Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм
Джайнизм А-Я Печать

 Ниже приводятся материалы из словаря «Индуизм. Джайнизм. Сикхизм». / Под общ.ред. М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М., Республика. 1996.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

ИНДУИЗМ

А Б В Г Д Ж-Й К Л М Н-О П Р С Т-Ф Х Ц-Ш Э-Я

ДЖАЙНИЗМ
СИКХИЗМ

 

 

Джайнизм А-Я

 
 
АБУ — гора Абу — известный джайнский храмовый комплекс на юго-западе Раджастхана, являющийся центром массового паломничества и славящийся несравненной резьбой по мрамору. Два храма горы Абу особенно знамениты: Вимала Васахи — храм, построенный зодчим Вималой в XI в. и посвященный тиртханкару Ришабхе; Луна Васахи храм, построенный в XIII в. и посвященный 22-му тиртханкару Неминатхе.

АВАШЬЯКА — шесть ежедневных обязанностей джайна-мирянина: самайика, восхваление тиртханкаров, поклонение аскетам, покаяние в совершенных проступках, отказ от намерений совершать вредные действия, временное отречение от тела. 

АГАМА, или СИДДХАНТА — собрание канонич. текстов джайнизма. Предание говорит, что поучения Махавиры собрали его главные ученики, ганадхары, оформив в виде 14 лекций. Впоследствии каждый из 11 ганадхаров составил по одному тому наставлений, к-рые и образовали ядро джайнского канона. Эти 11 книг именуются "анга". 12-й анга, в к-рый были включены 14 лекций, утрачен. Исследователи этого собрания текстов, записанных только в V в. н. э. на языке ардхамагадхи, полагают, что мн. из них созданы на неск. столетий позже, чем считает традиция. Дигамбары вообще не признают канона, полагая, что в нем нет подлинных текстов, т. к. все они безвозвратно утрачены. Поэтому наиб. авторитетное изложение своего учения они видят в группе более поздних трактатов, написанных на пракрите и санскрите и разделенных на "четыре веды". Первая из них, "Пратхамануйога", включает тексты, касающиеся в осн. "мировой истории", вторая, "Каранануйога", — космологические тексты, "Дравйануйога" — религ.-философские трактаты и "Чаранануйога" — тексты по этике и ритуалу. 

АДДХАЛОКА (нижний мир) — диски семи нижних земель; расположены ниже срединного мира, причем диаметры этих земель тем больше, чем ниже они помещены. Разделены все земли прослойками воздуха, воды и пространства. Верхняя из них, Ратнапрабха, блистает как драгоценность и находится на 1000 йоджан* ниже срединного мира. Ратнапрабха разделена на три слоя. Верхний, Кхарабхага, имеет толщину 10 000 йоджан, средний, Панкабхага, — 84 000 йоджан, а нижний, Аббакулабхага, — 80 000 йоджан. Вторая из нижних земель, Шаркарапрабха, блестит подобно сахару и имеет толщину 32 000 йоджан. Следующая, Валукапрабха, обладает цветом песка и толщиной в 28 000 йоджан. Далее — Панкапрабха, цвета грязи, толщиной 24 000 йоджан; Дхумапрабха, цвета дыма, толщиной 20 000 йоджан и, наконец, "темная земля", Тамахпрабха, толщиной 16000 йоджан и имеющая толщину 8000 йоджан Махатамахпраб-ха, на к-рой царит полная тьма. На всех этих землях расположены ады (нарака).
--------
* Йоджана — мера длины, равная примерно 17 км.

АДИ-ПУРАНА — авторитетный текст джайнов-дигамбаров; содержит жизнеописания 63 джайнских святых, а также легенды, относящиеся к ним. А.-П. была составлена в IX в. Джинасеной, дополнена Гунабхадрой. 

АМРИТАЧАНДРА, или Тхакур Амритачандра Сури — известный дигамбарский автор раннего средневековья. Почетный титул "Тхакур", очевидно, указывает на его принадлежность к высшим варнам, а "Сури" — на то, что он был руководителем сангхи. Среди дигамбаров А. почитается как крупный автор, комментатор, выдающийся философ и учитель, достигший высоких ступеней духовного развития. Подробных сведений о его жизни не сохранилось, также ничего не известно о его общине, учителях и учениках. Согласно дигамбарской традиции, А. стал ачарьей в 905 г. Все авторы, на к-рых ссылался А. в своих работах, и все работы, на к-рые он писал комментарии, определенно относятся к периоду I — нач. IX в. С др. стороны, все авторы, к-рые обращались к его работам, ссылались на них или упоминали А., жили в XI в. или позже. Есть мнения, что А. мог жить в XI, XII или XIII в. А. написал несколько комментариев к работам наиб. выдающихся дигамбарских авторов (Кундакунда, Умасвати), а также авторитетный трактат по этике "Пурушарт-хасиддхйупая". 

АНГИ — в джайнизме 8 "опор" правильного воззрения (см. Философия джайнизма), к-рые включают: отсутствие сомнений относительно истин, исходящих от всеведущих, отсутствие интереса к мирским удовольствиям и ложным учениям, отсутствие отвращения к ч.-л., неприятие ложной веры, усиление правильного воззрения через развитие доброжелательности и др. моральных качеств, поддержание веры в случае отклонения от истинного пути, любовь к учению и единоверцам, деятельность, направленную на укрепление и распространение учения. 

АНУ-ВРАТЫ — пять основных этических обетов: невреждения, отказа от ложной речи, воровства, нецеломудрия, привязанности ко всему мирскому. 

АНЭКАНТАВАДА — "доктрина неодносторонности", знаменитая методологич. доктрина джайнизма, формулируемая в виде двух самостоятельных доктрин: сьявады ("доктрина "некоторым образом") и наявады ("доктрина "отношений"). Эти доктрины, в особенности первая, имели такую известность, что индуистские оппоненты джайнизма иногда использовали название "сьявада" как общее обозначение джайнистской философии. Центр. идея А. состоит в требовании учитывать неодносторонность, неоднозначность (анэканта) реальности и отказаться поэтому от попыток абсолютизировать любой подход к ее интерпретации. Реальность конкретна, поэтому любое высказывание о ней может быть истинным только "некоторым образом" (сьяд), с определенной точки зрения (ная). Однако существует множество точек зрения, множество отношений, следовательно, истинность или неистинность всякого высказывания остается относительной, неполной. Полная абсолютная истинность внедискурсивна и возможна только на уровне абсолютного (кевала) познания. 

АСУРА — так именуют опред. классы божеств, к-рые в джайнизме (в отличие от др. индийских религий) не являются антагонистами прочих божеств. См. Дэва и асура. 

АТИЧАРА — термин, к-рым в джайнизме обозначается нарушение обетов и правильного воззрения (см. Философия джайнизма). Выделяется по пять нарушений каждого обета и правильного воззрения — всего 70 нарушений.

АШТАМАНГАЛА (восемь благих эмблем) — распространеннейшие символы джайнизма. К ним относятся свастика, нандьяварта, шриватса, вардхамана, бхадрасана (трон), калаша (сосуд для воды), дарпана (зеркало) и знак "матсья-югма" (две рыбы). Существуют специальные ритуалы поклонения свастике (храмовые или связанные с большими праздниками, напр. в дни празднования Дивали). 

БАЛАДЭВА, ВАСУДЭВА, ПРАТИВАСУДЭВА ("Противо-Васудэва", именуемый также ПРАТИШАТРУ) — триада "героев", 9 раз появляющаяся в числе "63 замечательных людей" (см. Шалака-пуруша) на каждом полуобороте "колеса времени" (см. Калачакра). Знаменитая индуистская эпическая триада Рама-Лакшмана-Равана считается в джайнской мифологии явлением восьмой триады "героев". Как и прочие "замечательные люди", они происходят из благородных родов Икшвакукула и Харивамша, причем Баладэва является старшим сводным братом Васудэвы, а Пративасудэва —злокозненным врагом последнего. Васудэва часто именуется Нараяной или Вишну, а Пративасудэва соответственно Пративишну. Конфликт между ними обычно состоит в том, что Пративасудэва захватывает большую часть Бхараты, из-за чего Васудэва начинает вести против него освободит, войну и в конце концов убивает его. Пративасудэва ввергается в ад за свои злодеяния, а Васудэва проводит остаток жизни в счастье и чувственных утехах. После смерти он также попадает в ад, а его брат Баладэва так горюет, что принимает монашество и достигает освобождения (см. мокша). Индивидуальные отличия в жизнеописаниях "героев" почти отсутствуют, если не считать последнего, девятого Васудэва по имени Канха (Кришна), к-рый действует в джайнской версии мифа о Драупади и в повествовании о разрушении Дваравати при тиртханкаре Ариштанеми. 

БАХУБАЛИ — в джайнской мифологии сын Ришабхи, первого тиртханкара. Он предавался суровой аскезе, беря тяжелые обеты, напр. долго стоял на одном месте, так что ноги его оплетали выросшие за это время растения. Дигамбары почитают Б. как святого. Огромные — до 17м — изображения его воздвигнуты в нескольких местах южноиндийского штата Карнатак в X—XVII вв. 

