Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм Главная
Индуизм С Печать
САВАРКАР, Винаяк Дамодар (1883—1966) — полит, деятель, идеолог индусского коммунализма. Род. в Махараштре в семье обедневшего брахмана. Уже в ранние годы С. принял активное участие в' деятельности антианглийских террористич. обществ. В 1906 вместе с братом стал основателем революционного кружка "Молодая Индия" ("Абхинава Бхарат") в г. Насике. Члены кружка изучали материалы, связанные с деятельностью Гарибальди, Мадзини и русских народовольцев. В том же году С. отправился в Лондон, где наряду с активной антиколониальной пропагандой в печати и написанием патриотического исследования о Восстании 1857 занимался подготовкой террористич. актов в Индии. После первого же из запланированных актов его орг-ция была разгромлена, а сам С. схвачен в Лондоне и отправлен в Индию. В 1910 его судили в Бомбее и приговорили к двум пожизненным заключениям с обязательным условием их последовательного отбывания. Он был сослан на Андаманские острова и позднее написал волнующие заметки об этом мире каторжников. В 1924 по состоянию здоровья был освобожден, а в 1937 ему вновь разрешено заниматься политич. деятельностью. Тогда же он был избран президентом коммуналистской организации Хинду маха сабха (ХМС). Партия без лидера и лидер без партии нашли друг друга. Уже в первых своих выступлениях на сессиях ХМС новый президент активно внедряет в сознание слушателей основные понятия своей политич. философии — "хиндутва" ("индусскость") и "хиндудом" ("индусский мир"), которые отныне станут краеугольными для индусского коммунализма. Сам С. уже в 1937 сделал следующие выводы из своих теоретич. построений: во-первых, общность ("культурно-религиозно-национальная") всех индусов, составляющих "хиндудом". Это "доказывалось" тем, что индусы "более явно отличаются от других людей мира, чем друг от друга"; во-вторых, быть индусом — это значит быть индийцем (а в подтексте уже звучало — и наоборот), быть индусским националистом — значит быть индийским националистом; в-третьих, истинным выразителем такого национализма является ХМС, которая выступает якобы не от имени ре-лиг, общины и не во имя защиты религ. интересов, а от имени "индусской культурной общности". Но, проповедуя индусский национализм, освобождение Великого Хиндустана и дальнейшее развитие "хинду-дома" С. как бы спохватился, что есть в Индии и др. общины. Он бегло перечисляет их, отмечая, что "особых трудностей для индийской национальной консолидации они не представляют. Единственная община, мира с к-рой быть не может, это мусульмане. В Индии, утверждает С., живут две антагонистические нации — индусы и мусульмане; лица последних "всегда повернуты в сторону Мекки и Медины!". С. предупреждает индусов: "Мусульмане окажутся опасными для нашей индусской нации и для самого существования общего индийского государства даже в том случае и тогда, если и когда уйдет Великобритания. Не закроем же глаза на то, что они как община в целом до сих пор лелеют фанатичные планы установить в Индии царство ислама". Риторика С. производила немалое впечатление на деятелей ХМС — им, видимо, казалось, что вся Индия действительно вслушивается в этот голос, зовущий и предостерегающий, предсказывающий и угрожающий. Недаром семь лет подряд будут они избирать С. председателем, несмотря на его постоянные сетования по поводу ухудшающегося здоровья. Недаром в своих речах, брошюрах и книгах долгие годы будут они, по сути дела, повторять и разжевывать те положения, которые были впервые сформулированы С. Недаром и по сей день ХМС, практически сошедшая со сцены, будет из последних сил переиздавать тексты речей С., произнесенных полвека назад. По своему значению ХМС, несмотря ни на что находившаяся все же на периферии политич. борьбы, не могла идти ни в какое сравнение с Конгрессом. При всей претензии на выражение мнения всего "индусского мира" голос С., а тем более голоса вторивших ему др. лидеров ХМС совершенно тонули в мощном громе нац.-освободительной борьбы. В 1948 С. был вынужден отойти от политич. деятельности его имя фигурировало в процессе над убийцей Махатмы Ганди как по крайней мере идейного вдохновителя этого террористич. акта. И хотя его прямое участие в политич. убийстве вождя нац.-освободительного движения доказано не было, политич. жизнь его закончилась. 

САВИТАР (Побудитель) — бог, в "Ригведе" олицетворяющий животворящую силу солнца, отец солнечной девы Сурьи (см. Ашвины). Молитва С. в "Ригведе" позднее персонифицируется в образе богини Савитри. В Ведах С. дарует бессмертие богам, долгую жизнь людям, но заметного места в пантеоне не занимает, еще менее значителен его образ в послеведийской мифологии, где он включается в группу Адитья. 

САВИТРИ (Солнечная) — 1. Название мантры, части гимна "Ригведы" (III. 62.10), обращенный к богу солнца: "Мы хотели встретить этот желанный блеск бога Савитара, к-рый должен поощрять наши поэтические мысли" (пер. Т. Я. Елизаренковой). Эта наиб. священная мантра, именуемая также Гаятри, считается "Матерью Вед" и может быть произносима только "дваждырожденными". 2. Богиня, олицетворение мантры, появилась из разделившегося надвое Брахмы и стала его супругой. Иногда С. считается дочерью Савитара или Дакши. В шиваизме иногда ассоциируется с Парвати. 3. Эпитет богини Сарасвати. 4. Имя царевны, героини "Сказания о Савитри" ("Махабхарата", III, 277), к-рая силой подвижничества и преданности своему супругу, Сатьявану, вернула ему жизнь в споре с богом смерти Ямой. 

САГУНА (окачествленный) — эпитет Брахмана при связывании этого понятия с идеей личного бога — Шивы или Вишну в направлениях бхакти. Личностное понимание абсолютного. Поклонение богу в сагуна-бхакти всегда связано с его иконографией и мифологией. 

САГУНА-БХАКТИ, СА-ГУН-БХАКТИ (от сагуна — имеющий качества) — направление в бхакти, оформившееся в XV—XVI вв. Его адепты, следуя принципам единобожия, почитали бога в антропоморфной ипостаси, напр., в образе царя Рамы или пастушка Кришны (см. Рамаизм, Кришнаизм). В основе С.-б. лежало земное индивидуальное чувство родителей к ребенку (младенец Кришна), влюбленной женщины к мужчине (юноша Кришна), слуги к господину (царь Рама) и т. д. Подобное восприятие божества создавало предпосылки для возникновения разнообр. внешних форм богопочитания (изображения божества, храмовые службы, штаты жрецов). Крупнейшими представителями С.-б. были Валлабха, Сурдас, Тулсидас, Видьяпати, Мира Баи, Чайтанья и др. 

