Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм Главная arrow Поиск
Индуизм К Печать
КАБИР (XV в.) — выдающийся поэт-проповедник ниргун-бхакти, ткач из Варанаси. Согласно традиции, рожден индуской и воспитан мусульманами. Стихотворное наследие Кабира — религ.-филос. лирика малых форм — известно как в устной традиции, так и в письменной: наиболее ранней версией последней считают гимны, вошедшие в свящ. книгу сикхов "Ади Грантх" (1604), помимо нее популярны более поздние по фиксации версии "Грантхавали" (или западная) и "Биджак" (или восточная), а также стихи, вошедшие в различные ср.-век. антологии. Ученик и последователь Рамананды, Кабир проповедовал веру в единого бога, известного людям под разл. именами, обличал алчность и стяжательство, резко критиковал лицемерие профессиональных священнослужителей. Поэт был непримиримым противником религ. фанатизма и конфессиональной вражды, выступал против кастового неравенства и связанных с ним представлений о ритуальной чистоте, святости и знатности. В совр. Индии насчитывается ок. миллиона последователей Кабира, объединенных в секту "Кабирпантх" ("пантх" — путь). 

КАЙЛАСА, Хемакута (Златоверхая), участок Гималайского хребта в районе Камаона; согласно древним мифологич. представлениям, сев. горы служат местопребыванием богов, в частн. Шивы и Куберы. 

КАЛА (Время) — архаич. божество, персонификация циклич. времени (существительное "кала" в санскрите восходит к индо-европ. корню со значением вращения, ср. русск. "коло" и т. п.). Издревле циклич. время в инд. традиции метафорически описывается в виде Колеса Времени (калачакра). Времени как гл. космогонич. фактору посвящены два гимна "Атхарваведы" (XIX, 53, 54). Архаич. представление о круговороте времени как о благом явлении, залоге вечного возвращения души в мир живых сменяется затем в проникнутом пессимизмом и фатализмом мировоззрении эпоса на концепцию К. как всепожирающего божества всеобщей неизбежной гибели (см. калавада). В этой функции К. практически сливается в эпосе с эпич. божествами светопреставления (см. Пралая): Ямой, Мритъю (Смертью), Антакой (Губителем). Применительно к участи отдельного человека К. в раннем индуизме выступает как субъект судьбы, совпадая в этой функции с собственно судьбой (дайва). В классич. индуизме К. интерпретируется как одно из имен, ипостась или особая энергия (шакти) верховного бога: Шивы — для шиваитов, Вишну — для вишнуитов, Ишвары — для тех и других. Именно этой энергией бога производятся циклические сотворения и разрушения вселенной. В шиваизме К. представляет собой "темный", временной аспект Шивы, и ему противопоставляется другая ипостась бога: Махакала — "Великое Время", т. е. трансцендентное "Время над временем", Вечность. 

КАЛАВАДА (времясловие, доктрина Времени) — мифопоэтич. учение, представлявшее собой, по-видимому, экспликацию пессимистич. и фаталистич. мировоззрения др.-инд. героич. эпоса. Тексты К. содержатся гл. обр. в "Махабхарате". Осн. идеи К.: Время (Кала) — величайший бог, к-рый создает и разрушает мир; оно обтекает или объемлет собой весь мир. Вселенная тонет в океане Времени, где таятся чудища — Старость и Смерть. Время — все уносящий поток, ветер, играющий людьми, как стеблями травы, огонь, сжигающий все живое. Время "печет" живые существа на вертеле месяцев и сезонов или "заставляет вызревать" их, словно плоды на дереве (в обоих случаях используется один глагол: пач). Т. обр., время намечает людей для гибели: прежде чем пасть в битве, воины "уже убиты Временем". Кала сокрушает все живое своей палицей или пожирает (мотив разверстой пожирающей пасти является общим для Кала-Времени и Мритью-Смерти). Все эти мотивы сопряжены с гл. темой коловращения Времени; ламентации по поводу всесилия Времени с его превратностью (в силу к-рой сменяют друг друга творение и светопреставление, жизнь и смерть, блаженство и страдание) доминируют в текстах К. Многократно обсуждается в них и этическая проблема: как вести себя перед фактом всесилия Времени. Ответов два: либо надо отказаться от деятельности, так как она не изменит предопределенного, либо следует стоически осуществлять героич. деятельность, в надежде, что Время рано или поздно окажется к ней благоприятно, но при этом необходимо культивировать в себе незаинтересованность, отрешенность от плодов деятельности, не печалясь при неудаче и не радуясь успеху. В окончат, индуистской редакции "Махабхараты" во многих местах налицо стремление затушевать и переосмыслить идеи К. в духе концепций кармы, мокши и теизма; тем не менее очевидно и влияние, оказанное идеями К. на ранний индуизм (напр., на учение "Бхагавадгиты"). 

КАЛИ (Черная), иначе Маха-кали (т. е. Великая Кали), также Шьяма (Черная) — одно из имен супруги Шивы. В образе К. воплощается наиб, грозная сторона характера богини. К. изображается чернотелой, обнаженной женщиной, с гирляндой срубленных голов на шее, с высунутым окровавленным языком (иногда и с торчащими изо рта клыками), распущенными волосами, с разл. видами оружия в руках (числом от 4 до 10). Подножием богини в этом образе обычно служит сам божественный ее супруг, выступая, т. обр., как сдерживающая сила ее разрушительной мощи. В обрядовой практике за ритуалами поклонения богине в этом ужасающем обличье обычно следует почитание ее и в более милостивом облике. См. также Дурга. 

КАЛИДАСА — великий поэт и драматург древней Индии, творчество к-рого относят к V в. н. э. (в инд. традиции — к I в. до н. э.). Согласно преданию, К. — брахман по происхождению, по милости богини Кали постигший в совершенстве традиционное знание санскрита и религиозной лит-ры. В своих поэмах и драмах К. широко использует образы фольклора и индуистской мифологии. Поэма "Род Рагху" ("Рагхувамша") представляет собой хронику легендарной Солнечной династии, включающую сюжет "Рамаяны"; поэма "Рождение Кумары" ("Кумарасамбхава"), незаконченная, основана на сюжете мифа о Шиве и Парвати; лирич. герой поэмы "Облако-вестник" ("Мегхадута") — якша, слуга бога Куберы, описание полета облака над Индией изобилует мифология, образами и реминисценциями. Две пьесы К. (из трех) созданы на мифологии, сюжеты — "Признанная Шакунтала" ("Абхиджняна Шакун-тала") и "Мужеством добытая Урваши" ("Викраморваши"). Традиционные вступительные благословения (найди) ко всем пьесам К. посвящены Шиве, что подтверждает принадлежность автора к приверженцам шиваизма. 

КАЛИ-ЮГА — в мифологич. хронологии последняя из 4 юг, "век демона Кали", называемый также "железным веком". Ее продолжительность 1200 (1000 — I — 100 х 2 "время сумерек") "божественных" лет или 432 000 человеческих. Это самый плохой век. От первонач. добродетелей остается лишь '/4 часть, к тому же быстро убывающая. Люди подвержены собственным пагубным страстям, ими овладевают злоба, страх, глупость, ненависть, лживость и др. пороки. В наст. вр. мы находимся в эпохе К.-Ю., к-рая началась, по традиции, в 3102 г. до н. э. (год войны, описанной в "Махабхарате").

