора Кайласа считается обителью Шивы, и потому пирамидальные башни храма воспринимаются как ее символ. Вместе со святилищем, залом, колоннами, входами храм высечен из цельного сплошного скального массива и украшен изумительными фигурами и сценами, к-рые дают основания считать памятник образцом пластического и живописного искусства мирового значения. По площади храм приблиз. равен Парфенону, а по высоте в полтора раза превосходит его. Храм был выстроен при Кришне II из династии Раштракутов (2-я пол. VIII в.).
ЭПОС — в древней Индии — "Махабхарата" и "Рамаяна", созданные сказителями-импровизаторами на санскрите как литературном наддиалекте в устной традиции за период приблиз. с VI—V вв. до н. э. по IV—V вв. н. э. Типологически первичный слой содержания составляет героич. сказание о борьбе за престол внутри царского рода куру между двумя его ветвями — Кауравами и Пандавами, завершающейся "великой битвой", всеинд. по своим масштабам: в ней принимают участие все известные эпосу племена и народы. По данным историч. типологии, в "Махабхарате" получило отображение длит, этнокультурное противостояние Мадхьядеши, "Срединной земли" Ямуно-Гангского междуречья, бывшего родиной эпоса, ее зап. и юго-вост. соседям. Основой содержания "Рамаяны" Вальмики, создание к-рой связывается с сев.-вост. Индией, является борьба героя Рамы, сына царя Дашаратхи, за возвращение его супруги Ситы, похищенной демоном Раваной, правителем Ланки, к-рого Рама убивает в бою, поддерживаемый полчищами обезьян и медведей. Сюжет "Рамаяны" традиц. интерпретируется в свете продвижения индоариев на юг субконтинента. В процессе т. наз. брахманского "редактирования" "Махабхарата" прошла эволюцию от героич. песенного фольклора до религ.-философской эпопеи, в к-рую был введен обширный "дидактический" материал (типологически вторичный слой эпического содержания), тогда как "Рамаяна" с ее обилием сказочной фантастики превратилась в лирико-эпич. поэму со следами авторской индивидуальности в стиле и характере образов. Оба памятника, отражая ранний этап становления индуизма, могут служить источниками, проясняющими осн. вехи этого процесса. Многие мифологич. сюжеты и образы эпоса, нашедшие отражение в лит-ре и искусстве Индии, содействовали распространению индуизма, в т. ч. и за пределами региона. Ведущая свое начало от "Ригведы" тенденция — наряду с усилением монотеистич. начала отождествление принадлежащих к разнородным культам мифологич. фигур и создание, через циклизацию мифов, синкретических образов — ощутима и в эпосе, причем едва ли не осн. источником эпич. мифологии выступают локальные верования. Эпич. пантеон отмечен чертами системности. Главный для эпоса из трех "великих богов" индуистской триады (подходы к к-рой здесь еще только намечаются), Вишну осуществляет свою осн. функцию — охранителя людей (см. аватара), однако иногда (в частн., когда он выступает в форме Нараяны) ему приписывается роль созидателя Брахмы и разрушителя — Шивы. В развитой космологии индуизма ведийские по происхождению боги (Индра, Варуна, Яма, божества стихий и светил) распределяются вначале согласно четырем, а впоследствии — восьми сторонам света как их хранители (см. локапалы). "Основной" индоевропейский миф, принимающий в Индии форму демоноборчества царя богов Индры, не только входит в эпическую сюжетику, но в кач-ве композиционного архетипа определяет действия и соотношение персонажей эпоса; так, Пандавы ассоциируются с богами как их сыновья, а Кауравы — с демонами как их воплощения. Ригведийские связи Индры и Дишну-Упендры ("Малого Индры") выражаются в родственных отношениях и боевом союзе героя Арджуны, сына Индры, с Кришной, верховным божеством и воплощением Вишну; при этом Арджуна и Вишну-Кришна иногда сближаются вплоть до идентификации. В эпич. космографии вертикаль трехчастна, соединяя небо (местопребывание богов), землю (обиталище людей) и подземный мир (край демонов); поздняя относительно героики эпоса брахманская теория использует также имеющую параллели в упанишадах идею "многоярусности" надземных и подземных миров. Жизнь вселенной в эпической "дидактике" воспринимается как периодич. смена циклов, состоящих из четырех юг; каждый из них завершается гибелью вселенной (см. Пралая) в результате моральной деградации человечества. Космогонич. концепции эпоса предполагают наличие персонифицированной силы творения, к-рое связывается обычно с именем Праджапати-Брахмы, однако оба направления индуистской веры — вишнуизм и шиваизм — наделяют статусом творца верховное для каждого божество. Представления о посмертной судьбе человека как о наказании грешника в аду