БХАВАНАВАСИНЫ (во-дворцах-живущие) — первое из четырех осн. племен джайнских божеств, обитающее в Кхарабхаге (за исключ. рода Асура-кумара, живущего в Панкабхаге). В этом племени 10 родов, причем все они именуются "кумара" — юноши, "ибо жизнь и привычки этих божеств походят на жизнь и привычки молодежи до 20 лет". 1-й род, Асура-кумара, "демоническая молодежь", имеют черный цвет тела, красные одежды. Их символ — драгоценность в виде полумесяца; их правители (индры) — Камара и Бали. 2-й род, Нага-кумара, "драконья молодежь", светлокожие, в темных одеждах, их символ — корона в виде капюшона кобры. Нага-кумара связаны с водой, в частн. с дождевыми облаками; их правители — Дхарана и Бхутананда. 3-й род, Видьют-кумара, "молниевая молодежь", краснокожий, в черных одеждах. Их символ — ваджра, а индры — Хари и Харисаха. 4-й род, Супарна-кумара, "орлиная молодежь", золотого цвета, в белых одеждах, имеют символом птицу Гаруду; их Индры — Венудэва и Венудари. Битвы Супарна-кумара с Нага-кумара служат причиной нек-рых землетрясений. 5-й род, Агни-кумара, "огненная молодежь", красные, в черных одеждах. Их символ — кувшин, а индры — Агнишикха и Агниманава. 6-й род, Вата-кумара, "ветреная молодежь", темные, в багровых одеждах. Их символ — макара, а индры Веламбха и Прабханджана. 7-й род, Станита-кумара, "громовая молодежь", золотого цвета, в белых одеждах. Их символ — ларец, "вардхаманака", индры — Сугхоша и Махагхоша. 8-й род, Удадхи-кумара, "океанская молодежь", светлые, в темных одеждах. Их символ — лошадь, индры — Джалаканта и Джалапрабха. 9-й род, Двипа-кумара, "островная молодежь", красные, в темных одеждах. Символ — лев, индры — Пурна и Васиштха. 10-й род, Диккумара, "молодежь направлений горизонта", золотого цвета, в белых одеждах. Символ — слон, индры — Амитагати и Амитавахана. 

БХАТТА АКАЛАНКА — известный дигамбарский мыслитель VIII в., прославившийся своими победами в диспутах над буддистами. О его жизни почти ничего не известно, лишь в колофоне "Таттвартха-раджа-варттики" (комментарий на "Таттвартхадхигама-сутру") он сообщает, что является сыном раджи Лагху Хавва. Помимо указанного комментария к числу важнейших работ Б. А. относятся "Ашташати" — комментарий на "Аптамимансу" Самантабхадры и логический трактат Ньяявинишчая. 

БХОГА-УПАБХОГА ВРАТА — третий дисциплинарный обет (см. Шикша враты) в этике джайнизма, содержащий требование допустимого прогрессирующего отказа от всех средств существования. 

ВАЙМАНИКА (Небесные) — четвертое племя джайнских божеств, обитающее в верхнем мире (см. Урдхвалока). В., обитающие в кальпе, делятся на 12 родов — по числу небес кальпы, а те, что пребывают выше кальпы, не имеют ни родовой, ни социальной дифференциации, и каждый из них именуется "ахаминдра", т. е. "сам-себе-правитель". Ахаминдры не носят одежд, украшений, не знают чувственных наслаждений. У божеств, живущих на небесах кальпы, по мере подъема по иерархии небес растут долголетие, величие, счастье, свет, чистота ауры (см. Лешья), восприимчивость органами чувств и ясновидением и уменьшается подвижность, размер тела, привязанность к вещам и гордыня. Все В., как живущие в кальпе, так и вне ее, имеют юный царственный облик, не отбрасывают тени, не мигают глазами, их волосы и ногти не растут. Чаще всего в джайнских мифах действуют В., обитающие в Саудхарме. Их правитель имеет собственное имя — Шакра; индры остальных В. именуются по названиям соответствующих небес. 

ВАСУДЭВА — см. Баладэва.

ВИДЬЯДХАРА — люди и божества, обладающие магическими познаниями. 

ВИДЬЯДЭВИ — 16 богинь магических познаний: Рохини, Праджняпти, Ваджрашринкхала, Кулишанкуша, Чакрешвари, Нарадатта, Кали, Маха-кали, Гаури, Гандхари, Сарвастрамахаджвала, Манави, Вайротья, Аччхупта, Манаси, Махаманаси. 

ВЬЯНТАРА (блуждающие) — второе из четырех племен джайнских божеств, обитающее гл. обр. между срединным миром и землей Ратнапрабха. "Блуждающие" божества имеют 8 родов, одноименных с осн. типажами индуистской мифологии (предлагаемая интерпретация названий весьма условна: 1-й род, Киннара, "духов" — управляется индрами Киннара и Кимпуруша; 2-й род, Кимпуруша, "гномов" — управляется индрами Сатпуруша и Махакайя; 3-й род, Махорага, "великих змеев" управляется индрами Атикайя и Махакайя; 4-й род, Гандхарва, "небесных музыкантов" с индрами Гитарати и Гитаяшас; 5-й род, Якша, "духов-охранников" с индрами Пурнабхадра и Манибхадра; 6-й род, Ракшаса, "чудовищ", управляемый индрами Бхима и Махабхима; 7-й род, Бхута, "призраков" с индрами Пратирупа и Атирупа и 8-й род, Пишача, "бесов" с индрами Кала и Махакала. В отличие от одноименных индуистских персонажей все эти божества (кроме ракшасов) могут иметь приятную наружность. 

ГАЧЧХА — группа, братство или содружество монахов и мирян у джайиов-шветамбаров. Их основателями чаще всего становились известные монахи. Образование Г. началось приблизит. в XI в. и продолжалось о XIII в. По преданию, было создано всего 84 Г., но в наст, вр. известны лишь три: Кхаратара-г., Тапа-г., Анчала-г. Большинство джайнов-шветамбаров принадлежит к первым двум Г. Между ними нет серьезных доктринальных расхождений.

ГИРНАР — свящ. гора (чуть выше 1 км) около Джунагадха в Саураштре. Славится большим количеством джайнских храмов. Самый известный среди них посвящен Неминатху, 22 тиртханкару. Построен в XII в.

ГУНАСТХАНА — в джайнизме стадия духовного освобождения. Выделяется 14 Г. 1-я Г. характеризуется нек-рыми случайными проблесками сознания как адекватного отношения к реальности; 2-я Г. является промежуточной стадией между 1-й и 4-й Г.; 3-я Г. — стадия утверждения в правильном воззрении. 4-я Г. — стадия осознанного принятия учения в результате медитаций или наставлений учителя, характеризуется наличием контроля — упашама над аффектами, душевным волнением из-за невозможности длительного феноменального существования — самвега, отказом от чувственных удовольствий — нирведа, состраданием — анукампа, полным принятием учения как истинного — астикья; на 5-й Г. начинается этическая практика, когда адепт берет обязательство соблюдать в неполной форме осн. и дополнит, обеты; 6-я Г. достигается только аскетами, к-рые полностью выполняют обеты, но еще подвержены слабым аффектам; на 7-й Г. формируется духовная сила, позволяющая преодолеть полностью привязанность к внешнему миру, полностью овладеть телом и развить способность телепатического познания (манапарьяя-джняна); 8-я Г. характеризуется овладением одним из 4 видов медитации (шукла дхьяна) как орудием разрушения кармы; 9-я Г. — стадия окончат, преодоления сексуального желания и грубых аффектов — гнева, гордости и хитрости; на 10-й Г. преодолеваются более тонкие неблагоприятные состояния сознания, напр. алчность; на 11-й Г. подавляется почти вся карма, препятствующая правильному поведению и правильному воззрению; на 12-й Г. разрушена вся карма, препятствующая правильным воззрению и поведению, а также карма, мешающая обретению абсолютного знания и абсолютного восприятия, затрудняющая духовное продвижение; 13-я Г. — стадия достижения абсолютного знания (кевала-джняна), на к-рой остается еще слабая активность (йога) тела, речи и ума; достигший этой стадии называется архатом или кевалином; на 14-й Г. активность полностью прекращена, время нахождения в этом состоянии очень короткое, требующее произнесения нескольких мантр, после чего джива покидает тело и перемещается в самую верхнюю часть мироздания и становится Совершенным (сиддха). 

ДАНА ВРАТА — четвертый дисциплинарный обет джайнов: обет подаяния (см. Шикша-враты). 

ДИВАЛИ — праздник, единый для джайнов и индусов, проходящий в окт.—нояб. В дни празднования Д. зажигают тысячи светильников в домах и на улицах. Джайны зажигают огни в память о нирване Махавиры. По преданию, в ночь, когда умер Маха-вира, преданный ему раджа устроил огромную иллюминацию. В храмы в этот день верующие приносят сладости, т. наз. ладду, совершают особые паломничества в Паву. Многие джайны воспринимают Д. как праздник, приносящий счастье. Поэтому женщины в первый день празднования посвящают свои украшения индуистской богине Лакшми, но во второй день подносят жертвенные сласти свящ. изображению свастики, в знак почитания сокровищ духа.