САДХАНА — в йоге процесс или средство осуществления духовных целей. Как процесс, обычно мыслится стадиальным, с предсказуемыми успехами и трудностями на каждой стадии. Как средство, С. есть развернутая инструкция с предписанием нравственных, психических, духовных, энергетических упражнений, их очередности, периодичности, интенсивности и пр., указание применяемых средств — мантр, икон, воображаемых персонажей и пр. Как правило, С. лишь отчасти изложена в доступных текстах, ключ же к практике дает гуру. Успех не гарантируется, но при должном рвении весьма вероятен. Интенсивная С. занимает не менее нескольких лет. Занимающийся С. называется садхака, а достигнутый результат — сиддхи, частные (паранормальные физические, психические, духовные способности) и окончательные (освобождение и преображение тела). 

САДХУ (букв. прямой, правильный, превосходный, "добродетельный") — термин, обычный в применении к аскетам и святым в индуизме, а также иногда и к ревностно верующим мирянам. 

САИ БАБА ИЗ ШИРДИ (Ширди ка Саи Баба, 1856—1918) — великий индусский святой, проповедник равенства людей независимо от касты и сторонник единства индусов и мусульман. Учение С. близко учению Кабира и др. бхак тов. Он почитается как воплощение Шивы. Места, связанные с жизнью С., ежегодно посещают миллионы паломников. С. род. в деревне Панни в Махараштре. Неизвестно, к какой касте принадлежали его родители и были они индусами или мусульманами. В возрасте 16 — 17 лет С. поселился в деревне Ширди в разрушенном храме. Во многом С. походил на др. аскетов: одевался в рубище и довольствовался тем, что давали ему в кач-ве подаяния. Однако в отличие от индусских садху С. демонстративно совершал намаз в мечети и молился в индусском храме, подчеркивая, что обращается при этом к одному и тому же богу; он творил чудеса, избавлял от болезней и выполнял др. сокровенные желания пришедших к нему за помощью. С. был одним из первых индусских святых, на кого обратили внимание англичане, однако его учение не было для них привлекательным. Учение С. в целом оказало на современников и потомков меньше влияния, чем собственно личность С., но секты последователей не возникло. Книги и брошюры, излагающие суть его учения, ограничиваются общ. положениями о едином боге, единстве человечества, о необходимости вести праведный образ жизни, руководствуясь добрыми помыслами, о том, что нужно быть милосердным и стремиться к "освобождению". Вряд ли можно говорить о том, что та или иная мысль из вышеупомянутых есть собственное достижение С. Но примечательно, что о единстве индусов и мусульман и о необходимости милосердия индийцы часто говорят, ссылаясь на С. В народе популярны религ. гимны (бхаджаны) и др. поэтические произведения, приписываемые С., мн. индийцы хранят дома его портреты либо носят его маленькие. изображения с собой как обереги. С., вероятно, наиб. почитаемый святой в самой Индии, и это пытаются использовать нек-рые совр. проповедники. Популярный сейчас в Индии святой Сатья Саи Баба объявил себя аватарой С.

САМАВАРТАНА (возвращение), или снана (санскр. омовение) — обряд, совершаемый над дваждырожденными после завершения периода ученичества и возвращения их из дома учителя в свой дом. Возвращение ученика в родной дом и совершение им там ритуального омовения дали два названия этому обряду. Совершивший обряд омовения становился "снатака" ("омывшийся") — совершеннолетним мужчиной, к-рому вскоре надлежало вступить в брак и стать домохозяином (грихастха). Ученик перед уходом от учителя испрашивает у него на это разрешение, а также платит ему за обучение в зависимости от достатка (предпочтительны дарения коров и земли). Ученик испрашивает разрешение вступить в брак. Именно это обстоятельство и определило значение обряда, к-рый в совр. Индии часто совершается вне зависимости от характера и срока ученичества и носит форму своеобразного ритуала получения разрешения на брак. В настоящее время возможно даже совмещение этого обряда с обрядами упанаяна или виваха.

"САМАВЕДА" ("Книга песнопений") — одна из четырех священных Вед, в к-рой текст, почти целиком заимствованный из "Ригведы", располагается в соответствии с последовательностью исполнения его певцами-удгатарами на литургии. Сохранились две редакции "С". — "Каутхума" (вульгата, 1810 стихов) и "Ранаяния". "С." разделяется на две части: первая включает гимны Агни, Индре и Соме; вторая посвящена полностью ритуалу жертвоприношения сомы. К "С." прилагаются "песенники" (ганы), в к-рых текст ее сопровождается нотами (с ними "С." представляет собой древнейший памятник инд. музыки). 

САМАДХИ (этимологически примерно — "сонакладывание, соналагание") — психическое сосредоточение; важнейший термин любых направлений йоги. Оттенки значения многообразны, но выделяются прежде всего понимания С. как: 1) функции, кач-ва сосредоточенности, присущего сознанию в какой-то мере всегда и 2) как состояния сознания, характеризующегося особой интенсивностью этого кач-ва. Это состояние специально культивируется йогой. Существуют разные классификации С., напр.: "С. с переживанием чувства Я" и, более высокое, без оного; "С. с интеллектуальной деятельностью" — и превзошедшее интеллект; особо важно различение "С. с семенами [кармы]", в к-ром происходит лишь временное замораживание кармических потенций, и очень глубокого "С. без семян" (или "выжигающего семена кармы"), устраняющего возможности проявления последствий былых поступков. Согласно "Йога-сутрам", С. есть остановка всей психич. активности, но это лишь предельный случай толкования термина. Выражением "великое (-маха-) С." обозначается сосредоточение, приводящее у совершенных йогов к отбрасыванию тела и освобождению от него. В телесных останках это выражается, по-видимому, в инсульте. В глубоком С. температура тела понижается на несколько градусов, все функции организма едва теплятся, возможно длительное пребывание почти без воздуха. 

САМАН — песнопение, мелодия, свящ. текст или стих, предназначенный для пения, одна из трех разновидностей ведийской мантры (см. "Са-маведа"). 

САМХИТА — собрание свящ. текстов (гимнов, жертвенных формул или заклинаний), составляющее основу каждого из четырех сводов ведийского канона, четыре С. представляют его самую древнюю часть, пользовавшуюся особенным авторитетом (см. Веды). 

САНИ — название планеты Сатурн, а также имя персонифицированного божества этой планеты в астрологии народов Юж. Азии. С ним связано название шестого дня недели (субботы). Астрологически влияние С. считается постоянным и наиб. вредоносным; одним взглядом С. может нанести непоправимое увечье. В иконографии С. — нередко уродливый, злой старик. Символический цвет — черный, растение Mimosa albida.