КАЛКИ(Н) — последняя, согласно канонич. списку, авата-ра Вишну (откуда его второе имя — Вишнуяшас, Наделенный славой Вишну), относимая обычно к будущему (хотя в свете цикличности юг можно предполагать повторяемость нисхождения К. на землю) и открыто выражающая мессианскую идею. Сюжет впервые появляется в "Махабхарате", вписанный в брахманское учение о мире и его гибели вследствие моральной деградации человечества; используется также в "Вишну-", "Агни-"и "Бхагавата-пуране". Родившийся в брахманской семье в селении Самбхала (будд. Шамбала), К. становится свидетелем деградации человечества в период Кали-юги. Он видит порочность людей, нарушение вековечных обычаев, установлений и обрядов, миграцию населения под угрозой голода и притеснений, власть варваров-млеччхов, сменяющих ничтожных правителей, наступление смуты, возбуждаемой "низкими" дасью и шудрами. К. восстает против этого и уничтожает варваров и "низких", с помощью царских обрядов (ашвамедха и дивиджая) восстанавливает пределы власти иаря-чакравартина (правителя мира) и возрождает социум, основанный на варна-ашрама-дхарме, универсальном религ. законе, предписывающем каждому сословию (варне) на соответствующей стадии жизни (ашрама) исполнять опред. обязанности. В складывании мифологии К. прослеживается свойственная индуизму уже на ранней стадии его оформления тенденция к ассимиляции инородных верований, поддерживаемая сотериологич. направленностью концепции аватар. В деятельности К., воплощающей три важнейшие функции идеального царя — военную, магико-юридич. и плодородия, выявляется также роль спасения человечества. В условиях укрепления позиций буддизма эта индуистская фигура может расцениваться как "реплика" на образ будды Майтреи, тогда как параллели между раннехрист. и индуистским мессией лежат скорее в русле типологич. схождений между сюжетами, возникающими в сходных историч. обстоятельствах (хотя и здесь нельзя полностью исключить ближневосточное влияние). 

КАЛЬПА — одна из осн. космических единиц времени в мифологич. астрономии. 1 К. равна 1000 махаю г или 4320 млн земных лет. К. приравнивается к 1 дню Брахмы, по длительности равному 1 ночи. 360 дней и ночей Брахмы составляют "год Брахмы", его жизнь равна 100 таким годам (существование одного космич. цикла). Божеств, хронология в космич. масштабе повторяет структуру солнечного (земледельческого) года. Другая пураническая система делит К. на 14 манвантар, каждая из к-рых содержит 71 ма-хаюгу, что в итоге дает 994 (14 х 71) махаюг. К. бесконечно следуют одна за другой, отражая длительность существования мира. 

КАЛЬПАВРИКША (кальпатару, калыюдрума) — в индийской мифологии дерево, исполняющее все желания, одно из 5 волшебных деревьев в сварге, раю Индры. 

КАЛЬПА-СУТРА — разряд ведийской лит-ры сутр. К. посвящены изложению ритуала (кальпа) как одной из вспомогательных дисциплин (веданга), связанных с изучением Вед. Составлялись К. в рамках опред. брахманских школ, что объясняет их тяготение к той или иной редакции самхит (гл. обр. "Яджурведы") и текстов брахманич. прозы. Полный сборник К. может включать в себя шраута-сутру, грихъя-сутру, дхарма-сутру, шулба-сутру (где излагались правила устройства алтаря), а также сборник мантр в той редакции, в к-рой их принято читать в данной школе. 

КАМА — 1) Желание, чувственная страсть, наслаждение как одна из "трех целей человека" (триварга), наряду с дхармой и артхой. Ассоциируется с Найди (Нандином), к-рому приписывалось авторство кама-шастры. 2) Бог, персонифицирующий каму. Сын Брахмы. Изображается как прекрасный юноша, сидящий на попугае и держащий знамя с изображением макары и лук, в котором вместо тетивы — пчелы. К. стреляет 5 цветочными стрелами и возбуждает в своих жертвах любовную страсть. К. часто называют Ананга (Лишенный тела), что связано с историей о его попытке соблазнить Шиву. Пребывавший в состоянии медитации Шива огнем лобного глаза испепелил К., но затем восстановил его в облике Прадьюмны, сына Кришны и Рукмини. Супруга К. — Рати, олицетворение страсти. В древности и ср. в. были популярны посвященные К. весенние празднества, насыщенные эротическими играми, обрядами, песнями. 

КАМАДХЕНУ (букв. Корова желания) — волшебная корова, исполняющая все желания владеющего ею. Принадлежала мудрецу Васиштхе, послужила причиной раздора между ним и мудрецом Вишвамитрой. 

КАМА-ШАСТРА дисциплина (шастра), предметом к-рой является чувственное наслаждение (кама). Истоки традиции К. связаны с сакрализацией эротики в инд. религиях. Ее основание приписывалось быку Шивы Нандину. Огромную роль в становлении К. сыграло развитие утонченной городской культуры, центрами к-рой были, в части., дома куртизанок. Осн. текстом К. является "Камасутра" Ватсьяяны, составленная, видимо, в Западной Индии в III—IV вв. По характеру изложения материала образцом для "Камасутры" явилась "Артхашастра " Каутильи, откуда заимствована часть терминов и фиктивные дискуссии между древними авторитетами. Основную часть текста составляют главы о том, как мужчина может завоевать сердце девушки, как ему следует вести себя с собственной супругой (и как предотвращать ссоры в гареме), какие существуют способы обольщения чужих жен (и что можно сделать для предотвращения супружеской неверности), наконец, о поведении публичных женщин. Т. обр., построение трактата подчиняется строгой логике: о женщинах ничьих, своих, чужих, общих. Как и другие шастры, "Кама-сутра" изобилует детальными классификациями: особые разделы составляют перечни разновидностей объятий, поцелуев, поз, особых медицинских средств, любовных чар и заклинаний. Описания городского быта, досуга и развлечений состоятельной молодежи представляют огромный интерес с культурно-историч. т. зр. Знание "К." необходимо для правильного понимания классич. индийской поэзии и театра. Позднейшая эротич. лит-ра ср.-век. Индии ("Анангаранга", "Панчасаяка" и др. тексты) ограничивается преимущественно техникой супружеских отношений и находится под влиянием мистики тантризма.

"КАМАСУТРА" см. Кама-шастра.

КАМБАН (Камбанадан, Камбанадальвар) — прозвище великого индийского (тамильского) поэта. Наст, имя, биография, точное время жизни (в пределах с IX по XII в.) неизвестны. Автор поэмы Аватара Рамы", называемой также "Камбарамаянам* (т. е. "Рамаяна" Камбана), тамильской версии санскритской эпич. поэмы. Сохраняя осн. сюжет оригинала, К. перерабатывает поэму в духе вишнуитского бхакти. Рама действует и чувствует как человек, но сущность его трансцендентна: он полное воплощение Вишну, а нек-рые персонажи (Бхарата, Лакшмана, Хануман) — преданные ему бхакты. Очеловечен и образ Раваны, не лишенный благородства и трагизма. Глубина религ. чувства, за что К. часто называют альваром, его гуманизм, поэтич. дар сделали поэму выдающимся явлением не только индийской, но и мировой лит-ры. 

КАМНЕЙ КУЛЬТ — в индуизме пережиток одного из древнейших верований. Проявляется преимуществ, в форме поклонения местным божествам, а именно богиням-матерям в образе бесформенного или грубо отесанного камня или небольшой груды камней. Этим богиням приписывается большое могущество и целительные силы; в их природе преобладает грозный аспект, и поэтому их требуется умилостивлять. Святилища камней помещаются обычно на краю селений, вблизи больших деревьев, колодцев и др. водоемов. Обычные приношения для них, как и для богов индуизма, включают рис, молоко, кокосовые орехи, цветы, фрукты. Но предполагается, что в более древние времена им приносили и кровавые жертвы; так, в части., объясняется обычай периодически окрашивать эти камни в красный цвет. В целом подобные объекты почитания пользуются популярностью преимуществ, в низших слоях индуистского об-ва, а также на этнич. периферии. Иногда с К. к. увязываются целительные действа типа шаманских. У народа нага сохраняется представление, что камни различаются своим полом и могут вступать в брак. Частный случай К. к. — почитание больших камней, скал (а также ущелий), напоминающих по форме лингам и йони. См. также шалаграмы. 

КАНАДА — легендарный основатель филос. школы вайшешика, автор "Вайшешика-сутр". Ближе неизвестен.