ДИГАМБАРЫ и ШВЕТАМБАРЫ — осн. направления джайнизма. Разногласия, случавшиеся в джайнской общине еще при жизни Махавиры, привели к расколу, и с кон. I в. н. э. утвердилось существование двух отдельных джайнских сект: дигамбаров — "одетых сторонами света" и шветамбаров — "одетых в белое". Эти названия фиксируют одно из разногласий между сектами: Д. считают, что монахи не должны надевать никакой одежды и обязаны ходить нагими, т. е. "одетыми сторонами света", а Ш. настаивают на ношении монахами белых одежд. Кроме того, Д. полагают, что женщина не может стать джиной, расходятся со Ш. в ряде частных вопросов теории и практики, не признают подлинность канонической лит-ры шветамбаров (см. Агама), однако относительно основ вероучения между ними нет существенных разногласий. И Д. и Ш. делятся на более мелкие секты и группы. Наиб. распространенными в наст. вр. подсектами Д. являются Висапантхи, Дравида, Каштха, Найди, Сена, Терапантхи. Важнейшие подсекты Ш. — Анчала, Кхаратара, Тара. 

"ДЖАЙНА-СИДДХАНТА БХАВАНА" — центр по изучению джайнизма в Бихаре. Основан в 1906. Имеет богатую коллекцию джайнских рукописей, насчитывающую шесть тысяч манускриптов; издает хинди-английский журнал "Джайна-сиддханта Бхаскара".

ДЖИВА — в джайнизме духовные, живые, непротяженные, вечные существа. Джив великое множество, и они наполняют весь мир, эволюционируя под воздействием времени от состояния полной неразвитости (нигода-д.) до совершенства (сиддха-д.). Определяющим признаком Д. является способность отражающего реагирования (упайога), выступающая на известном этапе развития Д. как сознание. Развивающийся Д. имеет сложную структуру, т. к. находится в определенных отношениях с адживой, неживой природой, и стремится освободиться от нее. Поскольку .связующим звеном между Д. и адживой служит особое "кармическое" — вещество адживы, или просто кармы, то именно через кармы характеризуется собственная сущность (свататтва) Д. Она представляет собой напряженное поле пяти состояний (бхава): подавления карм, разрушения, одновременного подавления и разрушения карм, результирующее от карм состояние и естественное (паринамика) состояние Д., независимое от карм. Понятие состояния служит основой дальнейшей классификации психических процессов и свойств Д. Д. имеет тело (шарира) и ауру (лешья), т. е. невоспринимаемый для обычного человека ореол, цвет, запах и вкус к-рого зависят от нравств. качеств личности: чем они выше, тем светлее лешья. Тела имеются пяти видов. Обычное тело земных существ — "пищевое" (санскр. аударика), состоящее из съеденной пищи. Если в процессе метампсихоза Д. рождается не земным существом, а божеством или демоном, то он будет владеть "изменчивым" (вайкрия) телом, меняющимся по желанию владельца. Третий вид тела "выделяемые" (ахарака) тела, эманируемые при необходимости развившими оккультные способности аскетами. Четвертый вид тела "огненное" (тайджаса), пятое — "кармическое", состоящее из частиц "кармического" вещества. Смерть и рождение понимаются в джайнизме как соединение и разлучение Д. с "пищевым" или "изменчивым" телом.

ДЖИНА (санскр. победитель) — титул, к-рый в инд. религиях, наряду с термином буддха — пробужденный, применялся к лицам, достигшим освобождения (нирвана, мокша). И джайнизм, и буддизм пользуются обоими словами, и названия этих религий производны именно от них. См. Махавира.

ДЖЙОТИШКА (Светила) — третье из четырех осн. классов джайнских божеств, в к-рый входят следующие роды: солнца, луны, планеты, созвездия — "лунные дома" (накшатры), звезды. Солнца и луны являются правителями-индрами, в свиту каждой пары солнце + луна входят 38 планет, 28 созвездий и 66 975 х 1014 звезд. Все они вращаются вокруг горы Меру в драгоценных колесницах, влекомых тысячами божеств, имеющих на Востоке облик львов, на Западе — быков, на Юге — слонов и на Севере — лошадей. Своеобразие астрономии джайнов в том, что, по их мнению, над Джамбудвипой имеются два солнца, две луны и соответственно по два комплекта остальных светил, т. к. один оборот вокруг Меру они делают не за сутки, а за двое суток. Поэтому люди каждое утро встречают не вчерашнее, а позавчерашнее солнце и т. д. Более того, по мере удаления от Джамбудвипы число светил еще более возрастает: над Лаванодой имеется уже по 4 солнца, луны, 352 планеты и т. д., над Дхатакикхандой — 12 солнц, 12 лун и т. д. При этом вращение светил наблюдается только в области обитания людей, т. е. до гор Манушоттара, далее небесные тела неподвижны. Представления о светилах являются, вероятно, одним из наиб. архаичных слоев в джайнской мифологии.

ДЖНЯНА-ПАНЧАМИ — праздник, связанный с 5-м днем осеннего месяца карттика (ноябрь—декабрь). Это день почитания праведного знания. В это время поклоняются свящ. текстам и проводят обряд очищения книг (от грязи, пыли, насекомых).

ДЭВА и АСУРА — божества. В отличие от других индоиранских мифологий, джайнская не противопоставляет мифологич. типы "дэва" и "асура", а рассматривает А. лишь как один из классов Д., причем не состоящий во враждебных отношениях с др. классами. Таких гл. классов ("племен") божеств в джайнизме 4: Бхаванавасины ("Во-дворцах-живущие"), Въянтара ("Блуждающие"), Джйотишка ("Светила"), Вайманика ("Небесные"). В кач-ве особого класса выделяются божества Локантики ("На-рубеже-мира"). Помимо этих осн. разрядов существует множество разных божеств и духов, обитающих в каждой горе, реке, дереве и т. д. Как и остальные сансарные существа, божества подчинены закону кармического воздаяния, согласно к-рому их жизнь, хотя и невероятно долгая, должна закончиться, после чего бывшее божество получает новое перерождение в зависимости от суммы добрых и дурных карм-деяний. Каждое племя божеств членится на роды, в к-рых имеются: (1) индры — правители, (2) саманика — аристократия, (3) траястримша ("33") — высшие государств, служащие, (4) паришадья — придворные, (5) атмаракша — "гвардия", внутренняя личная охрана, (6) локапала — полиция, (7) айика армия, (8) пракирнака — торговцы и ремесленники, (9) абхийогья — слуги, (10) килбишка — чернь, плебс. Как можно видеть, эта стратификация достаточно точно отражает социальную структуру города-государства в древней Индии. Разряды (3) и (6) отсутствуют в племенах Вьянтара и Джйотишка.

КАЛАЧАКРА (колесо времени) — осн. категория джайнских представлений о "мировой истории". По этим представлениям мир вечен и неизменен, однако условия существования его центр, части, на уровне срединного мира, включающей области Бхарата и Айравата, подвержены ритмическим колебаниям. Остальная часть мира пребывает в постоянном неизменяющемся потоке времени. "Колесо времени" имеет 12 "спиц" — веков; шесть из них относятся к "прогрессивному", восходящему полуобороту колеса, а шесть — к нисходящему.

"КАЛЬПА-СУТРА" (на ардхамагадхи — Каппа, именуемая также "Брихаткальпа-сутра", или "Брихатсадхукальпа-сутра") — пятый и древнейший текст из группы Чхеда-сутр джайнского канона (Агама). Осн. содержание текста — правила поведения монахов и монахинь. Одноименная "К.-с." — сочинение Бхадрабаху (ок. 300 г. до н. э.) является восьмым разделом "Ачарадаша" (на ардхамагадхи Аярадаса) — 4-го текста из группы Чхеда-сутр. Содержание "К.-с." Бхадрабаху — биографии джин, и, в частн., Ма-хавиры — хорошо известно по англ. переводу Г. Якоби (1884). 