САНКАРШАНА — некогда самостоятельное божество, почитание к-рого вошло в культ Нараяны (в частн., почитаемого в виде вепря). Часто под именем Баладэвы он выступает воплощением космического змея, поддерживающего Землю. (Шеши — в "Махабхарате", Ананты — в "Рамаяне'^. Связь со змеями и, следовательно, с плодородием прослеживается и в его иконографии: С. изображается со змеиным капюшоном на голове, с тремя заостренными выступами на эмблеме-знамени. В пуранах с ним связываются нек-рые черты религ. практики тантризма: употребление наркотиков, культовый экстаз и т. п. В соответствии с представлением о четырех вьюхах С.-Баларама почитается одной из форм Нараяны.

САНКХЬЯ (размышление, исчисление) — одна из ортодоксальных даршан, весьма популярная в древности. Основатель — легендарный Капила (до VI в. до н. э.). Произведения ранних авторов Панчашикхи, Варшаганы и др. утрачены, отчасти известны из медицинских трактатов, "Махабхараты" и др. текстов. Самое раннее из дошедших сочинений — "С.-карика" Ишваракришны (III в. н. э.). Важный ее комментарий подготовлен Вачаспати. "С.-правачана-сутра" псевдо-Капилы относится к XIV в. Труд Виджнянабхикшу (XVI в.) притягивает С. к теистической веданте. Классическая С. — система онтологического дуализма. Есть два вечных начала: единая и вечно изменчивая материя-природа (пракрита) и множество вечно неизменных индивидуальных духов (пуруш). Последствие уже скрытым образом содержится в причине (теория саткарьявада), развитие есть проявление потенциального. Основа всего мира — непроявленная (бесструктурная) пракрити. Она разворачивается в ряд типов сущего (таттв), что происходит при нарушении равновесия трех ее сил — гун: ясности, активности, инертности, в нач. каждого мирового периода (признается цикличность существования мира). Первая таттва — великий (махат), его аналог в индивидууме — интеллект; затем — ахамкара — чувство индивидуальности. Далее при господстве гуны ясностъ-саттва из ахамкары порождается рассудок (манас), по пять индрий (органов) познания и действия. Параллельно этому при преобладании гуны инертности-тиалшса образуются "пять зародышей" элементов-стихий (зримого, слышимого и др.). Из них далее возникают физические элементы, составляющие тела живых существ и неодушевленные вещи. Итого насчитывается 25 типов сущего вместе с пракрити и Пурушей. Пуруша, т. е. дух, понимается как бездействующий зритель материальных, в т. ч. психических, процессов, понимаемых как преобразования гун. В мирском индивидууме наличествует смешение, неразличение интеллекта и духа. Духовной целью является осознание действительной несвязанности их, порождение в сознании их различения. Это возможно с помощью чистого умозрения, а также йоги. Типов правильного познания три: восприятие, вывод и авторитет. Виды активности сознания делятся на познание (вновь, впервые, правильное и неправильное), память, сон и оперирование словами. В неклассич. вариантах С. вводится 26-я таттва — господь бог, что явно излишне для самой системы. С. является теоретич. фундаментом йоги Патанджали; в истории философии большое значение сыграли ее споры с представителями школы ньяя и буддистами по проблеме причинности. После XVI в. традиция С. прекращается, последователей ее нет.

"САНКХЬЯ-КАРИКА" ("[Сочинение по] санкхье [в форме] стихотворных афоризмов") — первый текст классической санкхьи, написанный Ишваракришной (III в. н. э.), состоит менее чем из 100 стихов размером арья; авторы важнейших комментариев — Гаудапада (VI в.), Вачаспати (IX в.).

САННЬЯСИН — аскет, последняя, четвертая ступень в законе четырех стадий жизни (варна-ашрама-дхарма). Проведя 3 стадии жизни, изучив надлежащим образом свящ. тексты и выполнив предписанные обряды, человеку следовало покинуть лесную обитель и стать бездомным странником. Обзаведясь посохом и сосудом для воды, аскет должен странствовать один, без товарищей, при полном молчании и в небрежении к своей плоти. Отринув все земные притязания, следовало оставаться равнодушным и бесстрастным ко всему окружающему. Следуя наставлениям упанишад, человек в этой стадии должен устремляться к конечной цели своей жизни — освобождению из круговорота рождений и смертей (мокше).

САНСАРА — странствование из жизни в жизнь; мир конечного, превратного, невечного; все мирское. Представление о С. развилось после эпохи старших упанишад из учения о "путях предков" (питрияна) и "пути богов" (дэваяна), в период зарождения буддизма и джайнизма. В индуизме С. понимается как мир перевоплощений индивидуального Атмана в разных телах и разных сферах бытия, от мучительнейших адов до высших областей преходящего рая. Областей С. насчитывают множество, среди них есть и более, и менее счастливые, чем обитель людей. Смена тел в С. регулируется законом кармы. С. может пониматься как реальная или как царство кажимости — в утонченной метафизике. С. циклична во времени: мир конечного периодически разрушается и созидается вновь (то ли волей бога, то ли безлично-законосообразно, в зависимости от интерпретации). Освобождение от С. (или, при возвышенном метафизическом понимании, осознание того, что на деле С. нет, это лишь наваждение) — предельная экзистенциальная цель индуиста. 

САНСКАРА (исполнение, приукрашивание, обряд, ритуал) — в широком смысле этого слова: различные ритуальные действия, в т. ч. жертвоприношения, способствующие совершенствованию лица или предмета. В узком смысле слова под С. понимают обряды жизненного цикла, как, напр.: гарбхадхана (при зачатии), пумсавана (для обеспечения рождения мальчика), джатакарма (церемония в связи с рождением ребенка), намакарана (наречение имени), аннапрашана (первое кормление твердой пищей), чудакарана (первая стрижка), упанаяна (посвящение в ученичество), кешанта (первое бритье), самавартана (церемония завершения ученичества) и виваха (свадьба). Обычно речь идет о 16 С., но в разных текстах их число варьируется от 13 до 48, обряды, связанные со смертью и поминанием умерших (антьешти, шраддха), иногда не перечисляются среди основных С. В нек-рых случаях в понятие С. включаются многочисл. жертвоприношения, как домашние, так и шраута-ритуала, сопровождаемые, в частн., возлиянием сомы. С. как часть ведийского ритуала в принципе предназначались лишь для трех высших варн, т. е. для "дваждырожденных ", и для них почти все они считались обязательными. Большинство С. включает такие общие обрядовые элементы, как подготовка сакрального участка для совершения церемонии, смазывание его коровьим навозом, окропление водой, устройство огненного алтаря и раскладывание вокруг него свящ. травы (куша или дарбха), призывы к богам вкусить порции очищенного топленого масла (гхи), одаривание брахманов (дакшина) и др. Выполнение осн. С. считается достаточным для рядового индуса, чтобы после смерти он достиг неба (сварга). Многие С. возникли в глубокой древности, нек-рые упоминаются в Ведах, эпосе, брахманах, однако были приведены в систему позднее—создателями грихья-сутр (сер. — вт. пол. I тыс. до н. э.). 

