ПАДМА (лотос) — один из древнейших и ведущих символов как в индуизме, так и в джайнизме и в буддизме. Он является наиб, ранней и распространенной эмблемой солнца и творящей космич. силы, а также незапятнанной чистоты и духовного совершенства. Видимо, сложная символика лотоса начала складываться на древнейшей доземледельческой стадии развития об-ва, когда лотос был одним из важных продуктов питания (его корни, стебли и листья содержат крахмал, жиры, сахар и клетчатку, из семян получается мука более высокого качества, чем из хлебных злаков). Ассоциация лотоса с солнцем обычно объясняется тем, что его цветы раскрываются при свете солнца, а многочисл. лепестки напоминают его лучи. Лотос так или иначе участвует во многих космогонич. мифах и легендах древней Индии, передавая образ творящего лона, источника божественного принципа и особой сакральной силы. Соотнесенный с женским детородным органом, лотос олицетворяет женское творческое начало, богиню-мать и символизирует плодородие, процветание и потомство (культ лотосовой богини, многочисл. лотосовые богини плодородия в сельск культах). Он участвует также в более сложных мифологич. образах, связанных с женским и мужским началами мира. Лотос является символом атрибутом многих солнечных божеств (Сурьи, Вишну, Лакшми); гигантский лотос вырастает из пупка Вишну, и на нем покоится творец Брахма-Праджашти; боги восседают на тронах, опорах, седалищах в виде лотоса, в иконографии часто используются орнаменты, розетки, медальоны с изображением лотоса. Образ лотоса — один из ведущих в изобразительном искусстве, архитектуре, поэзии. С названием лотоса связаны многие имена божественных и иных персонажей, людей, растений, созвездий и т. д. В древних и совр. языках известны десятки названий лотоса. Красный лотос эмблема совр. Индии.
ПАЛОМНИЧЕСТВО — путешествие к святым местам с целью поклонения известным святыням; древнейшие памятники индийской лит-ры — Веды и брахманы — не признают института П.; лишь в эпосе "Махабхарата" и пуранах появляются тексты, восхваляющие различные объекты паломничества. Отличительную особенность П. в Индии составляет практика ритуальных омовений в священных реках и водоемах, восходящая, возможно, к доарийской цивилизации долины Инда (III тыс. до н. э.). Маршрут П. вокруг почитаемого объекта (храма, священного города, реки, области, всего субконтинента) строится обычно в направлении "по ходу солнца", "слева направо" (прадакшина) . Во многих местах П. (тиртхах) омовения, поминальные приношения предкам, дарения брахманам и др. обряды совершаются с годичной или большей периодичностью (напр., раз в 6, 12 лет), в определенные дни, и многотысячное скопление паломников сопровождается ярмаркой (мела). К числу древнейших (но посещаемых и доныне) тиртх относятся Хардвар, Праяга (Аллахабад) и Сагар на Ганге, Пушкар и гора Абу в Раджастхане (последняя стала со временем главным центром джайнского П.), Матхура на Ямуне, тиртхи на Курукшетре ("поле Куру"), Гая в Бихаре, Каньякумари на крайнем юге. В средние века обрели популярность новые центры: храм Джаганнатха в Пури, Шрингери и Шрирангам на юге, Пандхарпур в Махараштре, неизмеримо вырос в значении священный город Варанаси (Каши, Бенарес) на Ганге. П. поныне остается популярнейшей религиозной практикой в Индии, ежегодно в нем участвуют многие миллионы верующих.
ПАНДАВА — имя по отцу — Панду — каждого из пятерых братьев, героев "Махабхараты"; чаще других относится к старшему из них — Юдхиштхире.
ПАНДИТ — человек, получивший традиционное образование, знающий шастры. В наст, вр. может употребляться как уважительный титул образованного человека.
ПАНДХАРПУР — город на юге штата Махараштры в низовьях реки Бхимы, называемой здесь из-за характерного изгиба Чандрабхагой, т. е. "полумесяцем". Площадь 13 кв. км, население около 30 тыс. Священное место, центр паломничества приверженцев традиции варкари. В городе находится храмовый комплекс бога Виттхаля (Випхобы) и его жены Рукмини (Ракхумаи), заложенный до Ш в. В период правления маратхиязычной династии Ядавов (XIII в.) комплекс подвергся значит, реконструкции и, благодаря покровительству правителей, приобрел высокий статус. В комплексе объединены 28 храмов и рак. На одиннадцатый день светлой половины лунного месяца ашадх (июнь—июль) сюда приходят колонны паломников со всех уголков Махараштры. Они несут паланкины с отпечатками стоп (падука) великих поэтов — проповедников традиции Днянешвара, Намдэва, Экнатха, Тукарама и др., распевают сочиненные ими во славу Виттхаля гимны. Целью паломничества являются даршана и падаспарша — лицезрение бога и прикосновение лбом к его стопам. Особенностью паломничества в Пандхарпур — "вари" — является его коллективный характер: поклонение Виттхалю происходит в обществе единомышленников — живых и умерших (присутствие последних манифестируется падуками и гимнами). Кроме Виттхаля в городе имеется еще 17 храмов, большинство из к-рых связаны с осн. храмовым комплексом.
ПАНИНИ (IV в. до н. э.) — великий древний грамматист, создатель гениальной программы-порождения санскрита несколькими тысячами кратчайших правил-сутр; П. почти полностью нормировал санскрит грамматически и фонологически. Труд П. "Восьмикнижие" ("Аштадхьяи") лег в основу гл. ветви грамматической традиции (см. вьякарана). Фундаментальное традиционное образование требовало знания "Восьмикнижия" наизусть и проработки комментариев к нему.