КОСМОГРАФИЯ ДЖАЙНОВ. Вселенная делится на мир и бесконечно большой не-мир, в к-ром нет ничего, кроме пространства — акаши, и к-рый недоступен для восприятия и проникновения. Мир отделен от не-мира трехслойной бездной из густой воды, густого ветра и тонкого ветра. Мир, по представлениям джайнов, имеет весьма своеобр, форму: он состоит из трех усеченных конусов или пирамид, из к-рых средний и верхний сложены основаниями, а вершина среднего покоится на вершине нижнего. Нижний конус — это нижний мир Аддхалока, два верхних суть верхний мир — Урдхвалока, а в месте их соединения находится средний мир — Мадхьялока. Интересна неканоническая концепция, согласно к-рой мир имеет форму человеческого тела. Это Лока-пуруша (т. е. мир-космический человек), на уровне талии к-рого находится Мадхьялока, ниже — Аддхалока, а выше — Урдхвалока. Этим представлением можно объяснить название одного из слоев высшего мира Грайвейака — "шейные миры". Обитатели мира делятся на растения, низших животных, высших животных, людей, обитателей ада, божеств; всем им противопоставлены сиддхи. Нижний мир по вертикали состоит из семи слоев, названия к-рых сверху вниз следующие: Ратнапрабха, Шаркарапрабха, Балукапрабха, Панкапрабха, Джумапрабха, Тамахпрабха и Тамастамахпрабха. Во всех слоях, кроме первого, расположено огромное кол-во натуралистично описываемых адов, наполненных тьмой и смрадом гнили и нечистот. По ранним представлениям, обитатели ада были людьми, страдающими от всевозможных пыток. Позднее они выделились в низший ранг телесного перерождения и описываются как отталкивающие существа черного цвета, похожие на ощипанных птиц, бесполые, дурно пахнущие, вызывающие боль при прикосновении, живущие в постоянном страхе взаимного преследования, ибо они и жертвы, и палачи. Их омерзительность увеличивается пропорционально глубине слоя. В центре среднего мира лежит круглый континент Джамбудвипа, вокруг к-poro концентрич. кругами располагаются бесчисленные океаны и др. континенты. В центре Джамбудвипы возвышается мировая гора Мандара (в поздних текстах — Меру) — центр мира. У основания и по склонам ее расположены райские рощи Бхадрашила, Нандана и Сауманаса. В каждой из них по четырем гл. сторонам света стоят храмы, по промежуточным — расположены по четыре лотосовых пруда. В Нандане и Сауманасе среди прудов стоят дворцы, принадлежащие божествам Шакре и Ишане. Джамбудвипа разделен с запада на восток шестью горными цепями на семь земель: крайняя на юге — Бхарата или Бхаратаварша, на севере — Еравая или Айравата. Центральную полосу занимает земля Махавидеха, к югу от к-рой лежат земли Хариварша и др. По окружности Джамбудвипы возвышается алмазная стена, за ней идет решетка из драгоценных камней. В стене и решетке расположены четверо ворот, ориентированных по сторонам света. Джамбудвипу окружает океан Лаванода, в к-ром имеются 4 цепи островов, называемые Антарадвипа, а также острова, принадлежащие лунам, солнцам и божеству Лаваноды — Суштхите. Далее идет континент Дхатакикханда. На севере и юге горные цепи делят его пополам, и каждая половина повторяет строение Джамбудвипы. В середине каждой половины есть своя Махавидеха со своей горой Мандара (Меру), копией центральной Мандары, но меньших размеров. Далее следуют многочисл. океаны и континенты, в осн. копирующие друг друга. Крайний континент и океан называются Сваямбхурамана. Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигам-баров) слоев. Эти слои частично или все делятся на сев. и юж. половины, представляющие собой самостоят, небесные царства. Каждый слой разделяется также на неравное число подслоев, так что в сумме образуется 62 (или 63 у дигамбаров) самостоят, небесных уровня. В каждом из них имеется опред. число разнообразных по форме жилищ-дворцов — вимана, к-рые располагаются так, что в центре находится круглая индрака-вимана (дворец владыки), а остальные расходятся от него лучами ориентированно по сторонам света и называются "рядовые" или же заполняют пространство между ними — т. наз. "рассыпанные" виманы. Высшая центральная вимана, расположенная в вершине конуса верхнего мира, соответствует по размерам и форме Джамбудвипе. Над ней находится Ишатпрагбхара, имеющий форму раскрытого зонтика, увенчивающего мир. Еще выше мир кончается, и в последней его части пребывают сиддхи.

КЕШАЛУНЧАНА удаление волос с головы, включая бороду и усы, у джайнских аскетов. В отличие от буддистов, джайнские аскеты не употребляли бритву и, в отличие от индуистов, не отращивали волосы. Они выщипывали их руками. К. считалась важной процедурой, и адепты собирались и присутствовали при ее совершении.

КУНДАКУНДА известный также под именем Падманандин — джайнский философ, выходец из Юж. Индии (Андхры?), жил в I в. н. э. или во II—III вв. н. э. К. был одним из первых систематизаторов и теоретиков школы дигамбаров, и к его работам восходят почти все позднейшие направления дигамбарской мысли. Для соч. К. характерно смелое диалектич. использование джайнской доктрины анэкантавада, с помощью к-рой он пытается интерпретировать плюралистич. онтологию джайнов в духе спиритуалистич. монизма. К. приписываются 84 труда, но до нас дошло лишь 15 из них, все написаны на пракрите. Есть мнение, что лишь 3 из упомянутых сочинений действительно принадлежат К. 

ЛЕШЬЯ (аура) — ореол, окружающий всякое живое существо, но заметный только субъектам, находящимся на высоких ступенях духовного развития (гунастхана). Л. обладает цветом, вкусом и запахом, но наиб. важной характеристикой является цвет, указывающий на нравств. качества личности: чем совершеннее джива, тем светлее его Л. 6 осн. цветов Л.: черный, синий, серо-сизый, оранжевый, розовый, белый. У сиддхов Л. отсутствует. 

ЛОКАНТИКИ ("На-рубеже-мира") — племя божеств неба Брахмалоки, названное так потому, что в следующем воплощении они должны стать людьми и достичь освобождения (см. Мокша). Л. имеют 8 родов: Сарасвата, Адитья, Вахни, Аруна, Гардатоя, Тушита, Авьябадха, Аришта. Они чужды чувственным удовольствиям и постоянно предаются медитации.

МАХАВИРА — 24-й тиртханкар джайнизма, родившийся, согласно традиции, 30 марта 599 г. до н. э. в семье правителя государства Вадджи. Отца его звали Сиддхартха (также Шреямса, Яшашви), мать — Тришала (также Видехадатта или Приякарни). Сам Махавира на 12-й день после рождения получил имя Вардхамана, букв. "процветающий", "растущий", ибо ко дню его рождения процветание гос-ва достигло апогея. Из др. его имен, полученных впоследствии, наиб. популярны Джина, Махавира, Вира, Ативира, Санмати, Гьятапутра, Натапутта. По достижении совершеннолетия Вардхамана женился на Яшоде, дочери могуществ. царя Калинги (дигамбарская традиция отрицает женитьбу Вардхаманы). В 30 лет, после смерти родителей, Вардхамана стал странствующим аскетом и начал суровое подвижничество. В период подвигов, как утверждает традиция, он неоднократно совершал голодовки длительностью по нескольку месяцев и почти постоянно пребывал в медитации, пока, наконец, в 557 г. до н. э. на десятый день луны месяца вайсакх (май—июнь) в местечке Амбхигриям, что на сев. берегу р. Риджупалика, М. не достиг просветления и стал Джиной. Вскоре после этого он начал проповедовать, создал общину последователей и до конца жизни распространял учение. Кончина М. последовала на 72-м году жизни в маленьком городке Пава, недалеко от Раджагрихи в 527 г. до н. э. Относительно дат рождения и нирваны Махавиры в джайнской общине имеются разногласия. День рождения М. и ныне остается всенародным праздником в Индии. Во время праздника, как и во время дня рождения Ганди, в стране закрыты все бойни.

МИФОЛОГИЯ ДЖАЙНОВ насчитывает астрономическое кол-во божеств. Ими изобилует средний мир, ибо божества есть у каждой горы, озера, реки, дерева, ворот, океана, местности и т. п. В подавляющем большинстве текстов о них не сообщается ничего, кроме имен собственных, совпадающих, как правило, с названием соответствующего предмета, в к-ром они обитают и название к-рого всегда объясняется из имени божества. Кроме того, выделяются четыре класса божеств, живущих в осн. в нижнем и верхнем мирах. Это бхаванавасины, подземные божества, живущие во дворцах (бхавана) в Ратнапрабхе; вьянтара или ванамантара — также подземные божества, к-рые живут гл. обр. в слое, отделяющем Ратнапрабху от среднего мира; джйотишка — божества светил, обитающие в пространстве между землей и верхним миром; вайманика — небесные божества, живущие во дворцах (виманах) верхнего мира. Каждый класс делится на подклассы, а последние в большинстве случаев — на северные и южные, в зависимости от расположения района их обитания к северу или югу от центра мира. Правитель каждого подкласса (а в случае разделения на северные и южные и правитель каждого района) носит титул индры. Боги каждого класса характеризуются опред. продолжительностью жизни, частотой дыхания и принятия пищи, размерами тела, степенью способности ясновидения и трансформации в разл. облики и т. п. Они могут иметь истинную, ложную или смешанную веру, истинное, ложное или смешанное знание. У каждого индры есть неск. главных супруг, свита к-рых состоит из неск. тысяч низших богинь. Индрам бхаванавасинов и ваймаников подчиняются (или почти равны им по рангу) хранители мира — локапалы и 33 высших сановника траястримша. Индры имеют войска и военачальников и воюют друг с другом. Кроме того, у них есть совет, члены к-рого называются паршадья, и слуги — абхийогья. Самые же низкие по социальному рангу божества, нечто вроде земных париев, называются килбиша. Как и обитатели ада, божества рождаются способом манифестации упапатти — мгновенное внезапное появление без материального основания. Джайнскую мифологию отличает тяготение к созданию сложных классификационных систем и строгих иерархии, стремление к систематическим числовым способам описания. Джайнская мифология оказала сильное воздействие на культурное развитие таких областей Индии, как Гуджарат, Раджастан, Мадхья-Прадеш. Особенным блеском архитектурного мастерства и декора с бесконечно повторяющимися, в духе джайнской мифологич. картины мира, фигурками и орнаментами отличаются джайнские храмы XI—XII вв.

МОКША (НИРВАНА) — освобождение, религ. идеал джайнизма, понимаемый как освобождение дживы от "кармического" вещества, т. е. превращение сансарного дживы в сиддху. 