КАНЬЧИПУРАМ (Каньчи, Каччи) — один из самых священных городов индуизма, место многочисл. паломничества. Расположен в штате Тамилнад. Столица roc-ва Паллавов (III—IX вв. н. э.), центр санскритской и тамильской учености, связанный с именами Чанакьи, Дандина, Шанкары, Рамануджи, нек-рых альваров и наянаров. На рубеже н. э. — центр буддизма и джайнизма. К середине I тыс. в связи с подъемом бхакти становится крупным индуистским центром. При Паллавах начинается интенсивное строительство храмов. Сейчас в К. ок. 200 больших индуистских храмов и несколько джайнских. Из шиваитских особенно известны Кайласанатха, Камакши, Муругана, из вишнуитских Варадараджи Перумаля. В К. находится резиденция одного из гл. авторитетов шиваизма, носящего титул шанкарачарии, духовного наследника Шанкары, возглавляющего монастырь, основанный Шанкарой в VIII в.

КАНЬЯКУМАРИ — 1) "Девственница" — эпитет богини, одно из воплощений Парвати в южноиндийском цикле мифов. Богиня побеждает асуру Бану на берегу Южного моря и затем сидит на мысе, ожидая прибытия Шивы, обещавшего жениться на ней, когда наступит пралая. По др. версии, она ждет Шиву, совершая на том же месте тапас. Мотив заключенного в девственницах мощного энергетического начала характерен для дравидской мифологии. 2) Мыс (мыс Коморин) на юге Индии, ее крайняя точка, связанная с мифами о кумари, богине-девственнице, к-рой посвящен находящийся здесь храм. Место многочисл. паломничества (канья-тиртха), известное с древности. На К. побывал Вивекананда и медитировал, сидя на морской скале, носящей теперь его имя. На ней построено здание мемориала Вивекананды.

КАПАЛА (букв, "чаша для подаяний, череп") — название древней шиваитской секты, возможно, ответвившейся от пашупата. Ее члены поклонялись Бхайраве и проповедовали возможность овладения чудодейств. силой через уподобление себя Шиве и усвоение необычной, вызывающей манеры поведения. Они посыпали тело пеплом, облачались в тигровую шкуру, питались несъедобными вещами, предавались пьянству и повсюду носили с собой череп-капалу, отчего и стали называться капалика-ми. Не исключено, что в их среде практиковались и человеческие жертвоприношения. Несомненна связь секты с аборигенными верованиями и с шактизмом. В наст. вр. практически не существует. 

КАПАЛИКА (капалин) — 1) [Носящий] череп — член секты капала. 2) Один из эпитетов Шивы.

КАПАЛИН — то же, что капалика

КАПИЛА — единодушно признаваемый традицией, но вполне легендарный основатель философии санкхья. Вероятно, историческое лицо, жил прежде Будды. Приписываемые ему "Санкхья-сутры" суть на деле поздний средневековый текст.

КАРМА (поступок, деяние, ритуал) — по общеинд. представлениям, отвергаемым лишь в локаяте, закон причинно-следственной зависимости, обусловливающий для живых существ приятность или тягость их переживаний, опыта, а также значит, долю его содержания их поступками в прошлых жизнях. Т. обр., К. есть закон воспроизводства сансары. К. применяется для понимания лишь причинно-следственных связей, выходящих за пределы одного существования. Так, цирроз печени как последствие пьянства не связан с К., будучи естественным результатом, К. же — сверхъестественная причинность. Любой намеренный поступок, производя результаты во внешнем мире, изменяет и самого деятеля; это изменение откладывается в его глубинной памяти, становясь склонностью (обычно не осознаваемой), т. наз. васана, и пребывает в его лингашарире, хранясь там до поры, покуда внешние обстоятельства — уже в ином существовании — не окажутся благоприятными для "созревания" К., т. е. проявления последствий. Иллюстрируется закон К. обычно либо обращением ролей в ситуации (убийца будет сам убит), либо попаданием в соотв. слой мира (многократный и жестокий убийца попадет в ад, спаситель многих — на небеса), либо изменением природных наклонностей в будущих жизнях (любитель учености родится умным, драчливый снова станет драчлив). Создание себе благой К. по объему понятия соответствует добродетели, дурной — пороку. Для освобождения же из сансары нужно отказаться от создания всякой К. и нейтрализовать ("выжечь") следы старой — метафизич. интуицией, самадхи и т. п. В филос. традициях идея К. описывается и многими иными понятиями — в ньяе адришта (невиданное), в мимансе апурва (не прежнее) и пр. Представление о К. выросло из метафизич. размышлений о механизме ритуала, но затем было решительно обобщено. Гл. шаг в становлении его сделан в раннем буддизме и джайнизме. Оно в сущности альтернативно ре-лиг, представлению о боге, награждающему и карающему тварей, может считаться предельным обобщением принципа причинности, совершенно неопровержимо и, скорее всего, так же недоказуемо. Принятие идеи К. избавило индийцев от теоретич. мук теодицеи и упреков на несправедливость мира. Сочетание К. с идеей личного бога нередко, но явно вызвано внефилософскими причинами и непоследовательно. Нек-рые параллели К. наблюдаются в опытных данных новейших школ глубинной психологии. 

КАРМА-МАРГА (путь [ритуально чистых] деяний) — в древней культуре праведный экзотерический путь ария, заключающийся в следовании своей дхарме, отправлении ритуалов и жизни в об-ве согласно традиционным нормам. Это Должно было приводить к благополучию в этой и преуспеянию в следующих жизнях — рождению на небесах, в высшей касте и т. п: Альтернативным и одновременно высшим, доступным для избранных путем был "путь сверхрациональной интуиции" — джняна-марга, данный откровением упанишад и ведущий к познанию Брахмана, т. е. к мокше. Значит, позднее, при систематизации типов жизненного пути, ведущих к полному самоосуществлению и интеграции личности, К.-м. стала пониматься как бескорыстные деяния, исполнение долга без привязанности к результатам, т. е. с внутренним отречением, невовлеченностью. Такое действование также мыслилось ведущим к мокше. Зачатки этого представления есть уже в "Бхагавадгите", затем высокая оценка К.-м. характерна для неадвайтистских школ веданты. Идущий путем деятельности без оглядки на себя как деятеля и на плоды трудов как "своих", т. е. переживающий их как жертву и служение, называется карма-йогом. Известнейший пример в XX в. — Махатма Ганди. 

КАРНА — сын Сурьи-Солнца и Кунти, матери главных героев "Махабхараты" — "Юдхиштхиры, Арджуны и Бхимасены, рожденный ею до брака с Панду и усыновленный царем Адхиратхой (родословная Карны-подкидыша вписывается в мировой цикл преданий о происхождении вождя-героя). Обида на младших братьев Пандавое приводит его в стан противника, так что во время решающей битвы он выступает полководцем Кауравов. Редкий по накалу трагизма эпич. образ К. сближается с героем греч. эпоса Ахиллом. 

КАРТТИКЕЯ (рожденный от Криттик) — прозвище Сканды, обозначающее его связь с женами шестерых риши. 