и райском блаженстве праведного на небесах сосуществуют в эпосе с концепцией переселения душ. Те, что следуют "путем богов" (дэваяна), освобождаются от перерождений; блюдущие дхарму идут "путем предков" (питрияна), рождаясь снова среди людей; преступившие же ре-лиг, закон рождаются животными. Всеми течениями индуистской мысли было воспринято известное и эпосу учение о карме, детерминированности участи человека исполнением в прошлом его рождении сословно-варновых обязанностей. Понятие бесконечности бытия выражено образом колеса-сансары, выход за пределы к-рого, т. е. религ. освобождение, осознается как результат йогического постижения тождества индивидуального Атмана и мирового Абсолюта — Брахмана. "Бхагавадгита", фрагмент из VI книги "Махабхараты", демонстрирует синтез религ.-философских и этич. доктрин. Один из самых значит, текстов индуизма, "Гита", проповедует единство трех путей к освобождению: знания (джняна), любви к богу (бхакти) и действия (карма), определяемого законом дхармы. К числу важнейших сторон религ. практики индуизма эпос относит аскезу, ритуальное паломничество и йогическое самосовершенствование.
ЭТИКА. Философской дисциплины, подобной европ. Э., т. е. а) позитивно изучающей и конструирующей понятия поступка, деяния, характера, нрава и пр. и б) созидающей нормативные понятия блага, зла и др., в Индии не возникло. В целом сфера Э. поделена в инд. культуре между дхармой и мокшей. При этом дхармой предписываются социальные нормы поведения, обязательные для каждого члена об-ва, но, поскольку они существенно связаны с его кастой, варной, возрастным статусом, трудноотделимы от обычного права, на долю этического остается немного. Понятия благого и злого обосновываются законом кармы; это, т. обр., не античная автономная Э. и тем более не разумный эгоизм (поскольку речь идет о следующем рождении), но и не теологич. обоснованная этика христ-ва. Дурно то, что приведет к тягостным переживаниям в будущих жизнях; добродетельные поступки приведут к посмертному счастью, но и то и другое в силу безличного устройства мира (бог как устроитель или наблюдатель за кармой — редкий теологич. вариант). Перечень типов дурных поступков был впервые сформулирован в буддизме, но затем воспринят индуизмом. Он включает три дурных телесных действия: 1) намеренное убийство или, при расширенном толковании, причинение физич. ущерба; 2) воровство и 3) нарушение половой морали; четыре словесно дурных действия: 1) обман; 2) сеяние розни; 3) оскорбление и 4) пустословие и три дурных внутренних действия: 1) жадность; 2) зависть; 3) нигилизм — непризнание закона кармы, блага даров и т. д. Воздержание от них суть благие поступки; это может толковаться и положительно: спасение жизни, щедрость и пр. Аналога европ. учению о мирских добродетелях (стоическая четверка, воспринятая христ-вом) вовсе нет, хотя словарный запас санскрита в этой области несравненно богаче европ. языков, а частных наставлений в поэзии и иной дидактике предостаточно. Однако вся дхарма принадлежит области благого мирского, ибо и небесное рождение не выводит за пределы конечного мира, сансары. Поэтому соответствие религ. западной Э. с понятием конечного блага относится к учению о мокше, т. е., по одному из синонимов, "сверхблаге" (нихшреяса) и входит в состав наставлений для духовного пути. Здесь рассматриваются уже субъективные возможности свершения дурных поступков или даже склонности к ним; при этом блюдение мирской нравственности подразумевается. Основания, говоря языком Канта, "злой воли" усматриваются в "удручителях" сознания (клеша) — аффективных эмоциях, производных из гл. их причины — неведения, метафизического незнания, что поясняется в разных терминах, но прежде всего как смешение в сознании представлений о вечном и невечном, радости и страдании, подлинном "я" и ложном "я", — как нек-рая иллюзия относительно себя и мира. Устранение их считается возможным, т. е. достижение кантовской "абсолютно доброй воли" осуществимо. На этом пути — уже не добродетели, а святости — обретаются и такие морально значимые результаты, как совершенство в невреждении (йога, джайнизм) — упрочение святого в ненасилии, так что агрессивность др. существ в его присутствии гаснет. Требования святости как этапа духовного пути постоянны во всех традициях, и опасность темной внеморальной духовности отчетливо осознавалась. Однако дальнейший путь к освобождению уже сверхморален. Представление о морально совершенных святых, снявших своей жизнью конечные ограничения дхармы, о людях, на к-рых держится мир, оставалось неизменно значимым для следующих путем дхармы индуистов.