НАРАКА — 1) ад, 2) существа, обитающие в адах. Ады описываются как ямы, усеивающие каждую из земель нижнего мира и являющиеся их единственной достопримечательностью, т. к., кроме этих ям, на нижних землях нет ничего — "ни гор, ни морей, ни островов, ни городов, ни деревень, ни людей, ни богов". 3 млн адов расположены на земле Ратнапрабха, 2,5 млн—в Ша-ркарапрабха, 1,5 млн — в Валу-капрабха, 1 млн — в Панкапраб-ха, 300 тыс. адов — в Дхумапра-бха, 95995 —-в Тамахпрабха и 5 адов — в Махатамахпрабха, итого 8 400 000 адов. Страдания находящихся в адах обусловлены прежде всего холодом или жарой, к-рые там царят. Ады трех верхних земель горячие, затем следуют две земли, где есть и горячие и холодные ады, а в темных нижних землях ады только холодные. Н., обитатели адов, живущие там в результате греховных деяний прошлой жизни, испытывают страдания также и от своих товарищей по несчастью: внешность и нравы их настолько омерзительны, что не выносят друг друга, Н. подвергают своих собратьев разнообразным пыткам, усугубляя тем самым и свои собственные муки. Бесполые, дурно пахнущие, похожие на черных ощипанных птиц, живущие в постоянном страхе взаимного преследования, они вдобавок подвергаются гнету бывающих на первых четырех землях нижнего мира асуров (см. Дэва и асуры). Хотя время пребывания в адах и ограничено кармой, тянется оно чрезвычайно долго — миллионы и миллионы лет. Каждая земля имеет свои пределы удержания грешников в адах, причем максимальное время пребывания в адах одной земли равно минимальному времени пребывания в нижележащей.

НАНДЬЯВАРТА — разновидность благопожелательной мистич. диаграммы. Графически представляет собой лабиринт, в к-ром линии свастики переплетаются т. обр., что в каждом направлении образуется 9 углов. Н. является также символом тиртханкара Аранатхи в иконографии шветамбаров.

ПАРШВА (НАТХА) — 23-й, предпоследний тиртханкар джайнизма, живший приблизит, за 250 лет до Махавиры. Его жизнеописание резко отличается от стандартизированных жизнеописаний предшествовавших тиртханкаров и изобилует таким кол-вом реальных деталей, что позволяет рассматривать П. как историческую личность. В частн., утверждается, что он был сыном раджи Бенареса Ашвасены, победил в битве раджу Явана (явана на санскр. — грек) из Калинги и был женат на Прабхавати, дочери раджи Прасенаджита, в 30 лет стал аскетом. В жизнеописании Махавиры говорится, что его родители были последователями учения П., а также упоминается, что уже после достижения всеведения Махавира встречался со сторонниками П. и обращал их в свою версию джайнизма. 

ПАРЬЮШАНА — гл. священный праздник в джайнизме. П. проводят во время сезона дождей, следуя предписанию Махавиры, т. к. в этот сезон монахи и миряне могут совершать длительные религ. обряды. Праздник П. начинается с поста. Затем миряне принимают обеты пошадхи и живут как монахи. Целый день они проводят в медитации или в благочестивых занятиях в монастыре или в уединении. На 5-й день шветамбары празднуют день рождения Махавиры. Последний день П., называемый самватсари, и последний день ритуального года джайнов начинается с большой исповеди, имеющей целью не допустить ни одного прегрешения в новый год. 

ПАТТАВАЛИ — генеалогические списки джайнских ачарьев. Каждая секта имеет свой список П. У шветамбаров он начинается с Махавиры, у дигамбаров — с Бхадрабаху II, жившего, по преданию, на рубеже нашей эры. 

ПОШАДХА-УПАВАСА ВРАТА — второй дисциплинарный обет (см. Шикша-враты) в джайнизме. П. в. — это обет 2—дневного абсолютного поста, к-рый необходимо соблюдать каждую неделю.

ПРАМАТТА-ЙОГА — в джайнизме бесконтрольная активность, являющаяся гл. причиной химсы, т. е. причинения вреда живым существам. П.—и. включает в себя стремление к чувственным удовольствиям, деятельность под влиянием аффектов, сон и т. д.

ПРАТИВАСУДЭВА см. Баладэва

ПУДЖЬЯПАДА — дигамбарский философ, известный также под именами Деванандин и Джинендрабуддхи; жил в нач. V в. О его жизни нет достоверных сведений, однако хорошо известны его работа по грамматике "Джайнендра" и "Сарвартхасиддхи" — комментарий на "Таттвартхадхигама-сутру", считающийся основополагающим текстом дигамбарской традиции.

"ПУРУШАРТХАСИДДХЬЮ-ПАЯ" ("Средства для достижения истинной цели души") — работа известного джайнского дигамбарского ср.-век. автора Амритачандры. Имеет еще одно название — "Джина правачана рахасья коша" ("Сокровищница сущности учения Джины"). Язык трактата — санскрит, он состоит из 226 строф, написанных в метре "арья". "П." — это изложение джайнской этики, предназначенное для мирских последователей Амритачандры. "П." начинается с разъяснения важности постижения абсолютных характеристик реальности в их соотношении с феноменальными. Осн. же содержание посвящено раскрытию джайнского учения о пути освобождения. Подробнейшим образом в трактате разбираются все обеты и предписания, к-рые должен выполнять джайн, предупреждаются самые разные вопросы относительно религ.-этической практики, ставится цель не только научить мирянина праведно жить, но и сориентировать его на конечное освобождение (мокша). Осн. средством достижения мокши, по мысли автора, является соблюдение принципа ненанесения вреда живому — ахимса. В "П." этот принцип получает универсальное значение для всей религ. практики. Амритачандар чуть ли не единственный автор в джайнской философской лит-ре, всесторонне рассмотревший все тонкости понимания ахимсы.

РАДЖАГРЙХА — свящ. место джайнов к югу от Патны, древняя столица Магадхи. По преданию, здесь родился 20-й тиртханкар, муни Суврата; Махавира провел здесь 14 дождливых сезонов.

РИТУАЛ В ДЖАЙНИЗМЕ. В джайнизме можно выделить три вида ритуальных действий: ритуалы мирянина, ритуалы монахов и аскетов и храмовая служба. Ритуалы мирянина в течение дня состоят из: чтения "Парамештха-мантры" (утром и вечером), ритуала авашьяка (шесть разделов его — это: самайика, поклонение 24 тиртханкарам, вандана, или почитание учителя, пратикрамана, кайотсарга и пратьякхьяна. Подобная практика может выполняться или дома, или в монастыре, или в храме. (Это характерно для представителей школы стханакавасинов, принимающих участие в религ. обрядах открытого типа в специальных молитвенных домах обычно один раз в день или чаще.) Нек-рые ритуалы джайнов близки индуистским обрядам, в частн. обряд жертвоприношения огня. Согласно текстам Ади-пураны, его проводят трижды: утром, днем и вечером (в память о сожжении тела Ришабхи). Целый ряд ритуалов связан с важнейшими моментами жизни каждого члена джайнской общины. Это в первую очередь обряды жизненного цикла. Они инициируют возрастание благих качеств и оберегают живое существо от нечистых влияний, могущих ввергнуть его в плохие рождения. Самые первые ритуалы связаны с зачатием и рождением: обряд очищения (гарбхадхана), обряд, обеспечивающий ребенку легкое рождение и счастливую жизнь (пумвасана). Рождение ребенка происходит в доме родителей будущей матери и сопровождается следующими ритуалами: семикратное призывание богини Амбики; на третий день гуру совершает обряд поклонения Солнцу, а вечером — Луне. На шестой день гуру совершает в доме рождения ритуал почитания "восьми матерей", или богинь-защитниц, — Брахмани, Махешвари, Ка-умари, Вайшнави, Варахи, Индрани, Чамунды и Трипуры. Церемония наречения имени (намакарана) связана с созданием гороскопа ребенка. Гуру называет имя ребенка старейшей женщине в семье, затем процессия направляется в храм, где все поклоняются тиртханкарам. Здесь старшая из женщин впервые произносит имя ребенка перед свящ. образом Джины. Обряд упанаяна — это начало учения мальчиков-джайнов. Первое соприкосновение со знанием происходит в пять лет, когда ребенок посвящается в тайны свящ. алфавита. Учение, а также выбор учителя возможен только для мальчиков трех высших каст; от учителя (Гуру) ученики получают пояс и свящ. шнур. После окончания учения (обычно когда юноше исполняется 16 лет) проводится специальный ритуал подношения пищи гуру. Большое значение для общества имеет брак. Это сложный ритуал, переход, сопровождаемый разл. обрядами и праздничными церемониями. Время празднования свадьбы определяется астрологом. Затем в доме родителей жениха и невесты проводится ритуал поклонения богиням-матерям Шаштхи, Ганапати, Кандарпе и Кулакаре. Праздничная процессия, во главе к-рой везут роскошно одетую и украшенную невесту, направляется в специальный павильон, построенный для проведения свадебных торжеств. Здесь исполняются разнообразные ритуалы "призывания счастья", подношения молока и риса и т. п. После совершения этих многочисл. обрядов жениха и невесту несколько раз обводят вокруг свящ. огня. Весь комплекс ритуалов и обрядов призван обеспечить благополучие новой семьи. Следующим из "пятнадцати свящ. действий" для мирянина является ритуал принятия временных обетов благочестия (врата и пратима). Обеты "врата" связаны с отвержением всего, несущего зло, и с принятием благочестивого образа жизни (молитвы, почитание божественных джин, поднесение пищи, принятие в своем доме монахов или аскетов, паломничество, а также монашеская жизнь в течение определенного времени). Одиннадцать обетов "пратима" вводят мирянина в сферу аскетической практики. Они включают в себя низшие, общие практики поклонения тиртханкарам и учителям, обряды "врата", ежедневную медитацию, воздержание от пищи. Высшие практики связаны с исполнением обетов брахмачарьи. Одиннадцатый обет — уединения, молчания и медитации, принадлежит к высшим обетам и примыкает к практике полной аскезы, характерной для монашества. Последний ритуал, к-рым завершается жизнь благочестивого джайна, ритуал смерти и погребения, пятнадцатый из "священных действий" в джайнизме. Ритуал последнего священного действия длится несколько дней. Рядом с умирающим постоянно находится гуру, читающий мантры и молитвы, призванные направить стремления умирающего к высшим сферам. Перед смертью джайны передают пожертвования для храма, для монастырей, для монахов и нищих. Затем они укрепляются в следовании высшим заповедям религии и направляют свои мысли к пяти Парамештхи (Высшим божествам). После смерти и кремации траур соблюдается 10 дней. В это время близкие умершего посещают храм, где поклоняются образу Джины, и монастырь, где слушают проповедь о бренности всего земного.