КАСТА (португ. casta — род, вид, порода) — группа людей, осознающая свою общность, заключающая браки только между собою, имеющая круг традиционных занятий, а также специфич. обычаи, обряды, мифологию, расселенная чересполосно с др. такими же группами, но ограничивающая с ними общение и включенная в иерархическую систему, т. е. занимающая определенное положение на шкале социального престижа. К. возникали у многих народов на ранних этапах истории, но сохранились в развитом обществе, а в нек-рых отношениях — до сего дня, только в Индии и ряде стран, имеющих общую с Индией судьбу или подвергшихся индийскому влиянию (Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри Ланка, нек-рые о-ва Индонезии). Особая роль К. в сфере индийской цивилизации связана с тем, что К. стала одним из важнейших элементов этики индуизма. Система кастовой иерархии получила обоснование в представлениях о карме и о сансаре. Согласно индуизму, от того, как человек исполняет обязанности (дхарма, одно из значений), предписываемые его К., зависит, родится ли он в следующий раз в более высокой или в более низкой К. Т. обр., кастовый статус живущего человека представляется как заслуженный им в прежней жизни и способный быть измененным лишь в жизни последующей. Зародыш К. видят в четырех варнах, возникших еще в др.-инд. об-ве. Появлявшиеся затем в процессе разделения труда более мелкие группы (джати), как правило, ассоциировались с одной из четырех варн или же воспринимались как находящиеся даже ниже шудр ("неприкасаемые"). Джати появились, согласно легенде, от смешанных браков родителей из разных варн. Исторически увеличение числа социальных групп и статусов с четырех до нескольких тысяч произошло с разделением труда и усложнением социальной стратификации в условиях сохранения племенного сознания. Число К. увеличивалось также за счет реальных племен, ассимилированных индуизмом и включенных в индо-арийское об-во. В К. превращается любая социальная группа — профессиональная, конфессиональная, — возникающая в данном об-ве. В наст. вр. в Индии около 3000 К. Считается, что они отличаются друг от друга по степени ритуальной "чистоты", однако реальный статус зависит от многих факторов, в т. ч. от материального положения группы. К. включает как богатые, так и бедные семьи, но в целом сохраняется соответствие кастового и социально-экономического статуса: чем К. выше, тем ее члены в сумме богаче, грамотнее, обладают более высокими постами и т. п. К. можно разделить на высшие (брахманские, воинские, 8% населения), средние (торговые, землевладельческие, 22%), низшие (земледельческие и ремесленные, 39%), "неприкасаемые" (17%); остальное население не входит в систему К. (мусульмане, христиане и пр.). На протяжении истории было много попыток преодолеть кастовое раздробление об-ва. Одной из таких попыток было учение буддизма. Индусские отшельники (санньяси) могли происходить из любых К. и считались вышедшими из кастовой системы. Учение бхакти также исходило из того, что любовь к богу может и должна объединять людей всех К., и т. обр. отнимало у системы К. религ. обоснование. Основатели сект бхакти (Басова, Валлабхачаръя, Чайтанья и др.) принимали в число учеников и последователей людей всех К., однако сами эти секты превратились вскоре в разновидность К. В новое и новейшее время К. подрывается процессами модернизации, и за ослабление ее влияния выступают все те, кто считает себя сторонниками прогресса. Однако антикастовую пропаганду ведут и индусские шовинисты (коммуналисты), к-рые считают институт К. отклонением от чистого индуизма. Они выступают за сплочение всех индусов в борьбе с др. конфессиональными группами за установление в Индии "индусского правления". Вступающие в Раштрия сваямсевак сангх должны публично и письменно заявить о своем выходе из К. Несмотря на все эти усилия, кастовая этика продолжает господствовать в вопросах брака, в быту, проявлять себя в экономии, и политич. жизни. В современной Индии принадлежность к К. не фиксируется в переписях населения, официально не принимается во внимание при приеме на работу и учебу, дискриминация по мотивам кастовой принадлежности, так же как религиозной и этнической, запрещена и карается как уголовное преступление. Однако фиксируется принадлежность к наиболее угнетенным, бывшим неприкасаемым К., к-рые занесены в особый список. Для "списочных" К. резервируются места в государств, учреждениях, учебных заведениях, законодательных органах и органах местного самоуправления с целью способствовать поднятию их материального и культурного уровня. В нек-рых штатах Индии резервируют места также для низших и средних К. Религиозность и низкий жизненный уровень большинства индийского населения способствуют закреплению кастового мировоззрения (социальной пассивности, фаталистического отношения к жизни). Рост самосознания К. приводит к обострению межкастовых конфликтов, в к-рых иногда выражаются классовые противоречия. 

КАТХАКАЛИ — мистериальная танцевальная драма Кералы. Возникла в XVII в. на основе классич. театра Кералы куддияттам. Для К. характерны следование классич. канону, высокая отточенная техника, передача мастерства по наследству. К. развивалась в среде керальских брахманов-намбудири и членов военно-земледельч. касты наяров. Сюжеты К. почерпнуты из "Махабхараты" и "Рамаяны". Представление К. состоит из пантомимы и "чистого" танца (каласам), к-рые сопровождают певец и хор, излагающие содержание драмы. В К. играют только мужчины, но с сер. XX в. стали участвовать и женщины. Особенностью К. являются сложный объемный символический грим (окаймление лица белой полосой-чутти и др.), массивные головные уборы в виде многоярусных корон, костюмы в форме пышных юбок и т. д. К нач. XX в. искусство К. пришло в упадок. Возрождено усилиями малаяльского поэта Валлаттола, организовавшего ведущую школу К. "Керала Каламандалам". 

КАУМАРА — название одной из важнейших сект в Южной Индии. Ее приверженцы считают Кумару, или Сканду, высшим божеством и посвящают себя служению лишь ему.

КАУРАВЫ — потомки царя Куру из Лунной династии, общее название царского рода куру, или бхаратов (см. Бхарата), к-рое в эпосе определяет преимуществ. сыновей Дхритараштры во главе с Дурьдханой и их сторонников. Сто братьев-Кауравов отмечены, как и Пандавы, чудесным рождением, но не от богов, а из бесформенного кома мяса, разделенного в соответствующем ритуале на 101 часть, одна из к-рых превратилась в девочку, их сестру. Если Пандавы по "небесной" родословной и в своих действиях ассоциируются с богами-дэвами, то Кауравы — с демонами-асу/ад-ми. 

КАУТИЛЬЯ — лицо, к-рому традиция приписывает авторство "Артхашастры". Возможно, первоначальная форма имени — Кауталья (принадлежащий к готре Кутала), претерпевшая изменение под влиянием "кутила" (хитроумный, коварный). Отождествлялся с Чанакьей.

КАШИ — см. Варанаси.

КАШЬЯПА (букв, черепаха) — в Ведах упоминается как мудрец или как класс мифич. существ, направляющих путь солнца. В брахманах К. в образе черепахи творит живые существа и отождествляется с Праджапати (см. Веды). В послеведийской мифологии К. — сын Маричи, внук Брахмы, супруг 13 дочерей Дакши, породивших от него богов, асуров и др. сверхъестественные существа.

КЕДАРНАТХ — шиваитский храм в Гималаях (штат Уттар-Прадеш) на высоте 3600 м. По легенде, в этом месте останавливались по пути на небо Пандавы, медитировали и призывали к себе Шиву. Храм начал строить Шанкара, к-рый, по нек-рым версиям биографии, здесь и умер. Шива представлен в храме большой каменной глыбой. Кроме того, есть еще изображение Кришны, 5 Пандавов, Драупади и Кунти. 

КЕТУ — демон, олицетворяющий мифич. 9-ю планету или точку пересечения орбит, отождествляется с хвостом дракона-Раху, обезглавленного Вишну; считается сыном Брихаспати и демоницы Симхики. 

КИННАРА — в послеведийс-кой мифологии — класс полубожественных существ; К. обитатели гор и лесов, изображаются как люди с конскими головами, сладкозвучные певцы и музыканты.

КИРТАН, киртана (восхваление) — форма религ. песнопения. Предположительно восходит к буддийским песням и, возможно, к "Гитаговинде". Интенсивно развивается в движении бхакти, особенно в Ассаме, Бенгалии, Ориссе. Начиная с Чайтанъи, К. используется наряду с танцами в кач-ве осн. формы ритуального почитания Кришны (сан-киртан). Возникает множество стилей и вариантов К., в т. ч. большие композиции, состоящие из сольных номеров, хоровых рефренов и иногда — драматич. вставок. В нама-К. на разные лады воспеваются имена Кришны, в лила-К. эпизоды кришнаитского мифа. В Тамилнаде К. получили развитие в XVII—XVIII вв. в кач-ве составных частей музыкально-поэтических драматич. представлений (также называемых К.), в к-рых в основном воспевался Шива и его приверженцы-бхактпы, хотя существуют К. о Раме и др. божеств, персонажах. В Махараштре К. представляют собой сложное единство прозаич. и поэтич. частей. Прозаические состоят в рассуждениях на опред. тему. Ею могут быть: конкретная философская или нравственная категория, добродетельный поступок, то или иное деяние мифологич. персонажа или поэта-проповедника и т. д. Просветительско-дидактич. вступление сопровождается поэтич. иллюстрацией-песнопением под аккомпанемент традиц. музыкальных инструментов. Исполняются обычно гимны-абханги поэтов традиции бхакти. К. всегда однозначно отвечают на вопрос: "Как надо себя вести?" и представляют наглядную манифестацию идей бхакти. 