ПАНЧАБХУТА — пять элементов мироздания. См. Бхута.
ПАНЧАГАВЬЯ — традиционный набор получаемых от коровы продуктов: молоко, простокваша, топленое масло, навоз и моча. Они почитаются индуистами священными и обладающими очистительной магической силой, а потому широко используются в ритуальных целях.
ПАНЧАКШАРА (букв, пять букв) — название самых употребительных шиваитской и вишнуитской мантр, состоящих из пяти слогов: шиваитской "на-ма-ши-ва-я" или "ши-ва-я-на-ма" ("хвала Шиве") и вишнуитской "на-мо-ви-шна-ве" ("хвала Вишну"). Каждый слог считается соответствующим одной из 5 функций творения, приписываемых божеству его адептами: создание, сохранение и разрушение вселенной, затемнение или воплощение душ и их освобождение.
ПАНЧАМАКАРА (букв. — пять М) — обозначение 5 элементов тантрийского ритуала, название к-рых начинается с буквы М: мадья (алкоголь), мамса (мясо), матсья (рыба), мудра (употребление жареных зерен, др. значение — символические жесты рук), майтхуна (ритуальное соитие). "Пять М" в ритуале соответствуют 5 великим элементам или стихиям (бхута).
ПАНЧАМРИТА — 5 видов божеств, пищи: молоко, простокваша, масло, мед и сахар, к-рые предписывается приносить в жертву божеству во время пуджи.
ПАНЧА-МАХАЯДЖНА (пять великих жертвоприношений) — 5 жертвоприношений, ежедневное принесение к-рых предписывалось "дваждырожденным" домохозяевам: брахма-яджна (жертва Брахме) — изучение и рецитация ведийских мантр; numpu-яджна. (жертва предкам) — приношение воды и пищи, возлияние предкам; дэва-яджна (жертва богам) — возлияние масла в семейный очаг; бхута-яджна (жертва духам) — разбрасывание зерен и остатков пищи за порогом дома; манушья-яджна (жертва людям) — гостеприимство и подача милостыни.
ПАНЧАНАНА (букв. Пятиликий) — один из эпитетов бога Шивы, символизирующий его природу как состоящую из 5 "великих элементов" ("маха-панчабхута"), или стихий, а также 4 осн. направления плюс центр, что в целом в представлении шиваитов отражает всеобъемлющую сущность бога.
ПАНЧАРАТРА (пять ночей) — 1) Упоминаемый в древних текстах (напр., "Шатапатха-брахмане") архаич. ритуал, во время к-рого Пуруша, называемый Нараяной, совершает че-ловеч. жертвоприношение, в результате чего вбирает в себя весь мир и становится вездесущим и всеобъемлющим. 2) Название древней вишнуитской секты, в к-рой разрабатывается представление о верховном боге Васудэва-Нараяне, проявляющем себя через систему вьюх путем эманации. Васудэва мыслится как обладающий 6 гунами (джняна — всезнание, бала — сила, айшварья — активность, вирья — мужество, шакти — энергия, теджас — блеск могущества), к-рые не принадлежат тварной природе и составляют "тело" высшего бога. Каждая вьюха обладает лишь парой гун, определяющих процесс цепной манифестации Васудэвы, сущность к-рого, однако, остается неизменной. Что касается его шакти, Шри-Лакшми, то, как считают панчаратрины, она сама собой отделяется от бога, чтобы помочь освобождению людских душ. В связи с развитием концепции аватар секта П. отходит в вишнуизме на второй план.
ПАНЧАРАТРИН — последователь учения секты панча-ратра.
ПАНЧА-УПАСАНА — почитание 5 богов индуистского пантеона: Шивы, Вишну, Шакти, Ганапати и Сурьи. Адепты образуют 5 гл. сект, в совокупности известных под названием П.-у. Популярны в высших слоях индуистского об-ва. В наст. вр. число сект в Юж. Индии увеличилось до 6 за счет приверженцев Кумиры — каумаров — самой популярной в Юж. Индии секты.
ПАНЧАЯТ (хинди букв, пятерка) — 1) Традиционный коллективный орган в Индии, совет, состоящий не обязательно из 5 человек (старейшин), стоящий во главе касты в целом или кастовой группы в опред. местности, деревне и т. п., основными обязанностями к-рого было рассмотрение конфликтов между членами касты, наложение наказаний за нарушение кастовых правил и т. п. П. землевладельческой касты иногда выполнял также функции местного самоуправления в квартале, деревне, группе деревень, округе. В этом случае в его функции входили также вопросы регулирования землевладения, орошения, раскладки налога, решение споров между членами разных каст. 2) Органы местного самоуправления на уровне блока, т. е. объединения нескольких деревень, в современной Индии (введены рядом законов после 1947, основные — в 1959). Избираются на 5 лет прямым тайным голосованием всеми жителями блока при условии предоставления гарантированных мест членам списочных (неприкасаемых) каст и женщинам. На средства, полученные от сбора налогов (5%), занимаются ремонтом дорог, мостов, вопросами санитарии, охраной поселений и полей, способствуют развитию здравоохранения и образования. Мелкие правонарушения и споры разбирает особый орган — адолят П. Образуют более высокие органы самоуправления на уровне района и области. Три ступени самоуправления, по мысли законодателей, должны составлять единую систему (панчаяти радж).