РИТУАЛЫ МОНАХОВ И АСКЕТОВ В ДЖАЙНИЗМЕ. Их можно разделить на ежедневные и специальные. Ежедневные ритуалы исполняются всеми монахами и аскетами. В четыре часа утра монах читает парамештхи-мантру, после исполнения процедур очищения медитирует, читает тексты или переписывает их. Монах или аскет, в отличие от мирянина, может совершать внутреннюю духовную пуджу. Обыкновенно в десять часов утра он выходит из монастыря для сбора подаяния. Собрав милостыню, он возвращается в монастырь. Здесь он совершает практику обдумывания "всем сердцем" тех прегрешений, к-рые он мог совершить, выйдя для сбора подаяния: он мог повредить живым существам, в его сердце могли зародиться злые помыслы. Он искренне раскаивается во всех неблагих деяниях и вновь совершает обряд очищения от всего нечистого. Пищу в монастыре принимают до захода солнца. Затем совершается вечерняя медитация и повторение "Парамештхи-мантры". Подобное расписание духовных занятий характерно для монахов школы шветамбара, оно может варьироваться у монахинь этой же школы, аскетов и монахов, принадлежащих к др. направлениям джайнизма. Специальные ритуалы сопровождают всю жизнь монахов и монахинь от первого их вступления на стезю духовной практики до последнего дня жизни. Осн. ритуалы, определяющие ступени духовной практики, можно описать на опыте шветамбаров. Все, желающие посвятить себя монашеской жизни, должны иметь разрешение своих родителей, своей жены, детей или старших и одного брахмачарьи. Только затем адепта готовят к проведению специальных ритуалов, и учитель (гуру) посвящает его в брахмачарьи. Учение продолжается три года, после чего происходит испытание ученика. Если испытание выдержано, адепт получает степень кшуллака, если же он не выдержал испытание, он возвращается в мир как домохозяин. Вторая ступень монашества — кшуллака — связана со специальным обрядом — дикша, содержащим "пять отвержений" и получение новых священных мантр. Кшуллака занимается духовной практикой еще три года, после чего происходит новое испытание. Еще три года он готовится к посвящению третьего уровня — самайика-чаритра. Только после прохождения этого испытания окончат. разрешается вопрос о том, может ли адепт просить о полном посвящении в монашеский сан, или он должен вернуться в мир для исполнения обязанностей домохозяина. Собственно монашество начинается с проведения ритуала правраджья; он происходит в день, определенный астрологом, в чистом, уединенном месте, на к-ром произрастает "благое дерево", или перед домом гуру. Именно здесь возводится алтарь, обязательно присутствие поблизости "драгоценного дворца" (самавасарана). После совершения ритуалов и чтения гимнов посвящаемый меняет платье и ему полностью обривают голову. В конце проведения ритуала неофит получает новое имя. Затем новый садху совершает обряд поклонения своему гуру и монашеской общине. Особые ритуалы связаны с посвящением монаха в звание чтеца (вачана), учителя (упадхьяя) вплоть до высшей степени мастера (ачарья). Самым торжественным является ритуал посвящения монаха в ачарьи. Обязательный элемент этого посвящения — вдохновенная проповедь, восхваляющая учение джайнов, к-рое "как громовый перун раскалывает гору сансары". Окончание жизни монаха связано со специальными ритуалами, предваряющими его уход в высший мир. Затем тело умершего сжигают; во время соблюдения траура, длящегося 10 дней, читают проповеди о преходящем характере всего земного. Вид смерти, желанный для истинного аскета, — саллекхана, добровольная голодная смерть. Самые великие джайны исполняли ритуал саллекхана в горах, в уединении. Саллекхана разрешалась после двенадцатилетней строжайшей аскезы, с совершением специальных подношений и медитаций. Места, где джайнские аскеты совершали обряд саллекханы, становились местами паломничества верующих, полагающих, что подобные местности обладают особой силой и прямой связью с небесными сферами, что святой, ушедший из жизни в состоянии самадхи, открывает своим уходом простым мирянам прямой путь к высшим сферам.

РИШАБХА (также Вришабха, Адинатха, Адидэва и пр.) —первый из 24-х тиртханкаров джайнизма, к-рый играет роль культурного героя: обучает людей искусствам и ремеслам, устанавливает социальную структуру и обычаи общества, впервые проповедует религию (джайнизм). Его дочь Брахми изобретает письменность ("брахми" — одна из систем древнеиндийского письма), а сын Бхарата становится первым чакравартином, по имени к-рого называют и страну (Индию) — Бхарата. 

САЛЛЕКХАНА-ВРАТА — пятый дисциплинарный обет джайна (см. Шикша-враты). Саллекхана — это оставление тела при неотвратимости смерти в несчастье, в голоде, в старости, в болезни ради сохранения достигнутого уровня духовности. С. в. осуществляется посредством усиливающегося до крайней степени поста и включает требование удержания сознанием нескольких свящ. мантр. Т. обр. джайны признают правомерность религ. смерти.

САМАЙИКА-ВРАТА — первый дисциплинарный обет (см. Шикша-враты), к-рый берет на себя последователь джайнизма. Он состоит в обязательстве полностью соблюдать осн. обеты (см. Ану-вра-ты) в течение 48 минут. Это время проводится в медитации или чтении свящ. текстов. С. в. должен выполняться не менее одного раза в сутки.

САМАНТАБХАДРА — один из величайших диалектиков-парадоксалистов школы дига-мбаров, живший, вероятно, в нач. IV в. О жизни его сохранилось мало достоверных сведений. По-видимому, он происходил из Каньчи и был сыном раджи Урагапуры. Из дошедших до нас работ С. наибольшее значение имеет написанная в стихах "Аптамиманса". Имеется много комментариев на это философское произведение. Ряд работ С. утрачен, в т. ч. и наиб. ранний дигамбарский комментарий на "Таттвартхадхигама-сутру" "Гандхахастимахабхашья".

СВАСТИКА — наиб. часто встречаемый знак в джайнизме. Как символ святого знания полностью она представлена: собственно С., каждая ветвь к-рой означает одну из четырех ступеней бытия души, возрождающейся в мире (верх — существование в мире богов, низ — в адах, справа и слева, геральдически, — рождение среди животных и в мире людей). Над С. изображают три точки, означающие три драгоценности: праведное знание, праведное воззрение, праведное действие. Третий член изображения С. — полумесяц с точкой над ним — олицетворяет освобождение. Близок по построению рисунка к С. знак нандьяварта.

СИДДХА — джива, достигший освобождения (см. Мокша). Отделяясь от "кармического" вещества, С. лишается всех качеств, за исключением "абсолютной праведности", "абсолютного воззрения" ( т. е. абсолютно правильного воззрения — джайнского), "абсолютного познания" и "сиддхости" (т. е. "достигнутое"), невозможности пасть назад в сансару. Несмотря на "абсолютность" своих атрибутов, С. сохраняет индивидуальность, а не сливается с к.-л. рода "абсолютным духом", Богом и т. п. Индуистские представления о первоначале, творце мира и т. д. подвергаются джайнскими логиками уничтожающей критике. По их мнению, сохраняющие индивидуальность С. по достижении освобождения взлетают вертикально вверх до высшей точки вселенной, "места С.", Сиддхакшетры. Эта обитель освобожденных душ, именуемая также Сиддхашила и Ишатпрагбхара, располагается над небесами Ануттара и имеет форму диска.