ЮГА (букв. ярмо, упряжка для скота) — в мифологич. хронологии понятие, к-рое обозначает самую мелкую единицу исчисления времени, основанную на представлении о божественном, в противоположность человеч. времени. 4 юги образуют махаюгу и обозначаются терминами для игры в кости (крита, трета, двапара и кали), что соответствует костям в 4, 3, 2 и 1 очко. Теми же цифрами обозначается сравнит. длительность юг: каждая последующая укорачивается на 1/4 по сравнению с предыдущей. Укорачивание, ускорение времени свидетельствует об ухудшении дхармич. состояния вселенной. Предела падения оно достигает в Кали-югу. По окончании ее все погружается в состояние хаоса (пралайи) до нач. нового цикла творения (сришти). В индуизме 12 тыс. человеч. юг составляет 1 божественную югу, 1 тыс. божественных юг — кальпу или день Брахмы. Каждая юга подразделяется на время дня, ночи и сумерек. В праздничном календаре начало и конец юги отмечается специальными ритуалами.
ЮДХИШТХИРА — в "Махабхаате" старший среди пятерых братьев Пандавов, по "небесной" родословной — сын бога Дхармы, провозглашаемый образцом верности дхарме, универсальному надличностному религ. долгу.
ЯДАВЫ — потомки царя Яду из Лунной династии, основателя рода, давшего название скотоводческому племени, к-рое прославилось благодаря принадлежности к нему Кришны, жившего в детстве и юности среди пастухов. Столицей ядавов при Кришне была Дварака (Гуджарат), к-рую после его смерти поглотило море вместе со всеми обитателями.
ЯДЖАМАНА — учредитель жертвоприношения, для к-рого оно совершается жрецами, профессиональными исполнителями обряда; Я. призывает их с этой целью и оплачивает их труд.
ЯДЖНА/ЯДЖНЯ (жертвоприношение) — осн. форма ведийского обряда, восходящая к архаич. магич. представлениям древнейшей эпохи; жертва, приносимая богам в точном согласии с определенными правилами, неукоснительно обеспечивает исполнение желаний почитателей. Эту веру в Я. отвергает Шанкара, крупнейший философ веданты. В индуизме Я. сменяет пуджа.
ЯДЖНАВАЛКЬЯ — риши, с именем к-рого ассоциировалась Белая "Яджурведа" (Ваджасанея-самхита). В индуистской традиции почитался как Йогешвара ("Владыка йоги"). Один из мудрецов в "Брихадаряньяка-упанишаде".
ЯДЖНАВАЛКЬЯ-СМРИТИ — одна из дхарма-шастр, составленных в стихотворной форме. Приписывается риши Яджнавалкье. Содержит краткое изложение всех вопросов дхармы. Делится на три раздела: о добродетельном поведении, о судебных делах, о покаянии. Судя по тому, что в Я.-с. заметно влияние "Ману-смрити" и "Артхашастры ", текст может быть датирован III—IV вв. Можно говорить о единстве авторской манеры изложения в Я.-с., видимо, не подвергавшейся многократной переработке. В XI—XII вв. Виджнянешвара написал комментарий к Я.-с. под названием "Митакшара". Последний стал самым авторитетным памятником классич. индийского права.