КОММУНАЛИЗМ (от англ, communal общинный) — религ. шовинизм в поликонфессиональной стране. Исходным для идеологии К. является отождествление понятий "нация" и "религиозная община". При этом если в отношении "своей" общины разногласий не возникает (ее обязательно отождествляют с нацией), то в отношении общины "противостоящей" высказываются различные точки зрения; так, на раннем этапе эволюции К., когда надо было из агитационных соображений провести размежевание между индусами и мусульманами, коммуналисты, в части, индусские, говорили о наличии в Индии по крайней мере двух "наций" (в их понимании), т.е. индусской и мусульманской. Позднее же была поднята на щит концепция одной нации (индусской), окруженной национальными (т. е. религиозными) меньшинствами. Насаждаемая коммуналистами идеология общинной исключительности и общинного шовинизма активно противопоставляется индийскому национализму, как религ. община в их выступлениях противопоставляется всеиндийской общности и призвана, по их мнению, подменить эту последнюю. Эти концепции возникают не на пустом месте: принадлежность к той или иной религ. общине для большинства индийцев занимает едва ли не первое место в иерархии массового сознания, отодвигая на второй план этнич., языковое, тем более классовое самосознание. При этом следует иметь в виду, что К. — понятие прежде всего политическое. Апеллируя на словах к религии, идеологи К. чисто религ. вопросам практически не уделяют внимания. "Религия — конь, политика—всадник" — дачно определил суть их доктрины один из лидеров сикхского К. Во взаимоотношениях общин К. выливается в кровавые погромы, убийства и грабежи. Оставаясь по сути своей религ.-шовинистической, к какому бы уровню массового сознания она ни была обращена, коммуналистская пропаганда принимает в зависимости от адресата самые разл. формы — от утонченной до откровенно грубой. Так, напр., индусские коммуналисты одну и ту же идею "превосходства индусской культуры" подкрепляют как ссылками на достижения др.-инд. философии, так и утверждениями, что всемирно известный мусульманский мавзолей Тадж Махал есть якобы на самом деле индусский храм. Для совсем неразборчивых своих последователей они переписывают и всемирную историю, сообщая, напр., что парижский Нотр-Дам был когда-то храмом богини Дурги, река Сена называлась Синдху, да и сам Париж был некогда индусским городом Парамешвариумом. Само собой разумеется, что святыня мусульман в Мекке, Кааба, оказывается "гигантским храмом Вишну". Если подобные заявления индусских коммуналистов могут, хотя и с определенными натяжками, рассматриваться как безобидные курьезы, то гораздо более ядовитыми являются их попытки представить всех индийских мусульман как "пятую колонну" Пакистана, к-рые по самой сути исповедуемой ими религии лояльны не по отношению к своей родине — Индии, а к мусульманскому миру. Тем самым индусам настойчиво внушается мысль, что индийские мусульмане не только стоят ниже индусов по своей культуре, не только являются заклятыми врагами индуизма и всех индусов, но и могут оказаться прямыми пособниками внешних, враждебных Индии сил. Переписывая прошлое и искажая настоящее, коммуналисты тем самым пытаются закладывать основы своей программы на будущее, к-рое видится им как безраздельное господство "своей" общины и фактическое растворение "чужой" (или, по крайней мере, сведение этой последней до уровня национального меньшинства, т. е. узаконенное превращение последователей др. религии в граждан второго сорта). Идеалом индусских коммуналистов является "индусское государство", концепция к-рого несколько видоизменяется в зависимости от превалирующих политич. условий, но при всем терминологическом камуфляже остается религ.-шовинистический. Путь к этому гос-ву лежит, по мысли идеологов коммунализма, через "индианизацию" неиндусов. Провокационность лозунга индианизации заключается в том, что лишь часть населения Индии, а именно те, кто исповедует индуизм, объявляется истинными индийцами; остальные же еще должны только доказать свое право быть гражданами Индии. Ясно, что индианизация по-коммуналистски есть фактически хиндуизация, т. е. обращение всего остального населения Индии в индуизм. Любопытно, что коммуналисты среди тех, кто, по их мнению, должен быть индианизирован, называют не только мусульман Индии, но и коммунистов. Любопытно и то, что на опред. этапе нек-рые лидеры К. вполне дружелюбно отзывались об идеологии и практике фашизма. После второй мировой войны любование фашизмом в речах и книгах коммуналистских лидеров сходит на нет, но остаются весьма важные идеологич. установки, говорящие о типологич. сходстве этих двух идеологий. К таковым можно отнести культ насилия, обрядовую роль знамен и другой символики, идею беспрекословного подчинения личности индивидуума произвольно трактуемым интересам "нации", принцип абсолютной непогрешимости стоящего над массой вождя и (с опред. поправками) те иррациональные политич. стереотипы и автостереотипы, на к-рых зиждется вся идеологич. система К. Хотя идеологич. близость К. и фашизма ни в коей мере не следует преувеличивать, отметить совпадение перечисленных установок необходимо — тем более что именно они в первую очередь определяют характер практич. деятельности коммуналистов в Индии. Реакционная идеология К. представляет немалую опасность. Особую значимость этому явлению в политич. жизни Индии придает тот факт, что идеология К. существует не только и не столько на академическом уровне; она служит теоретич. основой деятельности сильных, относительно многочисленных, структурно крепких орг-ций, действующих на значит, территории Индии. Гл. из таких орг-ций, мозговым центром и кузницей кадров индусского К. является Раштрия сваямсевак сангх (РСС). На парламентском уровне в независимой Индии функционируют политич. партии (напр., Джан сангх — до 1977, Бхаратия джаната парти — с 1980 и др.), выступающие с позиций К. и находящиеся фактич. под контролем РСС. Нельзя не отметить, что проводниками идей К. являются и многие деятели др. партий, включая ИНК, формально не связанные с откровенно коммуналистскими орг-циями. 

КОНАРАК — селение в 70 км от Бхубанешвара, известное храмом Солнца (Сурьи). Построено в XIII в. царем Нарасимхой Дэвой I, правителем Калинги. В основе архитектурного плана лежит идея мифич. колесницы бога солнца, запряженной семью конями. Сурья изображен похожим на Вишну. Все детали храма подчинены этому замыслу и образуют единый комплекс. Храм разрушен. Почти полностью сохранились джагамохан — приемный зал, зал ритуальных танцев, части нек-рых скульптурных композиций, а также ряд вспомогат. храмовых сооружений. Стены храма украшены резьбой, многочисл. барельефными изображениями и скульптурами гл. обр. эротич. характера, изображающими любовные пары, слившиеся в тесных объятиях.

КОРОВА — объект почитания в индуизме, животное, получившее статус священного в послеведич. период. Считается, что Брахма создал К. в один день с брахманом. Одно из небес бога Вишну названо "мир коровы" — голока. Ритуальный статус К. подчеркивается строгим запретом на употребление говядины; убийство К. является одним из тягчайших грехов для индуистов всех сект и каст. Существуют легенды о К., исполняющей все желания, к-рая появилась при пахтании Молочного океана. Ее называют именами Саурабхи, Камадхену, Нанди-ни и Шабала; иногда последние три считаются дочерьми первой. Камадхену, по нек-рым легендам, принадлежала одному из мифич. риши — Васиштхе. Вишнуиты особенно почитают К. в связи с легендами о воспитании Кришны пастушьим племенем. У шиваитов бык считается ездовым животным их верховного божества (см. Найди). В народных традициях культ К. подкрепляется почитанием домашнего крупного рогатого скота, в части, исполнением особых обрядов в соответствующие праздники. 