СИДДХАСЕНА ДИВАКАРА (Дивакара-Чудотворец) — это прозвище известного джайнского логика связано с легендой, рассказывающей, как С. Д. сотворил чудо в храме Махакалы во времена раджи Викрамадитьи. Центр, место среди его работ по логике занимает "Ньяяаватара". По мнению Г. Якоби, эта работа демонстрирует знакомство с "Ньяябинду" Дхармакирти, поэтому С. Д. не мог жить ранее VIII в. Обе джайнские секты, дигамбары и шветамбары, признают С. Д. своим. Из сохранившихся произведений С. Д. известностью пользуется также "Самматитарка-сутра". Из 32 его работ по логике до нас дошла 21.

СИДДХА-ЧАКРА — свящ. колесо. Является символом джайнской веры, присутствующим в каждом храме. С.-ч. изображается в виде восьмилепесткового лотоса. Его центр означает архата, четыре основных лепестка — сиддхи, ачарья, упадьяя и садху, а четыре промежуточных — праведное знание, праведное воззрение, праведное действие и аскезу (тапас). С.-ч., часто создаваемая из драгоценных металлов, имеет такое огромное значение, что дважды в год происходит праздник, связанный с почитанием ее (сиддха-чакра-пуджа).

СИДДХА-ЧАКРА-ПУДЖА — особый праздник джайнов, выражающийся в почитании всех святых. Он проходит дважды в год, весной и осенью, и длится девять дней. В эти дни в храмах почитают священное колесо (сиддха-чакра), совершают праздничные церемонии. Каждый день совершают омовение священного колеса в пруду. В дни праздника соблюдается строгий пост. 

ТАТТВЫ — девять осн. онтологических и экзистенциальных категорий джайнизма: джива, аджива, асрава, бандха, самвара, нирджара и мокша (см. Философия джайнизма). 

"ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА" — первое систематич. изложение джайнской догматики, написанное на санскрите ачарьей Умасвати, вероятно, в I в. н. э. Текст "Т.-с.", состоящий из 357 афоризмов, разделен на 10 глав, в связи с чем это произведение также именуют "Дашадхьяя" "Десятиглавное". Все школы джайнизма признают "Т.-с." авторитетнейшим изложением своего учения, и нет ни одного крупного джайнского мыслителя, не оставившего комментарий на этот текст. Содержание сутры раскрывается уже в ее названии: "таттвартхадхигама" означает "возводящая к смыслу категорий (таттва)". "Таттвы" — основные понятия джайнизма, содержание к-рых включает всю реальность в джайнском понимании. "Т.-с." последовательно раскрывает это содержание, являясь как бы энциклопедией джайнского миросозерцания. Текст "Т.-с." впервые был переведен Г. Якоби в 1906 и с тех пор переводился на мн. языки, включая русский.

ТИРТХАНКАР (букв. переправу создающий) — по джайнским верованиям человек, достигший освобождения (мокша), т. е. сиддха, к-рый начал проповедовать и обновил т. обр. учение. Т. почитаются джайнами как высшие божества; традиция наделяет каждого из них 34 благими свойствами: тело Т. блестит и не боится болезней, речь их понятна людям, богам и животным, вокруг головы сияет нимб и т. д. Джайны почитают 24 Т. Их имена: Ришабха, Аджита, Самбхава, Абхинан-дана, Сумати, Падмапрабха, Супаршва, Чандрапрабха, Су-видхи (= Пушпаданта), Шита-ла, Шреямса, Васупуджья, Ви-мала, Ананта, Дхарма, Шан-ти, Кунтху, Ара, Малли (единственная Т. — женщина, что оспаривается дигамбарской традицией), Мунисуврата, Неми, Ариштанеми, Паршва, Махавира. Биографии всех Т. сходны между собой: рождается будущий Т. в царской семье, его мать видит набор стандартных сновидений и т. д. Особняком стоят жизнеописания двух последних Т., к-рые считаются историч. личностями.

УМАСВАТИ, или УМАСВАМИ, как его именуют дигамбары, — основоположник джайнской систематич. философии на санскрите. Ему приписывается ок. 500 работ, центр, место среди к-рых занимает "Таттвартхадхигама-сутра". Существует две дигамбарские версии жизнеописания У. Согласно обеим он считается учеником знаменитого Кундакунды, но по одной версии он стал преемником Кундакунды в 44 г., а по другой — жил с 135 по 219 г. Версия шветамбаров, представляющаяся более достоверной, отрицает связь У. и дигамбара Кундакунды, и утверждает, что отец У. был из брахманского рода Каубхишана и звался Свати. Мать, Ума, происходила из рода Ватса. Монашество У. принял в 19 лет, его учителями были Шри Гхошанандин и Шри Мула. Датировка времени жизни У. проблематична, и традиционное представление, что он жил в I—II вв., вполне вероятно. 

УРДХВАЛОКА — верхний мир (см. Космография джайнов). Выше Срединного мира одно над другим располагаются небеса, населенные божествами племени Вайманика. Нижнее из небес, Саудхарма, начинается всего на волос выше горы Меру. Небеса делятся на три осн. группы: Кальпа включает 12 нижних небес, следующие 9 небес именуются Грайвейака ("шейные"), что связано с популярным джайнским изображением структуры мироздания в виде стоящей женщины: небеса Гравейака находятся на уровне ее шеи. 5 высших Небес именуются Ануттара — "Высочайшие", однако еще выше их располагается обитель освободившихся джив — Сиддхакшетра. В традиции дигамбар между небесами Грайвейака и Ануттара введены еще 9 небес под названием Анудиша. Каждое из небес дробится на "этажи", уровни, причем дигамбары и шветамбары иногда расходятся в мнении относительно числа этих уровней. Важной характеристикой каждого из небес считается цвет лешья и способ совокупления божеств, к-рые его населяют. 

ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА — философско-религиозное учение, к-рое понимает и определяет себя как путь. "Путь к освобождению — правильные воззрения (даршана), познание (джняна), поведение (чаритра)", — говорит первый афоризм "Таттвартхадхигама-сутры" Умасвати. Путь должен привести человека к освобождению от страданий, а этапы его — правильные воззрения, познание и поведение — именуются "тремя драгоценностями (ратнатрая)" джайнизма. "Правильное воззрение" — это рассмотрение мира через призму семи (реже девяти) категорий (таттв). Две первые категории — живое (джива) и неживое (аджива) составляют дуалистич. основу джайнской онтологии, согласно к-рой все разнообразие вещей существует вне и независимо от к.-л. сознания и может быть включено в состав одной из пяти (шести) субстанций (дравья). Джива рассматривается как одна субстанция, хотя отдельных душ-джив много; остальные субстанции составляют адживу. Джива — духовное, живое, непротяженное вечное существо. Множество джив наполняет весь мир, эволюционируя от состояния полной неразвитости (нигода-джива) до совершенства (сиддха-джива). Определяющим признаком дживы является способность отражающего реагирования (упайога), выступающая на определенном этапе развития дживы как сознание. Развивающийся джива находится в опред. отношениях с веществом и пространством и имеет сложную структуру. Первая из материальных субстанций — вещество (пудгала, состоящее из атомов (ану; параману) и атомарных соединений (скандха). Атом вечен, не имеет ни начала, ни конца, ни середины, ему присущи прямолинейное движение, а также цвет, вкус, запах, осязаемость. Вещественной природой обладают не только тела, но и звук, возникающий в результате столкновения атомов и их соединения. Многообр. видоизменения вещества производятся рекомбинациями атомов, к-рые осуществляются благодаря питаемой временем непрерывной энергетической пульсации атомов. Вторая неживая субстанция — пространство (акаша). Оно непрерывно и бесконечно, но условно разделяется на воображаемые единицы — прадеши. Прадеша — объем пространства, вмещающий только один атом вещества, однако в особых условиях "необычайного сжатия" одна прадеша способна вместить атомы всего мира. Пространство беспредельно, но субстанции, обусловливающие возможность движения (дхарма) и неподвижности (адхарма), заполняют только ограниченную его часть, являющуюся видимым нами миром (лока). Все остальное пространство невидимо и называется немиром (а-лока). Форма пространства мира уподобляется трем усеченным пирамидам (или конусам), средняя из к-рых перевернута вниз, а вся конструкция напоминает фигуру женщины. Пятая неживая субстанция, относимая к числу субстанций только дигамбарами, — время (кала). Время определяется как основа существования, т. е. возникновения, пребывания и прехождения всех проявлений всех субстанций. Время подразделяется на истинное (нишчая) и условное (вьявахара). Истинное время — сила, меняющая мир; условное время вводится только для исчисления истинного. Начало и конец могут быть приписаны только условному времени, истинное время вечно. Время неравномерно движется в пространстве: в центральной части мира оно медленно пульсирует, вследствие чего плавно чередуются периоды прогресса (утсарпини) и регресса (авасарпини). Представлений о периодич. разрушении и возникновении мира у джайнов нет. Остальные категории "правильного воззрения" фиксируют этапы взаимоотношений живого и неживого. Первый из таких этапов — асрава "притекание" к дживе особого рода адживы — "кармического вещества", или просто "карм". Общее для всех инд. религий представление о карме как причинно-следственной обусловленности существования в джайнизме толкуется так: джива имеет специальное "кармическое тело", состоящее из атомов "кармического вещества", и каждый поступок добавляет к этому телу новые кармы, влияние к-рых проявляется в судьбе дживы. Гл. причиной действий дживы считается внутренне присущая ему активность. Если она не окрашена гневом (кродха), гордыней (мана), хитростью (майя) или жадностью (лобха), то притекшие кармы отпадают от кармического тела сразу по завершении действия, в противном случае они вступают в связь (бандха) с кармическим телом. "Связь" — четвертая категория "правильного воззрения". Ее гл. характеристика —"природа"(пракрити), составляющая основу классификации разл. видов "кармического вещества". Пятая категория самвара — защита от притекания карм, осуществляющаяся благодаря ограничению активности, т. е. принятию религиозных обетов, а шестая нирджара, разрушение накопленного "кармического вещества" внешним и внутренним подвижничеством (тапас). Седьмая категория освобождение (мокша, нирвана) понимается как полная свобода дживы от "кармического вещества". Освободившийся джива — сиддха попадает в Сиддхакшетру, обитель освободившихся душ. Вторая драгоценность джайнизма — "правильное познание" предполагает необходимые средства познания (прамана) и методы (ная). Средств познания выделяется пять: мати (чувственно-логическое), шрута (основанное на авторитете учителя), ясновидение, телепатия и, наконец, кевала — абсолютное знание. Третья драгоценность джайнизма — "правильное поведение" определяется как самоконтроль, совершенство в к-ром достигается в ходе постоянной религ. практики лишь на 10-й из 14 ступеней совершенствования (гунастхана) дживы.