"ЯДЖУРВЕДА" (Книга жертвенных изречений) — одна из четырех свящ. Вед, собрание яджусов, изречений и молитв, к-рыми сопровождается жертвоприношение и к-рым приписывается магич. сила; руководство для жрецов-адхварью. Текст "Я." сохранился в нескольких редакциях, принадлежащих разл. брахманским школам: "Катхака" и "Капиштхала-катха-самхита" — "северные" редакции, весьма близкие между собой и считающиеся более ранними; "южные" —"Майтраяни-самхита" и "Тайттирия-самхита"; эти четыре редакции объединяются под названием "Черная (Кришна) Я."; материал в них расположен по одному принципу, и они отличаются от пятой редакции — "Ваджасанейи-самхиты", называемой "Белой (Шукла) Я.", тем, что, кроме самих яджусов и гимнов, содержат описание обрядов, а также комментарии, называемые брахманами ("Черная Я." представляет переход к этому циклу). "Белая Я." состоит из 40 глав, в к-рых литургич. формулы расположены в соответствии с исполнением обряда (упорядоченное, чем в более ранней "Черной Я."). Содержание "Я." целиком посвящено ритуалу, в ней находит отражение чрезвычайно сложная система обрядов древнего брахманизма, разработанная до мельчайших деталей (каждой придаются величайшая важность и символич. значение); ориентируется на ритуальный календарь, определяющий цикл годовых праздников. Предполагается, что знание тайн ритуала дает жрецу магич. власть, приравнивающую его к божеству. В "Я." детали описываемых обрядов толкуются как символы божественных сил, стихий, отвлеченных понятий и т. п.; символизация основывается на отождествлении, восходящем к архаич. формам сознания, и нередко представляется алогичной. Язык яджусов затруднен для понимания, его характерной чертой являются магич. священные слова, лишенные конкретного значения; особенно почитается таинственный слог Ом, сохраняющий свящ. значение в последующей религиозной лит-ре. Выделяются также три "великих слова" (махавьяхрити): бхур, бхувас, свар, отождествляемые потом соответственно с землей, воздушным пространством и небом. "Черная Я." помимо мантр и описания обрядов содержит древнейшие повествовательные тексты — легенды, притчи, космогонич. мифы, — связанные с толкованием обрядов.
ЯДЖУС — магическое жертвенное изречение (см. Яджур-веда), одна из трех разновидностей ведийской мантры, прозаическая, в отличие от стихотворных рич и самана.
ЯКША (в жен. роде ед. ч. — якши, якшини) — мифич. существа, божества низшего разряда; являются хранителями царства бога богатств Куберы; преимущественно безвредны, но могут быть вовлечены в действия злых сил. Иногда считается, что Я. обитают в собственном мире — якша-лока. Якши/Як-шини в кач-ве имени собственного обозначает супругу Куберы; якшини составляют и один из разрядов демониц, сопровождающих Дургу. Исторически термин Я., возможно, имел характер этнонима. В иконографии индуизма Я. и якшини чаще всего изображаются в виде прекрасных мужчин и женщин.
ЯКШАГАНА — мистериальная танцевальная драма, возникшая в Карнатаке в XVI в.; позднее развивается также в Андхре и Тамилнаде. Как и др. формам традиционного театра Индии, Я. свойствен длительный ритуал сценических прелиминарии. В Я. играют только мужчины. Танец актеров сопровождается пением рассказчика (бхагавата), повествующего о событиях. Репертуар Я. базируется на эпосе и "Бхагавата-пуране". Для Я. характерны подчеркнуто условный грим, костюмы, головные уборы в виде массивных веероподобных тюрбанов, сходные с театром катхакали. Обязат. персонажем Я. является шут Коданги (вариант санскр. видушаки).
ЯКШИНИ — женское божество низшего разряда. См. якша.