КОСМОЛОГИЯ — в развитых мифологич. системах комплекс религ.-филос. представлений о мироустройстве (космография), происхождении вселенной (космогония) и гибели мира в результате вселенской катастрофы (эсхатология). Антропоморфная модель мироздания, акцентирующая внимание на изоморфности микро — и макрокосма (человека и вселенной), и зооморфные (териоморфные) образы мира (змей, слон, поддерживающие землю) соуживаются в древности с растительными (мировое дерево, иногда перевернутое) и комбинированными (божество на дереве — Кришна-Нараяна в "Махабхарате"). В древнейшей картине мира существует двоичное противопоставление космич. зон — Неба и Земли (ранний ведизм), к-рое позже сменяется троичным делением мироздания, включающим также и промежуточное, лежащее между этими сферами пространство. С упрочением оппозиции "небесное/хтоническое" ("боги/демоны") троичная схема вселенной варьируется как "небо земля — подземный мир" (ведизм-брахманизм), составляя основу умножения числа миров на космич. вертикали (индуизм). Усложнение системы горизонтальных пространственных координат (индуистская космография) состоит в появлении в модели мира, наряду с основными, промежуточных сторон света. Космологич. мифы устанавливают пространственно-временные координаты организованной вселенной, противополагаемой неупорядоченному хаосу, космизация, упорядочивание к-рого уже в архаич. мифологии связывается с актом творения, актуализируемым в календарной новогодней обрядности. Место совершения и время этого "перводействия" отождествляются с наделяемыми высочайшей сакральностью центром мира (в др.-инд. космологии — гора Меру) и мифологич. "началом времен". Первоэлементами при творении космоса выступают обычно стихии (огонь, вода, земля, воздух, эфир), тогда как процесс и одновременно результат космизации хаоса предстают в типологически разл. формах: как создание мирового пространства (разъединение ригведийским Инд-рой Неба и Земли); установление опоры мироздания (мировое дерево, гора и т. п.); посредничество между космическими сферами (три шага Вишну в "Ригведе"); возникновение сущего из единого источника (Золотой зародыш, Мировое яйцо); вселенная как итог космич. жертвоприношения Пуруши, как единое божество (Кришна в "Бхагавадгите"), как результат деятельности демиурга, бога-творца (Брахма в индуизме) и т. д. Эсхатологич. сюжеты о мировом первопотопе, за к-рым следует возрождение жизни, присутствуют в мифологии древних народов Средиземноморья, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии (на Индийском субконтиненте этот сюжет зафиксирован впервые в "Шатапатха-брохлшне"). В основе же развитых представлений об эволюции мира на протяжении длительных периодов (греч. "века", инд. "юги") лежит циклическая концепция времени, свидетельствующая о зарождении, хотя и в мифологизированной форме, интереса к истории, к-рая открывается "Золотым веком" (инд. Крита-юга). Гибель мироздания, обусловленная моральной деградацией человечества, означает наступление хаоса (в индуизме последовательность стихий такова: семь солнц, засуха, космический пожар, ливень, наводнение; кульминация вселенской катастрофы — всемирный потоп-пралая). Представление о циклич. повторяемости периодов огромной протяженности несколько нивелируется самой их космич. длительностью, что способствует "выпрямлению" временного циклизма и осознанию историчности времени.

КОТТРАВЕЙ (Убийственная) — богиня войны, победы, охоты у древних тамилов, воплощение разрушительного аспекта сексуальной женской энергии. Культ сопровождался оргиастическими плясками, кровавыми жертвоприношениями. К. легко сливается с образом богини Махишасурамардини, убивающей своего супруга, демона-буйвола. В тамильской поэме "Силаппади-гарам" ("Повесть о браслете", V—VI вв.) К. описана в виде стоящей на голове быка женщины, покрытой шкурами слона и тигра, с мечом в руках, со змеями и полумесяцем в волосах. К. — мать Муругана и сестра Маля (Вишну). В индуизме К. сливается с Дургой-Кали, супругой Шивы, на юге Индии также с местными богинями — Бхагавати, Мариямман, Елламман и др.

КРИТА-ЮГА в мифологич. хронологии 1-я из 4 юг. Она длится 4800 (4000 + 400 х 2 "время сумерек") "божественных" лет или 1 728 000 человеческих. Отражает представление о "золотом веке" в истории человечества, когда не было болезней, несчастий, страха, бедствий и т. п. зла. Люди жили по 4 тыс. лет, не ведая нужды. Господствовал божеств, порядок (дхарма), прочно стоявший на 4 "ногах", т. е. опирающийся на 4 добродетели: правдивость, приветливость, почитание и сострадание. Члены каст исполняли свои обязанности и получали по желанию любые земные плоды.

КРИТТИКА созвездие Плеяд, называемое уже в Ведах. Имеет важное значение в мифологии индуизма. Персонифицирует 6 из 7 жен семи мифических риши (сапта-риши), ставших 6 матерями Сканды, или Карттикейи. Седьмая жена, Арундхати, почитается отдельно. 

КРИШНА (Черный) — одно из наиб. популярных божеств индуизма, почитаемое в разл. ипостасях: 1) как племенной герой, сын царя вришниев Васудэвы от Дэваки, предводитель союза пастушеских племен (ядавов, абхиров и др.), в "Махабхарате" — родственник Пандавов, колесничий героя Арджуны и его советник; 2) как одна из главных "героических" аватар Вишну со свойственными тому именами и асуроборческими деяниями; 3) как верховное божество кришнаизма. Имя Кришны впервые встречается в "Ригведе" без связи с более поздним образом; впервые о нем как о сыне Дэваки упоминается в "Чхандотъя-упанишаде", где он предстает наставником-гуру. "Махабхарата" вкладывает в его уста учение "Бхагавадгиты", адресуемое герою Арджуне в критич. для того обстоятельствах: предстоит братоубийственная битва Пандавов и Кауравов. "Бхагавата-пурана" подробно описывает детство и юность Кришны, прошедшие среди пастухов Вриндавана, — излюбленные темы индийской лит-ры и искусства. Фигура Кришны стоит в ряду образов героев-вождей мирового цикла преданий, в к-рых мотив "божественного происхождения" замещен своим вариантом — мотивом "подкидыша": ребенком Кришна был отправлен на воспитание в семью пастухов (Нанды и Яшоды) из-за грозившей ему гибели от руки захватившего царский престол его родственника, брата матери — Кансы. Другим вариантом мотива "божественного происхождения" является объяснение темной внешности Кришны в "Махабхарате" и пуранах тем, что он рожден от черного волоса Вишну (тогда как его старший брат Баларама происходит от белого волоса). С др. стороны, чернота Кришны свидетельствует об аборигенных истоках этого образа, возможно, восходящих к протоиндийской эпохе (культ юного бога-героя). Известны его связи с местными культами пастушеских племен, с божествами плодородия, с культом камней. Возможны и его календарные ассоциации (см. Малъ). "Биография" Кришны изобилует асуроборческими деяниями; в "Махабхарате", выступая на стороне Пандавов, он предоставляет свое войско их противникам Кауравам. Погибает Кришна в лесу, убитый случайным охотником, принявшим его за оленя, а его столицу Двараку вскоре поглощает море. В сложном генезисе индуистского образа наряду с аборигенными чертами усматриваются иногда и ближневосточные мотивы, в частности ассоциации с образом Христа-младенца.