САНСКРИТ (отделанный, обработанный) — созданный в древней Индии литературный язык, главный языковой носитель общеинд. высокой культуры, язык подавляющего большинства филос., религ., литературных и ученых соч. древней и ср.-век. Индии вплоть до XVIII в., живой до сих пор. Основа его — обработанный в грамматической традиции, прежде всего в труде Панины, разговорный язык брахманов Сев.-Зап. Индии IV в. до н. э. С этой эпохи случайное языковое изменение, характерное для обычных языков, почти полностью прекратилось (исключения: утрата музыкального ударения, переход нек-рых слов в пассивный запас, большая свобода образования сложных слов), и язык стал непрерывно развиваться, становясь все более искусственным, богатым, совершенным и разнообразным в своих возможностях. Грамматически С. характеризуется богатством словоизменения (8 падежей, 3 числа в именах, неск. сотен глагольных и отглагольных форм), словообразования и сосуществованием существенно различных функциональных стилей в синтаксисе, от классич. флективного до изобилующего многочисл. сложными словами именного-инкорпоративного. В лексике отмечается широкая синонимия (десятки слов со значением "солнце, вода, свет, земля" и пр.), многозначность употребительных слов и свободное образование многочисл. производных слов по надобности; т. е. они не воспринимаются единицами словаря. Стили С. по нек-рым параметрам могут разниться более, чем обычные близкородственные языки. Как инструмент выражения, рассмотренный в отрыве от круга выражаемых смыслов, С. несопоставимо совершеннее любого совр. языка. В нем совмещаются возможности передачи строго аналитичной филос. мысли и богатого ассоциативными смыслами, ассонансами и пр. суггестивного поэтич. письма. Разговорный С. может обходиться меньшей частью выразительных средств языка. С точки зрения социальной лингвистики С. обладает существенным недостатком, ибо он весьма избыточен для средних выразительных потребностей обычного индивидуума. Средний человек выучить С. не в состоянии, т. к. это требует чрезмерного напряжения рассудка, памяти и воображения. Полноценное овладение С. уже более тысячи лет подразумевает изучение его в системе традиц. грамматики. Используемые для передачи С. алфавиты разнообразны, могут применяться любые инд. системы письма, кроме тамильского, но преобладают шрифты дэванагари и бенгальский.

САНТ (букв, существующий, благой, святой) — одно из названий святых, чаще всего поэтов-бхактов Севера и Запада Индии.

САПТАМАТРИКА (семь матерей) — группа богинь, имеющих неарийское происхождение, обладающих опасным, непредсказуемым характером. Способны насылать болезни и несчастья. В средневековом индуизме становятся воплощением шакти различных богов. В "Дэви-махатмья" описываются как отряд воительниц, произведенных богами для помощи Дэви в ее борьбе с асурами. Их имена: Брахмани, произведенная Брахмой, Махешвари — Шивой, Каумари — Карттикейей, Вайшнави — Вишну, Варахи — Варахой, Нарасимхи — Нарасимхой, Айндри — Индрой. Набор богинь в группе может варьироваться. С. ассоциируются также с женами семерых риши (саптариши). В этом случае шесть из них (кроме Арундхати) считаются матерью Сканды и имеют благой характер. Однако "Махабхарата" содержит историю о том, что богини-матрики (число их неопределенно) были посланы Индрой на место рождения Сканды, чтобы убить его. Но при виде ребенка в них проснулись материнские чувства, и они попросили его принять их в кач-ве матерей. Несомненно, подобные мифы отражают процесс втягивания в пантеон индуизма и "приручения" аборигенных божеств, становящихся т. обр. защитниками дхармы.

САПТАРИШИ (Семь провидцев) — мифические 7 мудрецов, отождествляемые с 7 звездами Большой Медведицы. К ним принадлежат: Бхарадваджа, Кашьяпа, Гаутама, Вишвамитра, Джамадагни, Васиштха и Атри (в пуранах имена варьируются).

САРАСВАТИ (Богатая водами) — 1) Название реки и имя персонифицирующей ее богини. С. — некогда мощная река, не уступавшая по размерам Инду, протекавшая через Пенджаб и Раджастхан к морю; ее берега были усеяны поселениями. В кон. хараппской эпохи тектонические сдвиги привели к уходу притоков С. в системы др. рек и постепенному пересыханию, к-рое завершилось к середине I тыс. до н. э. С тех пор С. (совр. Сарсути) — небольшая речка, теряющаяся в песках пустыни, но окруженная особым почитанием. "Ригведа" посвящает ей 3 гимна и восхваляет как величайшую из рек, текущую с небес; ее призывают вместе с др. божествами явиться на жертвоприношение. Отождествление С. в поздневедийской литературе с богиней свящ. речи Вач обусловлено, возможно, тем, что именно на берегах С. протекал важный этап формирования ведийско-брахманской культуры, причем, как показывают археологич. данные, при контактах с наследниками хараппской цивилизации. 2) Богиня мудрости и красноречия, супруга (или дочь) Брахмы, покровительница учащихся, писцов и книжников. 

CAT (сущее, истинно-сущее) — в веданте компонент троичного определения абсолюта, или истинной природы духа: С.-чит-ананда, т. е. "сущее-сознание-блаженство". Здесь первый атрибут соотносим с онтологией, второй — с гносеологией, третий — с сотериологией (учением о снятии конечного), а их бытие вместе — атрибут единого — означает осуществленность снятия конечного и наступление — как осознание — освобожденное. 