ПАРАМАХАМСА (букв, высочайший гусь) термин, обозначающий высшее состояние духа, совершенный Атман. Применяется к выдающимся духовным авторитетам (Рамакришна Парамахамса). См. Хамса.
ПАРАМАШИВА (Высочайший Шива) — титул Шивы как высшей духовной реальности, Абсолюта.
ПАРАМЕШВАРА (Высочайший повелитель) — титул бога как высшей духовной реальности, Абсолюта. Применяется в основном к Шиве. Иногда — к Вишну, Индре.
ПАРАШУРАМА (Рама с топором; иначе: Рама Джамадагнья, Рама Бхаргава) — легендарный брахман-воитель, живший в Трета-югу. Первоначально, по-видимому, шиваитский герой, П. начал со временем рассматриваться, однако, как одна из аватар Вишну. Сын брахмана-подвижника Джамадагни (из рода Бхригу) и царевны Ренуки, он с детства обнаруживал воинственность и, в части., никогда не расставался с железным боевым топором. Одним из величайших подвигов П. индуисты считают то, что он, по приказу своего отца и наставника Джамадагни, заподозрившего Ренуку в греховных помыслах, без колебаний обезглавил собственную мать, продемонстрировав тем самым, что преданность наставнику выше любви к матери. Но главной миссией П. как воплощения Вишну на земле явилось убийство им тысячерукого царя хайхайев Арджуны Картавирьи, захватившего власть над всем миром и жестоко притеснявшего брахманов. Мстя за смерть отца, убитого кшатриями — родичами Картавирьи, долгожитель П. трижды 7 раз полностью истреблял заново нарождавшиеся поколения кшатриев, кровью к-рых он наполнил 5 озер на Курукшетре. Передав затем власть над землей брахманам, П. забросил свой боевой топор в реку Брахмапутру и удалился навеки в пещеры горы Махендра. По другим версиям, топор П. упал в море у юго-зап. побережья, отчего возник удлиненный кусок суши, ставший территорией теперешнего штата Керала. В сказаниях о П., безусловно, нашло отражение острое соперничество брахманов и кшатриев за господствующее положение в др.-инд. об-ве.
ПАРВАТИ (Дочь гор) — супруга Шивы, дочь персонифицированного божества Гималаев и его супруги Мены (Менаки), сестра богини Ганги. П. считается образцом идеальной, верной жены, еще в девичестве заслужившей своего супруга преданным поклонением ему, хотя семейная жизнь этой божественной пары не лишена, по легендам, споров и ссор. Иконографически П. изображается в виде прекрасной женщины; обычны изображения Шивы и П. в покойном уединении на горе Кайласа, а также и в полном семейном коллективе, с сыновьями Ганешей и Скандой-Карттикеей. Др. имена П. — Ума и Гаури; с последним связаны праздники (напр., Гаури-утсав и нек-рые др.), когда эта богиня особенно почитается в своей дочерней ипостаси. П. считается вторым рождением супруги Шивы, после Сати
ПАРДЖАНЬЯ — ведийское божество дождя и грома. Воплощает плодоносящую силу дождя, почитается также как бог плодородия. Сын Дьяуса, в Ведах именуется сыном или супругом Притхиви, богини земли; иногда именуется отцом Сомы. Выступает обычно в образе быка. Его супруга Ваша — олицетворение дождевой тучи в образе коровы. Уже в Ведах П. затмевается фигурой Индры, окончательно вытеснившего П. из пантеона в послеведийский период. Индоевропейские корни прослеживаются в имени Перкунаса, бога грозы литовской мифологии.
ПАРИДЖАТА (достигшее полного развития) — мифическое дерево, появившееся во время пахтания дэвами и асурами Молочного океана. Индра взял его и посадил в своем саду. Ствол П. был сотворен из золота, с ветвей свисали гроздья разнообразных ароматных плодов.
ПАТАНДЖАЛИ — 1) Автор знаменитого "Великого комментария" ("Махабхашья") на грамматику Панины (II в. до н. э.), текста, фундаментального не только для грамматики, но и для индийской образованности вообще. 2) Автор "Йога-сутр", осн. сочинения традиции санкхья-йоги; вероятно, III в. н. э. Проводимое иногда отождествление авторов этих двух текстов мало убедительно. Изображаются оба Патанджали часто в виде человека со змеиным туловищем, с молитвенно сложенными руками.
ПАТНИ (жена), Патни-Дэви — богиня, воплощающая женскую супружескую чистоту. Ее образ, возникший в Юж. Индии в джайнско-буддийской среде, был заимствован индуизмом. Статус П. обретает Каннахи, героиня тамильской поэмы "Силаппадигарам" ("Повесть о браслете"), к-рая, мстя за убитого мужа, испепеляет Мадурай, столицу пандийского царя. Это деяние приравнивает ее к сонму местных богинь-матерей, свирепых и своенравных (см. Амма). Впрочем, культ Каннахи-П. в Индии большого распространения не получил и переместился на Ланку, где закрепился в индуистской (гл. обр. тамильской) среде как культ Кали и приобрел популярность у буддистов (в особенности на уровне народного буддизма), к-рые чтут П. как воплощение буддийской чистоты и святости.