КРИШНАИЗМ — одно из самых значит, самостоятельных направлений в вишнуизме. В его основе лежит почитание Кришны — аватары Вишну. Оно восходит к древним неарийским культам плодородия и в своих истоках связано с поклонением божествам древних пастушеских племен и культом коровы. Возникновение его часто связывается с кшатрийским кланом вришниев. В процессе ассимиляции местных верований брахманизмом и становления бхагаватизма мифо-ритуальная традиция Кришны совместилась с вишнуитским культовым циклом, а Кришна стал почитаться как одна из самых популярных аватар Вишну. Его переосмысление и мифизация отразились в эпосе и вишнуитских пуранах, особенно в "Бхагавата-пуране". Большинство мифологич. сюжетов, связанных с Кришной, посвящено его детству, прошедшему среди пастухов, его проказам и любовным играм с пастушками-гопи. Именно они стали центральными в обрядовой практике кришнаизма. На первый план в культе выдвинулись эротич. эмоции адептов, трактуемые в религиозно-аллегорич. ключе. В основе почитания Кришны лежат сугубо земные чувства — родительской любви к ребенку, нежности женщины к возлюбленному, сыновней почтительности, преданности слуги господину. В кришнаитской культовой практике внешние обряды противопоставляются внутренним, медитативным, к-рые требуют от адепта напряжения всех психич. сил. Большое значение в кришнаитском культе получила джапа — многократное повторение имени бога как молитвы-заклинания. Имя бога надлежит рецитировать не только во время пуджи, но и в любое другое время дня. Наиболее популярная форма почитания Кришны — распевание бхаджан (прославляющих гимнов) и киртан (распевание имени), причем наиб. действенным считается их групповое исполнение. Группы адептов собираются на основе родственной или кастовой близости и поют киртаны ночи напролет, стараясь вызвать у себя ощущения слияния с божеством. Пуджу обычно проводят перед алтарем с изображением Кришны, при воскурении благовоний. Ее составной частью является совместная трапеза и раздача прасада — освященной пищи. Дни недели, посвященные Кришне, — среда и четверг. Во дворах своих домов кришнаиты обычно сажают священное деревцо туласи. Под ним ставят изображение Кришны, обращают к нему бхаджаны и молитвы и совершают ритуальные возлияния воды. Листья дерева воспринимаются как воплощение пастушки Радхи — возлюбленной Кришны. Значит, внимание кришнаиты уделяют обетам (врата). Самая частая и обязательная форма их — пост, иногда доходящий до полного голодания. Ему придается большое магич. значение. Храмовые кришнаитские ритуалы отличаются большим разнообразием. В общем виде они сводятся к совершению ежедневной пуджи, поддерживанию священного огня, омовению и украшению изображения Кришны, возжиганию светильников и воскурению благовоний, чтению мантр и повторению имен бога. Праздничные торжественные ритуалы проводятся в день рождения Кришны Кришна Джанмаштами, к-рый отмечается в 8-й день темной половины месяца бхадра (авг.—сент.). Они напоминают театрализованные мистерии (см. Кришналила). Важная часть храмового кришнаитского ритуала — раскачивание изображений Кришны и Радхи на качелях, а также паломничества, распевание гимнов и т. п. С именем Кришны связаны также игровые мистерии и весенний праздник красок холи. Кришне посвящено множество храмов, где его почитают в виде ребенка-ползунка, юноши-пастушка с флейтой, водящего хороводы с пастушками, и в виде героя, борющегося с демонами. В храмовой скульптуре, живописи, в танцах и пантомиме отразились сюжеты "Махабхараты", "Вишну-пураны" и "Бхагавата-пураны", связанные с Кришной. Гл. центр кришнаизма — город Матхура — легендарная родина пастуха Кришны по "Бхагавата-пуране". В последнее время кришнаизм распространился, на западе (см. Международное общество сознания Кришны). 

КРИШНАЛИЛА (или раслила) — мистериальная народная драма Сев. Индии, связанная с культом Кришны. Ее происхождение видят в эпизоде кришнаитского мифа, когда пастушки-гопи танцуют круговой танец, изображая Кришну и его подвиги. Видя их преданность ему, сам Кришна включается в их игру. Ранний вариант этого танца можно увидеть в тамильской "Повести о браслете" (V—VI вв.), но полнокровная К. возникает в XVI в. в связи с движением кришнаитских бхактов и развитием общины Валлабха-сампрадай. Историч. центрами К. являются г. Матхура и обл. Вриндаван. Представление К. состоит из церемонии поклонения богам, "чистого" танца (рас) в стиле катхак и собственно игровой части (лила). Повествователем является постоянный персонаж Свами (или Госаин). Роли богов играют мальчики из касты брахманов. В песнях используются стихи на яз. брадж поэтов-бхактов Сурда-са, Харидаса и др. Поздняя форма К. — рахас — оказала сильное влияние на становление нового театра хиндустани в XIX в. 

КРИШНАМУРТИ Джидду (псевдоним Алсион) — индийский мыслитель, философ, поэт. Родился в 1895 (по др. данным, в 1897) на юге Индии, в Маданапалли (штат Мадрас), умер в 1986 в Калифорнии. С детства он был необычным мальчиком, слабым и болезненным, с обостренным и глубоким вниманием к окружающему миру, созерцательным отношением к жизни и склонностью впадать в экстаз. Экстатические переживания и позже играли для него большую роль. В 1909 его увидел Ч. Лидбитер, член Теософского об-ва, и признал мессией. Активное участие в его судьбе приняла Анни Безант, председательница об-ва. Мальчика увезли в Англию. После длит, конфликта с теософами в 1929 К. публично отказался от звания мессии и от участия в делах "Ордена Звезды", председателем к-рого он был, и Теософского об-ва. После этого он поселился в Америке, в Калифорнии. К. несколько раз выезжал в Индию, а после 1947 и до самой смерти много путешествовал по Индии, Америке и странам Европы и выступал перед разными аудиториями. Темы его бесед и лирич. импровизаций бесчисленны и неисчерпаемы. К. просил не записывать его и не перечитывать, а только слушать и сопереживать, тем не менее его лекции и беседы часто записывались и издавались (3 тома "Комментариев к жизни", "Парижские беседы" и др. эссе, а также 2 тома стихов). С самого начала К. выступал против организованных религий, их "вечных" символов и всяческих авторитетов, поставив своей целью "воспитание свободы в поисках истины". Он пытался помочь избавиться слушавшим его людям от гнетущих и сковывающих их страхов, ограниченности и обусловленности. К. следовал своим путем непосредственного, неконцептуального восприятия истины и считал возможным самостоятельное открытие и переживание ее для каждого: "Только переживание того, что есть, не называя его, приносит свободу от того, что есть". Духовные искания К. лежали в русле традиц. для Индии религ.-филос. воззрений. 

КУБЕРА — бог богатства, владыка Севера (см. локапалы), повелитель якшей и др. горных духов, сводный брат Раваны, к-рый изгнал его с принадлежавшего прежде К. острова Ланки. Изображается как уродливый карлик с тремя ногами и одним глазом. Вахана К. — человек, и сам К. считается человеком, к-рого Брахма сделал богом в награду за великое подвижничество (см. тапас). Местопребывание К. — на горе Кайласа в Гималаях, в великолепном дворце, окруженном садами. К. тесно связан с Шивой.

КУЛА — 1) Большая патриархальная семья в Индии. Играла особенно большую роль в социально-экономич. и ритуальной жизни в древности. Глава семьи (кулапати) обладал полной властью над членами семьи, включая жен, детей, зависимых, рабов. С переходом преобладания к индивидуальным семьям единство К. сохраняет нек-рое значение, особенно в среде высших каст. 2) В тантрической лит-ре — духовная родословная гуру, возводящая его к Парамашиве. Каждая К. практиковала свойственный только ей путь почитания бога (каула-марга, или кулачара). В кач-ве синонима К. в этом значении употреблялся также термин готра.

КУЛАДЭВАТА (букв, божество рода) — объект коллективного, семейно-родового почитания у индуистов. Входит в число 3 осн. божественных персон — наряду с личным и местным божествами (соответственно абхшитадэвата и грамадэвата), почитаемых каждым верующим. Ассоциируется больше с домом и его окрестностями, нежели с членами семьи. Когда семья переезжает в другое место, ее члены периодич. возвращаются для почитания К.-Д. или устанавливают в новом доме сосуд, к-рый представляет божество.

КУМАРА (юноша, дитя) — популярный мифологич. персонаж, глубоко укорененный в индуизме. К. — одно из имен Сканды, Карттикеи, "юного бога". В мифах даны разные версии его происхождения: он провозглашается сыном Агни, Брахмы, Крит-тик (созвездия Плеяд). Его рождение обусловлено необходимостью укрепить небесное воинство, к-рое проявляет слабость в противоборстве с демонами-асурами. Кумара-Сканда должен возглавить небесную рать и обеспечить ей победу над демоном Таракой, к-рому предсказана смерть от руки шестидневного младенца. Нередко изображается как обладатель шести голов, шести ликов, шести пар рук и ног при одном теле, причем одна из его голов иногда изображается козлообразной. В поздней мифологии и иконографии неразрывно связан со своей ваханой — павлином, а на его знамени изображен петух. Осн. мифологич. характеристики "юного бога" закрепляют ассоциации его иконографич. образа с солнцем и календарными циклич. явлениями. 