САТИ (от "сат" — существующий, имеющий быть; истинная, добродетельная) — 1) Дочь Дакши, вопреки его воле пожелавшая выйти замуж за Шиву. Рассерженный Дакша не пригласил Шиву на устроенное им великое жертвоприношение. С. безуспешно пыталась убедить отца в превосходстве Шивы над всеми богами и в конце концов бросилась в жертвенный костер. Узнав об этом, Шива отсек Дакше голову и, обезумев, стал танцевать, держа в объятиях тело супруги. Чтобы прервать этот танец, Вишну рассек тело С. на 50 частей, упавших в разл. частях земли, ставших святыми местами. С. вновь возродилась в виде Умы. 2) Добродетельная супруга, преданная мужу вдова. 3) Обычай самосожжения вдовы на погребальном костре мужа. Восходит, видимо, к глубокой древности и связан с практикой аборигенных племен. Он упоминается в рассказах греков об индийском походе Александра Македонского. В ведической лит-ре ссылки на него единичны, а в эпосе С. совершают жены высокопоставленных кшатриев. Начиная с н. э. этот обычай все больше распространяется в инд. об-ве, захватывает брахманские слои, а в ср. века к нему иногда прибегают и члены низких каст: известны случаи массового самосожжения женщин (среди маратхов и раджпутов). Теоретически С. было добровольным, но чаще всего совершалось под давлением родственников и обществ. мнения. Многие неортодоксальные течения и секты внутри индуизма были настроены против этого обычая, но более широкое движение протеста возникло в XIX в. в Бенгалии при непосредственном участии Раммохана Роя. В этом оно совпало с устремлениями христ. миссионеров и британской администрации, и в 1829 при генерал-губернаторе В. Бентинке обычай С. был законодательно запрещен.

САТТВА (истовость) — 1) В философии санкхья одна из трех гун, связанная с гармонией, постижением, ясностью, прозрачностью. 2) В буддийской философии, реже в нек-рых индуистских школах — существо, индивидуум. Термин употребляется в случае, когда не предрешается вопрос о способе бытия индивидуума: если Атман есть бытие индивида как субстанции, то С. может означать и бытие процесса или акциденции.

САТЬЯ (истинно-сущее; утверждение истинно-сущего) — в йоге один из пяти ограничительных обетов, составляющих первый ее уровень — "правдивость". Понимается как говорение вслух и про себя только того, что есть на самом деле, без обмана, без ошибки, не впустую и не во вред кому-либо. Благодаря неукоснительному соблюдению правдивости, как утверждается, осуществляются выраженные пожелания йога. Т. обр., в совершенной правдивости каждое слово становится или констатацией того, что есть, или обращенным к реальности и выполняемым ею повелением.

САТЬЯГРАХА (приверженность истине) — термин, к-рый использовал М. Ганди для обозначения избранного им способа борьбы с британскими колонизаторами; ненасильственное, упорное сопротивление.

САТЬЯ САИ БАБА (род. 23 ноября 1926) — современный религиозный деятель, чудотворец, мн. последователями воспринимаемый как воплощение бога. Почитается также как перевоплощение мистика Шри Саи Баба из Ширди. Род. в Путтапартхи (штат Андхра Прадеш). О детских годах его рассказываются самые удивительные истории, в частн., о том, что ему неоднократно удавалось материализовывать для заболевших друзей редкие лекарственные растения, произрастающие только в Гималаях. В 1940 он прошел через неистолкованный врачами стресс, длившийся около двух месяцев и характеризовавшийся сильными болевыми ощущениями и периодич. потерями сознания. Очевидцы утверждают, что после этой странной болезни его парапсихологические способности возросли и расширились — так, говорят, что он начал цитировать филос. изречения на санскрите — языке, к-рого он не знал. Рассказы о чудесах, совершаемых им, сопровождают всю его жизнь. Паломники приезжают со всего мира, и мн. из них, особенно иностранцев, привлекает именно возможность увидеть совершаемые им чудеса (известно, что индусы, как правило, относятся к чудесам как к чему-то второстепенному, отвлекающему от главного — постижения бога и растворения в нем). Чудеса, творимые С., включают в себя чтение мыслей, исцеление больных, снятие боли, предсказания, но прежде всего и больше всего материализацию разл. предметов, от свящ. пепла до массивных золотых лингамов, вытаскиваемых изо рта. Скептики утверждают, что примерно 60% всех чудес, демонстрируемых С., могут быть объяснены как фокусы, хотя и свидетельствуют о высочайшем профессионализме исполнителя; остается, однако, вопрос — а кто может объяснить оставшиеся 40%? Феномену С. посвящены десятки монографий, его молитвенные собрания и исполняемые им материализации зафиксированы во мн. фильмах, снятых не только любителями, но и профессиональными кинематографистами. С. — автор мн. книг, его выступления и диалоги с верующими распространяются в видеозаписях. С именем С. связаны десятки различных организаций — больницы, школы, гостиницы, художественные студии — в разных городах и регионах Индии, а также во мн. странах мира. Главный ашрам С. находится близ Бангалора. Согласно его собственным предсказаниям, умрет в 2022. 

САХАДЖИЯ — одно из ответвлений вишнуизма, оформившееся в XVI в. в виде эзотерич. сект (не без влияния буддийского тантризма). Последователи С. более всего были озабочены поисками методов непосредств. постижения истинной реальности. В основе культа лежит эротич. чувство Кришны к Радхе, к-рое истолковывается как метафора религ. чувства. В центре метафизики сахаджиев — идея о сексуальном энергетич. начале, и поэтому ритуально оформленный половой акт посвященных адептов расценивается как быстрый путь к духовному озарению. При этом его участники внутренне уподобляются Кришне и Радхе, тем самым меняя свой психо-физиологич. статус. Человеческое тело сахаджии воспринимали как микрокосм, обладающий всеми потенциальными возможностями макрокосма (бога, вселенной и т. п.). Особый акцент в культовой практике делался на роли учителя (гуру-вада) и связи обрядов с йогич. практикой. Сахаджии создали свой корпус религ. лирики, близкой поэзии баулов. 

САЯНА — составитель наиб. авторитетного и полного комментария к "Ригведе", жил в XIV в. в Юж. Индии. На С. опираются первые европ. переводчики и исследователи "Ригведы", хотя не все темные места текста он смог удовлетворительно объяснить. 

СВАДЬБА — см. Виваха.

СВАМИН (СВАМИ, САМИ) — хозяин, повелитель — название бога или индуистского святого, подвижника, монаха. См. Госвамин.

СВАРГА — небо, высший из трех миров индуистской космографии, обитель света, куда уходят после смерти души добродетельных людей, прежде чем вернуться к земному существованию по закону кармы; рай, царство Индры; иногда С. помещают на вершине горы Меру.