ПАУРНАМАСЬЯ (пурнима — ночь полнолуния) — один аз важнейших моментов в лунном календаре, обозначающий границу между «светлой» и "темной" половинами лунного месяца. Многие праздники индийцев приходятся на П. и отмечаются, в части., постами.
ПАШУПАТА — название шиваитской секты, члены к-рой поклонялись Шиве в образе Пашупати. Характерным элементом их культовой практики являлось вызывающе свободное, часто непристойное поведение, во многом имитировавшее повадки животных быка, петуха, воробья. Дикими криками и танцами, странными телодвижениями и поступками, "купанием" в пепле с кремационных площадок (см. Бхасман) они стремились произвести на окружающих впечатление сумасшедших. Идея такого поведения, несомненно восходящая к древним пластам шаманской практики, состояла в том, что, уподобляя себя животным, они наилучшим образом служили своему повелителю — Шиве, а отбрасывание всех социальных норм как бы делало их равными абсолютно свободному всесильному богу. Конечная цель индуизма, мокша, так и интерпретировалась ими как свобода от всяких ограничений (в т. ч. от личных неудобств и страданий). Основателем секты считается некий Лакулиша ("Повелитель дубинки" — один из эпитетов Шивы), живший, видимо, ок. 100 г. н. э. Ему приписывается создание текста "Пашулата-сутра", в к-ром, в части., содержится изложение системы тренировки и воспитания члена секты. Исследователи отмечают сходство идей П. с воззрениями древнегреческих школ киников и отчасти стоиков.
ПАШУПАТИ (Владыка животных) — один из эпитетов Рудры, а позже Шивы, отражающий глубокие историч. корни в происхождении данного божества, имеющего, по-видимому, связь с еще доарийским культом бога — покровителя охоты и скотоводства. Это качество П. запечатлено, в части., в одном из атрибутов Шивы — лани, к-рую он держит в одной из рук (иногда она сопутствует ему). Шива в образе П. представляется гл. божеством для секты пашупата. В философском смысле П. рассматривается и как "Владыка душ", т. е. всего одушевленного (см. шайва-сиддханта). В нек-рых шиваитских мифах подчиненность всех других богов Шиве подчеркивается через признание ими себя "пашу" ("животными") в отношении к нему.
ПЕПЕЛ СВЯЩЕННЫЙ — см. Бхасман, Вибхути.
ПИНДА — клёцка, шарик из вареного риса и муки, иногда с добавлением кунжутовых семян или мяса, приносимый в жертву предкам (питри) в поминальных обрядах шраддха. Круг родственников, сообща приносивших П. в жертву отцу, деду и прадеду, определялся термином "сапинда" (букв, "одноклёцники", ср. русское «однокашники»).
ПИТРИ, питары (отцы, праотцы) — обожествленные души усопших предков. Каждый усопший (при наличии у него сына или иного потомка мужского пола, единственно способного совершать необходимые обряды) может быть причислен к сонму П. посредством ритуала экоддишта. П. бессмертны и блаженны; на широком светлом пастбище, под тенистым деревом они пируют с богом Ямой. Тем не менее потомки должны поддерживать блаженное существование П. специальными приношениями (шраддха). П., в свою очередь, обладают, как и боги, способностью оказывать благоприятное воздействие на судьбы живых людей. В Ведах нет указаний на возможность для П. последующей реинкарнации, нового рождения на земле. В индуизме культ П. вступает в нек-рое противоречие с широко распространенной концепцией трансмиграции ("переселения душ"), но сохраняется до наст, вр. (См. Предков культ, Питрилока, Питрияна.)
ПИТРИЛОКА — в космографии индуизма — мир предков, обожествленных праотцев, живущих после смерти на небесах и сохраняющих связь со своими потомками, к-рые должны приносить им поминальные жертвы.
ПИТРИЯНА — путь предков, к-рым идут после смерти не постигшие высшую истину, ограничивающиеся предписанной обрядностью, чтобы после ряда превращений вернуться к мирскому существованию (см. Упанишады).
ПИТХА — 1) Место, пьедестал, на к-ром устанавливается изображение божества в святилище. 2) Название магич. геометрич. рисунка, или янтры, связанного с почитанием Шакти. 3) Святилища — места почитания Шакти. Согласно мифу о жертвоприношении Дакши, разные части тела Сати, сжегшей себя на костре оттого, что ее супругу Рудре не оставили доли в жертвоприношении, упали в разных местах Индии; там и существуют П. В нек-рых текстах (питха-нирная) приводится наименование 51 П. В каждом месте богиня почитается в опред. облике вместе со своим божеств, супругом. Так, в Калькутте, куда, согласно мифу, упал палец от правой ноги богини, существует П. Калигхат, где богиня почитается в образе Кали и ее супруга Накулиши.
ПИШАЧИ — низший из 3 осн. классов демонов (еще асуры и ракшасы). Упоминаются уже в Ведах как отвратительные бесы, пожиратели трупов, мучители больных, вселяющиеся в одержимых. Позднее постоянно ассоциируются с мертвыми, описываются как обитатели кладбищ; вместе с бхутами и др. низшими злыми духами появляются и пляшут на полях сражений. Считаются детьми Пулахи, сына Брахмы, или одноименного злого духа, или порождениями тьмы.
ПОНГАЛЬ — крупнейший южноиндийский (Тамилнад, Андхра-Прадеш) праздник, посвященный сбору урожая риса и сахарного тростника. Проходит в течение 3 дней в середине января (время поворота солнца на север). Гл. боги праздника — Индра и Сурья. Их почитают приношением сваренного в горшках риса ("понгаль"). Один из дней посвящен крупному рогатому скоту. Характерная часть П. — гонки на бычьих повозках. Кое-где сохранился древний обычай борьбы юношей с молодыми быками.