КУМАРИЛА БХАТТА (VII в.) — виднейший философ мимансы и основатель одной из двух ее подшкол. Автор пространного комментария в 3 частях на "Миманса-сутры" и первичный комментарий Шабары. Первая, философски значимая часть этого труда, составленная в стихах, называется "Шлокаварттика" и посвящена большей частью ожесточенной гносеологич. полемике с буддийской логикой и мадхьямикой. Невосприятие и подразумевание обосновываются здесь как источники верного знания, утверждается нетварность и непогрешимость Вед и др.; см. Миманса.

КУМБХАМЕЛА (праздник [букв, ярмарка] сосуда) — празднество, справляемое раз в 12 лет при опред. астрономич. обстоятельствах в нескольких свящ. городах Индии; связано с мифом о пахтании океана, при к-ром из вод явился сосуд (кумбха) с амритой, напитком бессмертия. Сначала сосуд был захвачен асурами, но затем похищен у них сыном Индры Джаянтой, принявшим облик птицы; 12 дней летал он, преследуемый асурами, и опускался отдохнуть поочередно в Праяге, Хардваре, На-сике и Удджаини. Эти города, освященные прикосновением к их земле сосуда с амритой, стали тиртхами. К. справляется поочередно в каждом из них, но самая торжественная, собирающая по нескольку миллионов паломников, празднуется в Праяге (см. Аллахабад). Многолюдные периодич. религ. праздники в Праяге засвидетельствованы Сюань Цзаном в VII в., но тогда периодичность была иной (раз в 5 лет). Миф о полете Джаянты — весьма поздний, однако в нем явно отразились и древний ведийский сюжет о похищении сомы орлом, и эпический — о похищении амриты Гарудой.

КУНДАЛИНИ — в тантре символ особого рода созидательной латентной энергии, находящейся в основании позвоночного столба и воображаемой в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца. Ее требуется разбудить и направить вверх по центральному каналу (сушумна), к-рый представляется как находящийся в позвоночнике; проходя по жизненно важным центрам (чакрам), нанизанным на сушумну, эта энергия преображает физич. и психич. процессы в теле йога. Погрешности в работе с К. могут приводить к тяжелым недугам. Методы пробуждения К. включают в себя тщательное выпрямление позвоночника, нек-рые асаны и пранаямы. Работа с К. необходима при желании не только освободиться сознанием, но и преобразить тело в нетленное. Когда К. достигает высшей чакры Сахасрара, соответствующей головному мозгу, она соединяется с Шивой, чем достигается состояние, при к-ром тело выводится из процесса старения. Буквальное связывание К. с анатомич. структурами беспочвенно, этот символ отражает процессы лишь в живом и одушевленном теле и соответствий в мертвых останках не имеет.

КУРМА (Черепаха) — аватара Вишну (в "Шатапатха-брал:-мане" — Праджапати) в зооморфном облике, символизирующем, в соответствии с ранними космологич. представлениями, дуальное строение космоса (верх и низ панциря), а также миросозидающую силу. 

КУРУ — царь Лунной династии, общий предок обоих ветвей правящего рода "Махабхараты". 

КУРУКШЕТРА (Поле Куру) — священная земля индуизма, расположенная между реками Сарасвати (совр. Сарсути) и Дришадвати (Читанг) в сев. части совр. штата Харьяна. Название получила в честь царя Куру из Солнечной династии, к-рый, по преданиям, совершал здесь жертвоприношения или подвижничал. На небольшой территории К. сосредоточено огромное кол-во тиртх (согласно традиции — 360); особенно ими богаты окрестности г. Тханесара. Нек-рые из тиртх связаны с событиями ведийских (напр., битва Индры с Bpumpou) и индуистских (напр., аватары Вишну) мифов, другие — с деятельностью легендарного Парашурамы (5 "прудов Рамы", к-рые этот брахман-воитель якобы наполнил некогда кровью кшатриев); но большинство тиртх освящено памятью о великой битве народов Индии, по преданиям, состоявшейся некогда на К. и воспетой в "Махабхарате". Тиртхи К. были опустошены мусульманскими завоевателями, но в XV—XVI вв. индуисты восстановили их, используя для правильной локализации тиртх их описания в эпосе и в пуранах. 

КУША (дарбха) — 1) Свящ. трава (Роа cynosoroides Retz.). Относится к роду осоковых (типа нашего мятлика), употребляется в религиозных и ритуально-магич. церемониях; из нее делают амулеты и обереги, магически охраняющие от всевозможных бед и прегрешений и ограждающие от разного рода ритуальной нечистоты. Ее кладут на алтарь, а также на те места, куда в ритуале приглашаются боги, т. к. она считается "безупречным прибежищем для богов". Считается, что она была первым растением, созданным богами. В народной медицине считается кровоочистительным средством. 2) Название одного из семи континентов в индуистской космографии. 

КХАДЖУРАХО — селение в Центральной Индии (штат Мадхья Прадеш), где сохранилась группа храмов, построенных в X—XI вв. при династии Чанделлов выдающейся архитектурной школой. В прошлом К. был огромным городом. Сейчас его живописные руины занимают площадь примерно 14 кв. км. Из 85 храмов сохранилось 20. Храмы К. сохраняют стилевую общность с храмами северного, индоарийского типа, но обладают особенностями в композиции, интерьере, пластическом убранстве. Почти все храмы построены из светло-коричневого песчаника на высокой массивной платформе без характерной для индийских храмов ограды. Храмы расположены тремя компактными группами. Лучшими считаются храмы зап. группы. Среди них выделяется храм Чаунсат Йогини (храм 64 послушниц) — один из самых древних храмов, посвященных богине Кали. Самый крупный храм в этой же группе — Кхандария Махадэва, посвящен Шиве. Стены храмов сплошь покрыты резьбой. Скульптуры и рельефы изображают различных мифологич. героев, животных, музыкантов, танцоров, влюбленных, слившихся в страстных объятиях. 

КХАНДОБА — имя бога, составляющего вместе с Мхасобой и Биробой тройку богов, широко распространенных на Декане и генетич. связанных с единым протобожеством горных лесов и пастбищ, когда-то бытовавшим в Юж. Индии. В процессе шедших с сев. "санскритизации" и "брахманизации" был включен в систему нормативного индуизма в кач-ве регионального воплощения Шивы, обладает также мн. чертами и кач-вами ведического Рудры. Культ К. как самостоят, локального божества особенно популярен в Махараштре и сев. Карнатаке; ему поклоняются дхангары, гавли и др. — ранее кочевые, а теперь полукочевые или оседлые группы населения. Гл. храм К., расположенный на вершине холма, находится в деревне Джедзури недалеко от г. Пуны. В празднествах, посвящ. выезду К. на охоту и т. д., активное участие принимают вагхъя и мурли — слуги-"собаки" К. и храмовые танцовщицы. Для привлечения внимания К. вагхья занимаются самоистязанием. В отличие от классич. богов индусского пантеона К. обладает способностью вселяться в адептов-мужчин, и деврши (дэва-риши) — одержимые — становятся рупором его распоряжений и предсказаний. К. активно помогает принявшим обет адептам, способствует плодородию, заживлению переломов и т. д.

КШАТРИИ — члены второй по статусу варны в древней Индии. Дхармой К. была охрана подданных (по др. источникам — война и управление). К. не признавали свое второе место в иерархии и боролись с брахманами за верховенство в об-ве. Кланы К. вели свое происхождение от Солнца (Сурьявамса) или Луны (Сомавамса). В первые века н. э. появились кланы, претендующие на происхождение от свящ. огня на г. Абу (Агникула). Варна К. инкорпорировала в свой состав группы неарийских этносов, удерживавших или захватывавших власть — правящие слои местных племен и удачливых завоевателей. Поэтому современные касты, считающие себя К. (раджпуты, тхакуры и др.), могут иметь самое различное происхождение.
 
« Пред.   След. »