СВАСТИКА ("су" — благой и "асти" — быть) — знак благопожелания и благоденствия. Представляет собой крест с концами, загнутыми против или по часовой стрелке (лево— и правосторонняя С.). Правосторонняя С. расценивается как благопожелательная, левая — злонамеренная. Изображение свастики встречается на протоиндийских объектах и др. предметах с глубокой древности как знак солнца и света, а значит — жизни и благоденствия. Начиная с ведийских времен существует как эмблема Вишну — солярного божества. "Брихат-самхита" предписывает изображать С. в кач-ве охранительного знака на дверях дома, на воротах храмов, на предметах бытового назначения и т. п. В специфич. значении употребляется в астрономии для обозначения дней солнцестояний и равноденствий. В инд. календаре есть обряд "свастика врата": во время сезона дождей женщины каждый вечер рисуют С. и совершают обряд ее почитания. В кон. сезона они подносят брахману или иному жрецу блюдо с изображением С.

СВАЯМБХУ (букв. Самосущий) — 1) Эпитет Брахмы как первозданного (несозданного) существа. В упанишадах определяет природу Абсолюта — Брахмана. 2) Образ бога, возникающий по его воле или стихийно в природных объектах. Так, С. являются камни, наросты на деревьях или отдельные предметы, хотя бы отдаленно напоминающие иконографический облик бога или его символа и становящиеся местами поклонения.

СИДДХАНТА — в традиции ньяи термин означает "основоположение к.-л. философской школы". Если есть предмет, к-рый можно трактовать по-разному, напр, познание, то принятие определенной т. зр. на него, встроенной в филос. традицию, называется С. Так, для ньяи С. будет "познание мгновенный акт", а для санкхьи — "познание есть длительно существующий материальный орган". Расширительно слово "С." означает филос. или теоретич. традицию, школу, обладающую своими принципами и прибегающую к рациональной аргументации. В композиции схоластических текстов инд. философии С. есть изложение позиции автора по проблемному вопросу, следующее за изложением мнения оппонента и содержащее опровержение его.

СИДДХА — обладатель сиддхи. См. Макасидхи.

СИДДХИ (осуществленность, реализованность) — также вибхути, риддхи паранормальные телесные или психич. способности, обретаемые благодаря практике йоги. Физические С. обретаются через освоение и просветление первостихий, имеющихся в теле, откуда появляется власть над первостихиями во внешнем мире. Так, господство над первостихией огня дает йогу возможность не гореть в огне, переварить все что угодно и пр.; господство над стихией ветра — летать по воздуху. Психические С. означают прямое видение состояния сознания др. людей, связь с иными мирами (адским, небесным и пр.), знание своих и чужих прошлых и будущих жизней, управление процессом перевоплощения и т. д. Во всех традициях, описывающих методы получения С., подчеркивается, что не следует увлекаться ими, иначе они станут соблазном. С. являются лишь симптомом духовного прогресса, причем не непременным, а если они становятся чисто техническим умением, то сродни высшему цирковому искусству и духовно опасны. Обычными средствами достижения С. считаются методы йоги, в т. ч. хатха-йоги, и тантры. 

СИНДХУ — 1) Река Инд (в этом значении склоняется, начиная уже с "Ригведы", то в женском, то в мужском роде). В "Ригведе" реке С. и ее притокам посвящен исключительно поэтичный, насыщенный звукописью гимн Х.75. С. и Сарасвати — две наиболее свящ. реки у индоариев эпохи "Ригведы", лишь в поздневедийский или даже в послеведийский период уступившие свое место в этом кач-ве Ганге. 2) Народ и страна, расположенная в нижнем течении Инда; в источниках часто упоминается в сочетании с др. этногеографическим названием, Саувира (народ и область к востоку от нижнего Инда) — как страна С.-Саувира. Начиная с "Ригведы", страна С. постоянно выступает как прославленный центр коневодства. В "Махабхарате" царь и народ страны С. описаны сражающимися на стороне "отрицательных" героев — Кауравов. В ряде послеведийских источников страна С. характеризуется как "нечистая", "варварская", населенная млеччхами страна, стоящая вне круга ведийско-брахманс-кой культуры.

СИГАЛА (бенг. — Шитола) — одно из имен богини оспы (нередко к нему добавляется слово "мать"). Существуют храмы, посвященные С. В наст, время ежегодно торжественно почитают С. в месяц чайтра (март-апрель); также совершаются специальные жертвоприношения в случае начала эпидемии. В обрядах в честь С. принимают участие гл. обр. женщины. Исторически предписывались и др. сроки их исполнения: в 8-й день темной половины пхалгуна (февраль-март), а также в 7-й день светлой половины магха (январь-февраль). 

СКАМБХА (Опора) — в Ведах означает космический столп, поддерживающий небо и землю, ось вселенной, воплощает также сущность жизни, Атман. В послеведийский период с осью вселенной отождествляется преимущественно как мировое дерево свящ. смоковница, ашваттха. Понятие "столпа" (теперь именуемого стамбха) продолжает играть существенную роль в ритуале и религ. архитектуре. Воздвигаются вотивные колонны, посвященные Вишну, Шиве, Раме и т. д., а также в честь победы и т. п.; один из столбов дома может посвящаться Лакшми и т. п.; столб может сочетаться с изображением лингама. Особенно известны грандиозные монолиты императора Ашоки (III в. до н. э.).

СКАНДА (отпрыск, излитый) — бог войны, юный предводитель войска богов (сенапати) в их битве с асурами. По одной из мифологических версий С. — сын Агни, к-рый сочетается с дочерью ведийского бога Дакши Свахой, принимающей облики шести жен из "семерых риши (саптариши), кроме Арундхати. Из сосуда, в к-рый Сваха шесть раз помещала семя Агни, рождается шестиголовый младенец. Более известна версия о рождении С. от Шивы, излившего свое семя в огонь. Огонь, т. е. бог Агни, не смог удержать его и бросил в Гангу, на берегу к-рой и родился С. Там его и нашли шесть жен риши и усыновили его. Потом они взошли на небо и превратились в созвездие Криттика (Плеяды), отчего С. получил прозвище Карттикея. Шести дней от роду С., приняв облик могучего юноши, вступил в борьбу с асурами, разбил их войско и обезглавил основного врага богов Тараку. Корни образа С. лежат в до-ведийских слоях мифологии индуизма и, возможно, связаны с древним образом "юного бога", олицетворявшего физическую мощь, военную доблесть. Несомненна связь С. с огнем и через него — с солнцем (присущие С. цвета — красный и золотой). Исследователи отмечают и календарные мотивы в связи со С., одним из прототипов к-рого может быть протоиндийский персонаж с копьем, убивающий буйвола, рога к-рого отмечены 12 кольцами (символ года). Канонический образ С. формируется в эпосе и закрепляется в пуранах (Матьсья-пурана, Шива-пурана, Сканда-пурана). В нач. н. э. он вбирает в себя образ древнетамильского бога Муругана и становится популярным на юге. Одна жена С. — дочь Индры — Дэвасена, другая, тамильская, — Валли. С. называют также Кумара, Субрахманья, Шанмукха. Изображается шестиликим, двенадцатируким юношей, сидящим на павлине (иногда на слоне). Атрибуты С. — копье с алым наконечником, цветочная гирлянда, флаг с изображением петуха.