ПОСТЫ — распространенное в индуизме обрядово-магич. средство, к-рое служит ритуальному очищению верующего и т. обр. делает более безопасными его контакты с сакральными уровнями бытия (в части., во время праздников). Соблюдение П. считается и определенной нравственной заслугой для верующего.
ПРАБХАКАРА — ученик Кумарилы, основатель одного из двух гл. направлений мимансы, комментатор "Шабарабхашьи". Время жизни — приблизит. VII—VIII вв.
ПРАБХУПАДА БХАКТИВЕДАНТА СВАМИ (1896—1977) — неоиндуистский наставник, гуру — основатель Международного общества сознания Кришны. Родился в Калькутте, до 1959 вел жизнь благочестивого мирянина, занимался бизнесом, вместе с тем активно участвуя в деятельности кришнаитской Гаудия Мишн, от к-рой и получил в 1947 титул "Бхактиведанта" в знак признания его учености и религиозных заслуг. В 1959 принимает монашеский обет, в 1965 отправляется в США для пропаганды кришнаизма. В 1966 основывает в Лос-Анджелесе Международное общество сознания Кришны. В 60—70-х гг. Свами П. много ездит по свету, выступая с лекциями, миссионерской проповедью, дает инициации неофитам. В 1971 посетил Советский Союз, где дал инициацию первым отечественным кришнаитам, заложив тем самым основу их движения в нашей стране. Перу Свами Прабхупады принадлежит свыше 60 томов комментированных переводов и тематических сборников индуистской классики. Наиб, монументальная его работа — многотомный перевод "Бхагавата-пураны" ("Шримадбхага-ватам"). Труды Свами П. сыграли заметную роль в знакомстве западной аудитории с мифологией и философией индуизма, хотя их интерпретация и выдержана сугубо в духе проповедовавшейся им разновидности кришнаизма.
ПРАВО. Судебные дела (вьявахара) в Древней Индии рассматривались, исходя из трех осн. компонентов, образующих право (дхарма). Во-первых, дхарма считалась извечной и в принципе неизменной, содержащейся, в конечном счете, в свящ. Откровении (шрути, Веда). Воплощением этой дхармы считались тексты сутр и шастр (дхарма-сутры, дхарма-шастры). Во-вторых, в реальной действительности гл. роль играла неписаная традиция — "обычаи благочестивых" (садачара) или "образ жизни ученых" (шиштагама). Традиция эта имела многочисл. варианты в разных местностях, кастах или кланах. Предполагалось, что и в основе традиционного поведения в конечном счете лежит утерянный ныне текст Откровения. В-третьих, государств, власть принимала решения в конкретных ситуациях, издавая указы (шасана) по отдельным поводам. Эти указы должны были исполняться, но они не создавали прецедентов и не могли повлечь за собою изменения дхармы. Т. обр., законодательства в полном смысле слова Древняя Индия не знала, а т. наз. "Книги законов (или заповедей)", т. е. дхарма-шастры, не были обязательны к исполнению. Они содержали скорее идеалы праведности, нежели четкие нормы права. При почти полном отсутствии указов и сведений по местным обычаям мы вынуждены ограничиваться догмами т. наз. классического индийского П., запечатленными в Артхашастре и дхарма-шастрах. В традиционной классификации предметов судебного разбирательства особое место принадлежит семейно-брачному и наследственному П. Их значимость определяется тем, что получение наследства тесно связано с осн. религ. обязанностями домохозяина по поддержанию семейного культа. Брак часто заключался с условием уплаты брачного выкупа (шулка), однако в ортодоксальных семьях было принято за девушкой давать приданое. Имуществом семьи распоряжался старший мужчина, и оно переходило по мужской линии, к сыновьям. Дочери могли претендовать лишь на средства, необходимые для выдачи их замуж. Замужняя женщина имела собственное имущество (стридхана), состоявшее гл. обр. из свадебных даров и приданого. При обычных обстоятельствах муж не имел права распоряжаться стридханой. Так как целью брака считалось рождение детей, мужу предоставлялось право иметь несколько жен. Однако положение гл. супруги сохранялось в том случае, если она родила мужу наследника. В древности имела распространение практика нийоги — "поручения" жене родить сына-наследника (обычно от сородича), если сам муж оказывался неспособен иметь родных детей. Нередки были также случаи усыновления. Жена могла добиться расторжения брака, если муж был неспособен к супружеской жизни. Однако и развод, и повторное замужество вдов решительно порицались и постепенно выходили из употребления в ортодоксальных семьях. Раздел семейного имущества происходил обычно после смерти отца семейства. Институт завещания индийскому П. неизвестен. Более того, если отец делил имущество при жизни, он был не вправе кого-либо обделить или лишить наследственной доли. Старший из братьев получал преимущественную долю, ибо на него возлагалась ответственность за поддержание культа предков (шраддха). После смерти отца сыновья часто продолжали вести общее хозяйство, не деля имущество или соединив свои доли после формального раздела. Большое место в шастрах занимает также изложение долгового П., ибо именно в этой связи говорится о судебной процедуре, требованиях, предъявляемых к свидетелям, и т. п. Обязанность уплаты долгов лежала на самом должнике, его наследниках и поручителях. Обычный рост устанавливался в 1 1/4 процента суммы долга в месяц. Однако бывали и более высокие ставки в зависимости от степени риска, цели займа и т. п. Обеспечением долга мог служить залог — ив том случае, если залог использовался, долг обычно считался беспроцентным. В кач-ве залога могли фигурировать движимое и недвижимое имущество, в т. ч. и люди. Осн. правила, касавшиеся сохранности и своевременного возвращения заложенных вещей, распространялись также на вклады, сырье, переданное ремесленнику для обработки, и т. п. Наемный труд регулировался теми же условиями, что и аренда любой собственности. Как особые отношения займа рассматривалось и приглашение жрецов для совершения ритуала. В связи с поземельными спорами рассматривается в шастрах проблема собственности. Титул собственности, доказывающий законные пути ее приобретения, определял неоспоримые права собственника. Однако по отношению к земельным владениям приходилось учитывать еще два обстоятельства: преимущественное право соседей — членов той же общины на отчуждаемый участок и необходимость обработки полей. Поле, остававшееся необработанным, через несколько лет становилось ничейной землей, принадлежащей только царю как владыке на всей территории гос-ва. Давностное П. пользования в отношении движимого имущества определялось обычно в 10 лет, для земли устанавливались более длительные сроки. В уголовном П. следует отметить принцип четкой градации наказаний за оскорбление в зависимости от сословно-кастового положения потерпевшего и обидчика.