ЯМА — сын Вивасвата, первый человек, умерший на земле и ставший царем загробного мира. На древность образа Я. указывает параллель в иранской мифологии (Йима, сын Вивахванта). В Ведах еще не включается в пантеон, упоминается вместе со своей сестрой Я ми. Образ Я. (букв. близнец) явно восходит к мифу об изначальных близнецах, от к-рых происходит человеческий род. Я. стоит на грани мира богов и мира людей, его мать — богиня Саранью, дочь Тваштара, братья Я. — Ашвины, сводный брат — Ману. В послеведийской мифологии Я. становится богом смерти, повелителем многочисл. адов под землей (свой ад для каждого греха), судией и карателем грешников; включается в группу локапалов как повелитель Юга, страны мертвых в индуистской космографии. Я. также — Повелитель предков (Питрипати), пребывающих на небесах, где помещается золотой дворец Я. Самьямана, местопребывание праведников. Другие эпитеты Я. — Царь справедливости (Дхармараджа, иногда Я. отождествляется с Дхармой), Кладущий конец [жизни] (Антака). Гл. атрибуты Я. — петля и жезл (данда, иногда персонифицируется). Я. подчиняется бог Мритью (иногда с ним идентифицируемый), спутником Я. выступает также Кала, персонификация Времени. В эпосе и пуранах упоминаются слуги Я. кинкары, мучающие грешников в адах, птицеподобные посланцы Я. (ямадуты), приходящие за душами умирающих. Колесничий Я. — Рога (Болезнь). Позднее появляется образ Читрагупты, писца Я., ведущего счет добрым и дурным деяниям человека на земле. Гл. зооморфный атрибут (вахана) Я. — буйвол. Со временем значение образа Я. снижается учением о карме.
ЯМИ — сестра Ямы (параллель _в иранской мифологии Йимак, сестра Йимы); в гимне-диалоге "Ригведы" звучат отголоски мифа об инцесте, в к-ром оба выступают как прародители человечества. В послеведийской мифологии образ Я. почти исчезает, отождествляемый с речной богиней Ямуной.
ЯМУНА (совр. Джамна) — одна из трех (наряду с Гангой и Сарасвати) наделяемых в индуизме наибольшей святостью рек Сев. Индии. Берет начало в теплых источниках на горе Бандара-пуччха в Гималаях, образует с Гангой Доаб ("Двуречье"), сливается с ней в Аллахабаде (древняя Праяга). Особую роль Я. играет в легендах о Кришне; на ее берегах расположен и родной город Кришны — Матхура, и пастушеский поселок Вриндаван, где прошли его детство и юность. В нек-рых кришнаитских сюжетах воды Я. обнаруживают свою мистич. связь или тождество с космич. водами, первозданным океаном, на к-ром во время пралаи плавает спящий Вишну-Нараяна.
ЯНТРА (букв. амулет, магический рисунок) — термин для обозначения инструментов (не в техническом смысле), помогающих в богопочитании, т. е. идолов, карт, геометрич. диаграмм и т. п. Я. может служить: 1) для обозначения персонификации божества или к.-л. его аспекта, 2) как модель для поклонения божеству, 3) как своеобразная карта, помогающая освоить и усилить процессы внутренней концентрации и медитации. Типичный пример индуистской Я. —т. наз. шри-янтра. Она представляет собой геометрическую фигуру, состоящую из внешнего квадрата, образованного изломанной линией и обращенного к четырем сторонам света. В него вписаны две серии пересекающихся треугольников: одна обращена вершинами вверх, другая вниз. Треугольники обрамлены концентрич. кругами и стилизованными лепестками лотоса. Треугольники вершинами вверх символизируют мужскую творческую энергию, вершинами вниз — женскую, их переплетение — мировую гармонию. В центре Я. (и одновременно в сердце адепта) помещается изображение почитаемого божества (иштадэва). Для обращения к каждому почитаемому божеству предписывается опред. Я. Иногда Я. гравируют на металлич. пластинках, вкладывают в небольшой цилиндр и носят как амулеты на шее, на поясе или на руке.
ЯШОДА — супруга предводителя племени пастухов Нанды, вырастившая Кришну, когда его родная мать Дэваки, чтобы оградить его от происков захватившего царский престол их родственника Кансы, была вынуждена отослать сына из родного дома. Фигура приемной матери Кришны вписывается как важное звено в мировой цикл преданий о детстве "подкидыша" — будущего вождя-героя.
ЯЯТИ — мифич. царь Лунной династии, сын Нахуши, живым взошедший на небо. Сыновья Я. Яду, Турвасу, Друхью, Ану и Пуру (по происхождению — этнонимы, названия древних арийских племен) — дали начало различным ответвлениям Лунного рода.
|