СМАРТА (приверженность смрити) — вообще человек, придерживающийся наставлений смрити, ортодоксальный брахман. В ср. века оформилась секта, члены к-рой стараются подчинить свою жизнь указаниям таких текстов, как "Ману-смрити", "Яджнавалкья-смрити", "Баудхаяна грихья-сутра". Культовая практика секты состоит в равном поклонении пяти богам — Шиве, Вишну, Шакти, Ганеше, Сурье, образы к-рых по возможности сближаются с персонажами пантеона Вед.

СМРИТИ (букв. память) — свящ. Предание, противополагаемое Откровению — шрути. Основой С. считалась традиция, мнение др. мудрецов, дававших свое истолкование буквы и духа свящ. Знания — Веды. Соответственно С. обладало меньшим авторитетом, чем сама Веда — шрути. В широком смысле к С. причислялись практически любые сакрально значимые тексты (за исключением шрути) — не только ведийской, но и эпико-пуранической традиции (напр., "Махабхарата"). В узком смысле слова название "С." прилагалось к лит-ре дхарма-шастр и преимущественно не к др. дхарма-сутрам, а к более поздним текстам, составленным обычно в стихотворной форме ("Ману-смрити", "Яджнавалкья-смрити", "Нарада-смрити").

СОМА — ритуальный напиток, изготовлявшийся в эпоху Вед из сока одноименного растения (предположительно эфедры, точная идентификация теперь невозможна) и приносившийся в жертву богам. Культ С., восходящий к индоиранской эпохе (ср. культ хаомы в древнем Иране), вместе с культом огня занимал центр, место в ритуале и религии др. ариев. Ритуальное выжимание сока С. и состояние религ. экстаза, происходящее от его наркотического воздействия, описываются гиперболически в гимнах "Ригведы". Растение С. также обожествляется в гимнах, воспевается небесный С. "Ригведа" упоминает миф об орле, похитившем С. с небес и принесшем его на землю, где Ману совершил первое жертвоприношение Индре. Гимны 9-й кн. "Ригведы" обращены к С. — персонификации свящ. напитка, в раннем пантеоне С. по значению занимает 3-е место после Индры и Агни, но образ его слабо антропоморфизован и целиком подчинен ритуальному аспекту; С., как и Агни, считается жрецом богов. Но уже в Ведах С. начинает отождествляться с луной и возникает представление о том, что луна состоит из С.; она убывает по мере того, как боги и предки поглощают из нее С., и прибывает, вновь наполняемая солнцем. В послеведийской мифологии С. почитается как бог луны, сын Атри, внук Брахмы, супруг 27 дочерей Дакши, олицетворяющих накшатры, созвездия лунного зодиака. Значение С. в пантеоне умаляется, он включается в число 8 локапалов. В эпосе упоминается миф о войне богов, вступившихся за своего наставника Брихаспати, у к-рого С. похитил жену, с асурами, защищавшими похитителя. Сыном С. и похищенной им Тары (тоже олицетворение звезды) был Будха (персонификация планеты Меркурий), чей сын Пуруравас стал родоначальником Лунной династии царей.

СОМНАТХ — легендарный индуистский храм, якобы построенный богом Сомой и посвященный Шиве. С. находился на берегу Аравийского моря на территории совр. штата Гуджарат. Легенда гласит, что храм, построенный Сомой из золота, неоднократно разрушался и воссоздавался вновь: Равана построил его из серебра, Кришна — из дерева, а Бхима — из камня. С. был самым богатым индусским храмом и в 1024 был разграблен мусульманским правителем Газни Махмудом. Сопровождавший его в походах на Индию хорезмиец аль Бируни дал описание С., в к-ром в момент разграбления якобы оказалось 300 музыкантов, 300 дэвадаси, 500 цирюльников, не говоря о тысячах жрецов и паломников. Махмуд Газневи разрушил храм, но С. вновь восставал из руин после этого и др. разрушений (в 1297, 1394). От храма XIII в. сохранились ворота (торана) ограды, ныне известные как Джунагадхские ворота. В XVIII в. Аурангзеб, последний Великий Могол, приказал разрушить мн. великие индусские храмы, в т. ч. и С. В последний раз храм был восстановлен, вероятно, на том же месте недалеко от г. Веравал на п-ове Катхьявар в 1950. Инициатором восстановления храма был выдающийся политич. деятель Валлабхабхаи Сардар Патель. Индийцы утверждают, что была воспроизведена форма древнейшего из 7 некогда существовавших здесь храмов и что работа производилась с учетом результатов археологич. раскопок. Напротив входа в храм — огромный памятник В. С. Пателю. С. сегодня — один из популярных индусских храмов, одно из гл. святилищ Шивы. Однако здесь есть святилища и др. индуистских богов. К вост. от города расположено место, известное как Бхалка-тиртха. Здесь некогда легендарный Кришна был согласно проклятью сражен охотником, принявшим его, завернувшегося в оленью шкуру, за оленя. Это место особенно почитаемо вишнуитами. К сев. от Бхалка-тиртха находится Сурья мандир — Храм бога солнца.

"СОЮЗ ВОСЬМИ ПОЭТОВ" ("Аштачхап") — поэтич. сообщество членов кришнаитской общины, основанной Валлабхачарьей в первой пол. XVI в. Наиболее знаменитым членом Союза являлся Сурдас; кроме него в сообщество входили Кумбхандас, Параманандадас, Кришнадас, Чхита Свами, Говинда Свами, Чатурбхуджадас и Нандадас. Во время храмовых ритуалов поэты исполняли гимны (киртаны) Кришне, чаще всего импровизируя. Союз сыграл важную роль в развитии поэзии на брадже; произведения членов "Аштачхап" до сих пор популярны и являются обязательным элементом ритуала во мн. кришнаитских храмах.

СУБРАХМАНЬЯ (Расположенный к брахманам) — одно из имен Сканды, подчеркивающее его связь с Агни, имеющего ипостась ведического жертвенного огня, и с ведическими риши (через их жен), и его роль (в ср.-век. индуизме) знатока и учителя свящ. текстов, защитника брахманов. Имя особенно распространено на юге Индии.

СУГРИВА — в "Рамаяне" — сын Солнца, обезьяний царь, верный соратник Рамы в борьбе с Раваной за возвращение Ситы; по истокам образа — возможно, аборигенное божество.