ПРАДАКШИНА — ритуальный обход вокруг святыни, почитаемого человека или статуи божества "слева направо", "по ходу солнца", или, как мы теперь говорим, "по часовой стрелке". При таком обходе правое плечо обращено к объекту почитания. Противоположностью П. является апасавья левосторонний обход, совершаемый "против солнца"; он использовался в заупокойных обрядах (шраддха) и в актах вредоносной (в части., воинской) магии. И П., и апасавья имеют аналогии в обрядности др. индоевропейских народов (напр., славян, кельтов).
ПРАДЖАПАТИ (Владыка порождений) — первоначально, по-видимому, божество, связанное с деторождением и конкретно — с зачатием, а также с соответствующим вариантом мифологич. космогонии (как бог, породивший мир от своего семени). Начиная с поздних гимнов "Ригведы", космогоническая функция П. осмысливается уже в более абстрактных, философских терминах. В брахманах П. — гл. бог и отец всех богов, породивший вселенную уже не плотски, а духовным усилием или посредством жертвоприношения. Он сливается с др. богами-творцами (Вшивакарман, Дхатар). В упанишадах П. приобретает черты универсального безличного принципа, Абсолюта (связь образа П. с религ.-философским понятием Брахман намечена уже в "Атхарваведе"). Начиная с сутр, П. отождествляется с Брахмой, и затем, в эпосе и в др. индуистских памятниках, "П." становится эпитетом или одним из имен этого бога.
ПРАЗДНИКИ в индуизме — это прежде всего религиозно-магические акции, совершаемые коллективно и индивидуально; идеологии, их основанием являются мифы и легенды различного историч. корня и стадиального уровня. Многие П., будучи посвящены различным божествам индуистского пантеона, оказываются также связаны с древнейшими магич. культами природы, плодородия, календарно-хозяйственными циклами и т. п.; поэтому они являются "многослойными" с т. зр. и мифологической и обрядовой. Исчисление П. ведется преимущественно по лунному календарю. Обрядовые их формы весьма разнообразны: это домашние и храмовые богослужения, торжественные шествия, театрализованные действа, включающие музыку, танцы, пение, и нек-рые др., в т. ч. экстатические. Общий смысл П. приобщение верующих к благости сверхчувственных сфер и сил, умилостивленных людским религиозным служением, обретение благоприятного их влияния и, нередко, морально-нравственных заслуг. П. являются также великолепным объектом для приложения художеств, способностей в разного рода искусствах и ремеслах, т. к. они требуют соответствующего эстетического оформления и высокого исполнительского мастерства. Число П. в индуистском календаре очень велико (в части., см. Дасера, Понгалъ, Онам, Наваратри, Нагапанчами и др.). Возможна классификация П. как общеиндийских, регионально-локальных, этнических, сектантских и кастово-семейных.
ПРАКРИТИ — в санкхье первоматерия в смысле, очень близком аристотелевскому; вечное (наряду с духом) и неоформленное начало, разворачивающееся в ходе своей эволюции в мир психических способностей, живых индивидуальных существ и неодушевленных предметов.
ПРАКРИТЫ (от "пракрита" — производный [от санскрита] или природный) — индо-арийские языки древности и раннего средневековья. В традиц. индийском понимании это языки, производные от санскрита и описываемые в терминах отклонений от него, применявшиеся в художественной лит-ре, особенно поэзии и драме, в II—VII вв. н. э. Гл. П. — шаурасёни, магадхи, махараштри (поэтический пракрит). В индологии понимание шире, а именно как название стадии развития индо-арийских языков, промежуточной между санскритом и новоиндийскими языками, т. е. от V в. до н. э. до X в. н. э.; так называют тогда и язык пали буддийского тхеравадинского и ардхамагадхи джайнского канонов, а также поздние (VIII—XI вв.) апабхрамша, на к-рых сохранились нек-рые тексты махасиддхов. Культурное значение текстов на П., сравнительно с санскритскими, незначительно.