ХАРИБХАДРА СУРИ — известный философ, логик, историк. Родился в г. Читракута (совр. Читоргарх) в Раджастане, по-видимому, в начале IX в. в семье брахмана и получил прекрасное классич. образование. Изучал он и другие системы мысли, его известный комментарий на "Ньяяправеша" Дигнаги донес до нас санскритский оригинал этой жемчужины буддийской логики. Уже в зрелом возрасте он был побежден на диспуте джайнской монахиней Якини, обратился в джайнизм и стал ее учеником. Поэтому X. часто называют Якинипутра —"сын Якини" для отличения от другого X., жившего в VI в. X. писал на пракрите и санскрите и создал, согласно традиции, 1444 работы. Важны его труды по джайнской йоге: "Йога-бинду" и "Йогадриштисамуччая". Известный историко-философский трактат X. "Шаддаршана-самуччая" переведен на русский язык.

ХЕМАЧАНДРА (1089—1173) — известный джайнский писатель и ученый; родился в г. Дхандхука, недалеко от Ахмедабада. Отца звали Чачига, мать — Пахини. Отданный матерью в монахи в раннем детстве, X. завершил образование к 21-му году, и тогда его первонач. имя Чачига было заменено на религ. имя X. Сури. X., получивший впоследствии прозвище Каликала Сарваджня — "Всеведущий века Кали", стал одним из величайших тшсателей-шветамбаров. Традиция говорит, что он создал 30 млн. работ, и, действительно, трудов X. сохранилось очень много. Большое значение, в частн., придается его "Йогашастре" и "Праманамимансе".

ХРАМОВАЯ СЛУЖБА. Утренняя служба начинается в 6. 30. Пуджари (храмовый служитель) после совершения омовения открывает храм. При этом он произносит слово "ниссахи", формулу, к-рая свидетельствует о том, что он оставил мир и все мирское позади. Пуджари приводит в порядок храмовые помещения, обязательно окрашивает специальной пастой тело тиртханкара. Затем он совершает жертвоприношение перед изображением свастики и поклонение всем тиртханкарам. Далее, приняв позу "йогамудра-сана", он повторяет гимны и мантры. В конце богослужения пуджари звонит в колокол победы и покидает храм, говоря "ависсахи", что означает его возвращение в мир. Второе богослужение начинается в 10 ч. утра. Совершив обязательное омовение, пуджари, прикрыв тело чистым белым платом, входит в храм. Он вновь совершает омовение статуй, подносит им священную пищу (панчамрита), еще раз совершает очищение всех изображений, читая при этом мантры. В это время совершается жертвоприношение цветами и подношение свастике. По окончании службы пуджари звонит в колокол и покидает храм. Вечерняя служба проста. Пуджари вступает в храм, зажигает лампы и курения. Лампу с пятью светильниками он подносит статуе божества, читает мантры, звонит в колокол и уходит, произнося формулу "ависсахи". Различия в проведении храмовых ритуалов касаются различия школ. В нек-рых школах возможно участие мирян в открытых обрядах почитания. Особые храмовые ритуалы связаны с созданием свящ. образов джин. Обряд создания (пратиштха) предваряется многочисл. приготовлениями. Место, где будет создаваться свящ. изображение, очищается. Затем астролог выбирает благоприятное время для проведения церемонии. После завершения создания свящ. образа его обмывают и праздничная процессия сопровождает его в храм. Во время ритуала явления божества совершают поклонение покровителям сторон света. Глава ритуала освящения именуется "пратиштха-гуру". Священнодействие начинается с церемонии бхутабали (разбрасывания ритуального печенья), на к-рую приглашаются духи и божества: бхута, прета, пишачи, гандхарвы, якши, ракшасы, киннары, веталы, чтобы они вкусили жертвенных даров. После чтения мантр поклоняются благим божествам. В этот момент совершают омовение свящ. изображения. В храме всем божествам подносят благое питье, гирлянды цветов. Пуджа, сопровождаемая чтением мантр и гимнов, длится 8 дней. Подобные церемонии могут происходить при почитании изображений разл. божеств, перед янтрами или иными свящ. символами. Близкие по типу ритуалы проводятся при обновлении свящ. образов. В особых случаях вывешивают культовые флаги с разл. эмблемами. "Ади-пурана" описывает 10 видов таких флагов для каждого тиртханкара, для владык сторон света всего 108, а для почитания первого тиртханкара, Ришабхи, вывешивают 4320 флагов. Раз в году происходит специальная храмовая процессия — ратхаятра, памятование о процессии мирового монарха Махападмы, покровителя тиртханкаров, гл. покровителя джайнизма. 

ЧАКРАВАРТИН (вращающий колесо) — мировой император, владыка мира. В числе "63 замечательных людей" нашей эпохи появлялись следующие 12 Ч.: Бхарата, Сагара, Магхаван, Санаткумара, Шанти, Кунтху, Ара, Субхума, Махападма, Харисена, Джаясена, Брахмадатта. Жизни их описываются стереотипно: кармическая предназначенность к данной роли, 14 пророческих снов матери, достижение власти с помощью высших сил и, в частн., "14 волшебных драгоценностей", и т. д. Однако завершаются их судьбы по-разному: одни Ч. попадают в ады, другие — на небеса, третьи впоследствии достигают освобождения и становятся тиртханкарами. 

ШАЛАКА-ПУРУША (замечательные люди), также лакшана-пуруша, маха-пуруша — 63 выдающиеся личности, регулярно появляющиеся на каждом полуобороте "колеса времени". В это число входят 24 тиртханкара, 12 чакравартинов и 9 триад баладэв, васудэв и пративасудэв. 

ШАСАНА-ДЭВАТА пара божеств из числа якшей, к-рые являются охранителями, сопровождающими каждого из тиртханкаров, причем каждому тиртханкару служат особые Ш.-д.

ШВЕТАМБАРЫ — см. Дигамбары и шветамбары.

ШИКША-ВРАТЫ — в джайнизме 5 из 8 дополнит, к основным дисциплинарных обетов: самайика-, пошадха-упаваса-, бхога-упабхога-, дана-, саллекхана-врата. 

ШИЛА-ВРАТЫ — в джайнизме 8 дополнительных к основным обетов, направленных на уменьшение праматта-йоги.

ШРАВАКАЧАРА — термин, к-рый широко использовался в ср.-век. традиции джайнов-дигамбаров для обозначения раздела учения, посвященного этике джайнов-мирян, а также для названия трактатов соответствующего содержания. 

ШРИВАТСА — свящ. символ в джайнизме; своим рисунком напоминает "завиток волос" — на груди тиртханкара. Одна из его форм, известная как шриватса-свастмка, похожа на изображение лабиринта.

ШРУТА-ПАНЧАМИ — праздник пятого дня весны, проводимый школой дигамбара как памятование о дне, когда Кундакунда начал записывать джайнский канон. 

ЯДЖНОПАВИТА — шнур, свящ. знак принадлежности к духовной традиции джайнов. Шнур свивают из трех нитей, символизирующих три драгоценности (праведное знание, праведное воззрение, праведное действие), или три линии последовательности тиртханкаров прошлого, настоящего и будущего мировых периодов. Свящ. шнур может быть золотым (варна брахманов) или свитым из трех нитей шерсти (варна кшатриев и вайшьев). Свящ. шнур вручается адепту в момент совершения учителем-гуру ритуала упанаяна.

ЯКОБИ (Jacobi) ГЕРМАН ГЕОРГ (1859, Кёльн — 1937, Бонн) — выдающийся нем. востоковед. Учился в Берлине и Бонне, затем преподавал санскрит в ряде герм, ун-тов. Я. первый исследователь джайнизма, воссоздавший в своих работах общую картину джайнского учения. Он перевел ряд важнейших джайнских текстов, в т. ч. 4 канонич. текста в серии "Священные книги Востока" (на англ.) и знаменитую "Таттвартхадхигама-сутру " Умасвати (на нем. яз.).
 
« Пред.   След. »