СУД И НАКАЗАНИЕ. В классическом инд. праве высшая судебная власть принадлежала царю. От его имени мог действовать назначенный им верховный судья (прадвивака — "разрешающий споры"). Относительно мелкие дела (т. наз. "десять проступков" — дашапарадха) в кон. древности и в ср. века решались местными князьями-землевладельцами — такое право они получали по царским жалованным грамотам. Тяжбу рассматривала обычно коллегия "заседателей" (сабхья), к-рые высказывали свое мнение, однако окончательный приговор выносил сам председательствовавший прадвивака. Суд рассматривался как место, где устанавливается истина и справедливость, а потому "заседатели" должны были являться знатоками дхармы (права, обычаев и религ. текстов). В менее значительных случаях дело разбиралось в третейском суде с участием наиболее авторитетных членов того или иного коллектива — клана, деревни, профессиональной корпорации, ре-лиг. объединения, касты. Решение, принятое на низшем уровне, могло быть оспорено в вышестоящей инстанции (однако под угрозой серьезного наказания в случае вторичного проигрыша дела). Как правило, стороны сами участвовали в судебном процессе, но есть указания на лиц, к-рые могли получить полномочия от заинтересованной стороны на ведение дела. Истец или обвинитель имел право так или иначе ограничить (аседха) свободу или правомочность ответчика или обвиняемого до его вызова в суд. Между сторонами могло быть заключено пари на сумму, к-рую дополнительно выплачивал проигравший. Последний нес также все судебные издержки. Штраф (данда) обычно по величине соответствовал исковой сумме. Судебный процесс делился на четыре стадии: показания лица, подавшего заявление; ответ противоположной стороны; разбор аргументов и вынесение приговора. В кач-ве доказательств использовались документы и свидетельские показания. При разноречивых показаниях суд опирался на мнение большинства или на свидетельства наиб. уважаемых лиц. Делались ссылки также на косвенные доказательства и на поведение участников судебной процедуры (нервозность и т. п.). При отсутствии достоверных данных принимались клятвы, а в более серьезных случаях устраивались ордалии ("божий суд", дивья — испытание раскаленным железом, водой, ядом, взвешивание на весах и т. п.). Наказание в царском суде могло быть выражено и в форме порицания, денежного штрафа, телесного наказания или смертной казни. По отношению к преступникам применялись такие кары, как выставление на осмеяние (обритие головы, поливание ее мочой, провоз на осле по городу и т. д.), калечение, клеймение, изгнание из города или страны. Параллельно с царским наказанием могли быть наложены кары общинно-кастовой организацией: преступник обязан был совершить предписанные покаяния, он лишался семейно-родственных связей, подвергался бойкоту и исключению из касты. В делах, связанных с тяжкими уголовными, а также государственными преступлениями (включавшими заговор, измену, казнокрадство или обман покупателей на рынке), велось следствие (нередко с пытками) и дело рассматривалось царскими чиновниками в особом ведомстве, занимавшемся поддержанием общественного порядка (кантакашодхана — "устранение шипов"). За нераскрытое преступление ответственность несла та община или тот местный правитель, на чьей территории оно произошло. Если случалось ограбление на государственной земле, потерпевший должен был получить возмещение из казны, т. к. царь нес ответственность за охрану своих подданных.

СУДАРШАНА — название диска-чакры, оружия Кришны, полученного им, согласно "Махабхарате", от Агни за содействие ему в противостоянии Индре при сожжении леса Кхандавы.

СУРАБХИ — мифическая корова изобилия, праматерь коров. Дочь Дакши, одна из жен Кашьяпы; в эпосе именуется также Матерью рудр.

СУРДАС (ок. 1478 — ок. 1563) — выдающийся поэт кришнаитского бхакти, последователь Валлабхачарьи, член "Союза восьми поэтов ". Поэтическое наследие С. включает гимны и небольшие стихотворения религ.-философского и морализующего направления, но гл. созданием поэта является "Сурсагар" ("Океан поэзии Сура") — религ.-лирическая поэма о земных воплощениях Вишну. Самой известной частью поэмы стала "Кришнаяна" 10-я глава, повествующая о жизни и подвигах Кришны. Поэтичное и светлое, пронизанное стихией народной песни, это произведение является свящ. книгой кришнаитского бхакти и заслуженно считается одним из шедевров ср.-век. инд. лит-ры.

СУРЬЯ (Солнце) — бог солнца. В "Ригведе" его образ малозначителен и слабо антропоморфизован. В послеведийском пантеоне объединяет функции др. солярных божеств (Савитара, Вивасвата и др.). Включается в группу 8 локапалов. В сер. I тыс. н. э. культ С. переживает расцвет, значение его возрастает, в чем сказывается влияние пришедшего из Ирана солнечного культа бога Митры, с к-рым С. идентифицируется; это влияние сказывается также во введении в Индии храмового культа, ранее индуизму не свойственного; в этот период в стране воздвигаются мн. храмы С., из к-рых особенно известен был большой храм в Мултане, в ср. века неоднократно разграбленный завоевателями. Всемирно известен храм С. в Конараке. Статуи С. изображали его в скифском платье, с ногами в сапогах или скрытыми передком колесницы, с серьгами и диадемой на голове и лотосами в руках. По поверью, также пришедшему из Ирана, почитание бога солнца даровало исцеление от проказы. Земными сыновьями С. считаются Карна в "Махабхарате" и царь обезьян Сугрива в "Рамаяне". 

"СУРЬЯ-СИДДХАНТА" (букв. "Учение о Солнце") — знаменитый инд. трактат, классич. руководство для астрономов и астрологов; в соответствии с легендами считается откровением самого бога солнца Сурьи

СУТРА (букв. нить) — максимально лаконичная фраза и целый текст, составленный из подобных фраз. С. складывались в рамках школьной традиции, рассчитанной на устный характер обучения. Известное изречение гласило, что составитель С., найдя возможность сократить один лишь слог, радуется не меньше, чем при рождении сына. С. предназначались для заучивания наизусть. Гуру сопровождал чтение С. своим комментарием, к-рый ученик мог воспроизводить в свободном пересказе, держась С. как путеводной нити. Интерпретация С. без комментария нередко вызывает затруднения. Древнейшие С. (I тыс. до н. э.) содержали изложение ведийских вспомогательных дисциплин, прежде всего ритуала (веданга, см. также кальпа-сутра, шараута-сутра, грихья-сутра, дхарма-сутра). Стиль С. был принят в трактатах (шастра, см. дхарма-шастра, артха-шастра, кама-шастра). Его имитировали и в прозаических памятниках начала н. э., когда обычной стала уже письменная фиксация текста.
 
« Пред.   След. »