ПРАЛАЯ — периодически уничтожающая вселенную космическая катастрофа, вызываемая, согласно эпосу, целым комплексом последовательно действующих природных факторов (засуха, пожар, ураган, ливень, наводнение); знаменует кару за попрание людьми универсального закона — дхармы и одновременно очищение мира водами потопа перед возрождением вселенной и началом Крита-юги — Золотого века.
ПРАНА — жизненосная тонкая энергия в теле, не тождественная чисто физической силе. Может при нек-ром навыке непосредственно ощущаться. Тесно связана с процессами дыхания; управление П. достигается гл. обр. дыхательными упражнениями (пранаяма), сопровождаемыми часто визуализацией. Представление о-П. восходит к упанишадам. В йоге, особенно в хатха-йоге и тантре, считается, что в теле обычного человека непременно имеются многочисл. искажения потоков П. и закупорки каналов, по к-рым она течет, и предлагаются методы исправления. Правильный и совершенный ток П. важен для прогресса в йоге, иначе неизбежны болезни. Есть 5 видов П.: передне-верхне-вбирающая, нижне-извергающая, восходящая, центробежная и центростремительная. Между движениями П. и психическими состояниями имеется тесная связь. Пространство в физическом теле и непосредственном его окружении, организованное токами П. и центрами — пересечениями их, называется в веданте "оболочкой [Атмана] из праны".
ПРАНАЯМА — контроль над дыханием; четвертое звено восьмизвенной йоги Патанджали. Букв, означает растяжение дыхания, и действительно, регуляция дыхания в П. гл. обр. сводится к его замедлению и к увеличению интервалов между его фазами (т. е. к продлению задержек дыхания). Наряду с др. звеном древней йоги Патанджали — асаной, П. лежит в основе поздней системы хатха-йоги. Главной целью П. является посредством регуляции дыхания установить контроль над тесно с ним связанным потоком сознания. Побочным следствием П. может быть, согласно традиционным представлениям, исцеление астмы, кашля, икоты, головных болей и др. болезней, а также общее омоложение всего организма, вплоть до достижения бессмертия. Авторитетные тексты призывают практикующих П. к предельной осторожности, подчеркивая опасность этой практики. Так, "Хатха-йога-прадипика" (II. 15) сравнивает ее с приручением дикого слона, льва или тигра: если не действовать постепенно, шаг за шагом, то дрессировщик может поплатиться жизнью.
ПРАННАТХ (1618—1694) — мыслитель и религ. реформатор, основатель секты "праннатхи" или "дхами", члены к-рой, представители индуизма, ислама и иных религий, отрицают конфессиональную рознь и кастовые различия. Автор религ.-философской лирики на синдхи, гуджарати и хинди, а также трактатов "Каямат-нама" ("Книга предопределения") и "Кульзум-и-Ша-риф" ("Море достоинства"), в к-рых на основании сравнит, анализа догматов индуизма, ислама, христ-ва и иудаизма пришел к выводу о равной истинности и изначальной сходности всех религий. Обличал религ. рознь, проповедовал приход мессии, к-рый должен отменить законы дхармы и шариата и установить царство справедливости. Преследуемый, бежал в Бунделкханд, где стал духовным наставником махараджи Чхатрасала, возглавлявшего вооруженную борьбу против могольского господства.
ПРАСАДА (букв, доброта, милость, дар) — в культовом контексте индуизма подношение, жертва; а также специфически та часть жертвоприношения (чаще всего в виде фруктов и сластей), к-рая возвращается верующим после исполнения жрецом всех положенных богослужением действий, молений и заклинаний как символ божественной благодати и затем распределяется между присутствующими. Нек-рые кусочки припасаются и для отсутствующих родственников и друзей, дабы приобщить их к свершившемуся магико-ритуальному акту общения с богом.
ПРАХЛАДА — в послеведийской мифологии — сын царя демонов Хираньякашипу, враждовавший с Индрой. Преданный почитатель Вишну, П. стойко выдерживает гонения со стороны своего отца, пока Вишну не приходит к нему на помощь в образе человеко-льва (Нарасимха) и не убивает царя демонов.
ПРАШАСТАПАДА (ок. V в. н. э.) — крупнейший философ школы вайшешика, автор трактата "Падартхадхармасанг-раха" ("Компендиум свойств, предицируемых предметам, которые называются словами"). Дополнил перечень качеств вайшешики с 17 в исходных сутрах до окончательных 24; расклассифицировал типы восприятия, виды содержательных психических событий с т. зр. вайшешики, развил атомистическую теорию и пр. Существенны достижения в логике: впервые в индуистской философии ввел т. наз. "трехчленный канон силлогизма", т. е. строгие правила корректного умозаключения (почти одновременно с буддистским философом Дигнагой). Имеется 4 главных комментария на его труд, самым популярным из них остается труд Шридхары.
ПРАЯГА — см. Аллахабад.
ПРЕДКОВ КУЛЬТ — один из древнейших и исторически важных культов, к-рый в том или ином виде существует у различных народов Южной Азии. П. к. в этом регионе освящен и мифологической и классич. литературной традицией. Обожествленные души предков называются питри, питар. Терминами "питри-титхи" (то же "питра-титхи") или "питри-дина" называется день полнолуния (в др. системах и новолуния), когда считается особенно уместным приносить жертвы предкам, в т. ч. совершать питри-тарпан — особый обряд жертвоприношения воды. Считается, что питар произошли от риши; от "питар" — боги и демоны; от богов — животные и растения. С П. к. связаны погребальные обряды и обряды поминовения усопших (шраддха), к-рые совершаются в годовщину смерти умерших родственников, прежде всего родителей. Предкам посвящена вторая темная — половина лунного месяца, иногда называемая "питри" ("питра-пакша"). У нек-рых народов поклонение предкам включается в обрядовую программу праздника дивали. Большинство индусов особо чтут новолуние ашвина (сент.—окт.) как день поминовения покойных членов семьи и ее предков. В дни поминовения предков соблюдается ряд табу (напр., мужчинами — на бритье). Существуют нек-рые различия в проявленных формах почитания предков и умерших у разных народов, особенно в этнической периферии. П. к. отчасти коррелирует с анимистич. и тотемистич. воззрениями. См. Питри, Питрилока, Питрияна.
ПРЕТА — в ведийской традиции: дух усопшего, к-рому с помощью обряда экоддишта необходимо придать новое тело, дабы он мог присоединиться к сонму блаженствующих в царстве Ямы божественных "отцов" (питри). В случае, если экоддишта не совершалась, П. оставался бесприютным, бестелесным духом. Позднее в индуизме П. понимается как враждебный людям дух или бес, родственный бхутам, пишачам и ракшасам и странствующий по земле, либо как душа грешника, претерпевающая мучения в том или ином из многочисл. мифологических адов.
ПРЕТАЛОКА в индуистской космографии — подвластный богу Яме подземный "мир претов" — злых духов, связанных со смертью и опасных для человека.
ПРИТХИВИ (Земля) — богиня Земли, в 'Ригведе" упоминается обычно в неразрывной связи с Дьяусом, Небом. Почитается как мать богов и всех живых существ. Нередко выступает в зооморфном образе коровы. Фигурирует в эпосе как мать Ситы, героини "Рамаяны". В пуринах именуется дочерью мифич. царя Притху.
ПУДЖА — осн. форма почитания богов в индуизме, сменившая ведийское жертвоприношение (яджна), П. совершается обычно перед освященным изображением бога (к-рый почитается в нем обитающим), заключается в приношении воды для омовения ног, цветов и бетеля; утром бога пробуждают музыкой, звоном колокольчиков, дуя в раковины, почитают его цветами, благовониями, раскачиванием светильников, приношениями риса и плодов (предполагается, что бог вкушает долю, остальное жертвуется бедным). При больших святилищах бога развлекают плясками храмовые танцовщицы (дэвадаси); в праздничные дни изображение его возят нередко на колеснице по улицам (ратха-ятра). Кровавые жертвоприношения животных почти полностью исчезают в вишнуизме, но сохраняются (в упрощенной форме) в нек-рых шиваитских сектах и у почитателей Дурги. Казнь преступников нередко мыслится как человеческое жертвоприношение.
ПУДЖАРИ — тот, кто исполняет весь набор действий, заклинаний и молитв, составляющих богослужение (см. пуджа); чаще всего П. принадлежат к касте брахманов. П. исполняют свои обязанности в храме, а также по приглашению в домах верующих.
ПУНА (ПУНЕ) — город в Махараштре, один из центров индуизма и индусской учености. Расположен на плоскогорье Декан к востоку от Бомбея (192 км). В наст. вр. — второй по значению город Махараштры с более чем двумя миллионами жителей, множеством предприятий, учебных заведений. П. — город с преимущественно маратхским индусским населением, хотя сюда приезжают на учебу и индусы из др. штатов. Всемирную известность имеет Ин-т санскритских исследований им. Бхандаркара. Считается, что лишь здесь да в Каши можно научиться говорить на санскрите. В П. немало известных индусских храмов — центров паломничества верующих. Наиб. известен храм Парвати, расположенный на окраине города. Богиня считается покровительницей неприкасаемой касты махаров, хотя их, так же как неиндусов, в храм до недавнего времени не допускали. Скальный храм Панчалешвар мандир (VIII в. н. э.) в П., современник храмов в Эллоре, привлекает туристов больше, чем паломников. Многие индийцы посещают мемориал "Отца нации" Махатмы Ганди в П. в здании бывшего дворца Ага Хана, где Ганди с женой находился в заключении в годы борьбы за независимость Индии. Здесь жена М. К. Ганди Кастурбаи умерла, и здесь находится ее мемориал. В 1934 в П. был подписан знаменитый пакт между Ганди и лидером неприкасаемых Б. Р. Амбедкаром, согласно к-рому неприкасаемые отказывались от ряда преимуществ отдельного представительства в законодательных органах колониальной Индии, но признавались полноправными индусами. После подписания Пунского пакта Ганди начал активную кампанию за допуск неприкасаемых в индусские храмы, поддержанную ИНК и всеми прогрессивно мыслящими индийцами. Однако, будучи местом, где зародилось движение за допуск неприкасаемых в храмы, город П. оставался и остается оплотом высококастовых индусов. Здесь было совершено (неудачное) покушение на М. К. Ганди, здесь находился центр заговора, закончившегося убийством Махатмы Ганди в 1948. В П. активно действуют орг-ции индусских коммуналистов Раштрия сваям севак сангх и Шив сена. Многочисл. европейских и американских туристов, а также лиц, увлеченных учением гуру Раджниша, этот город привлекает его ашрамом.
ПУРАНЫ (букв. древние предания) — класс свящ. текстов индуизма, по времени своего создания более поздних, чем эпические поэмы (см. итихаса). Первонач. представляли, по-видимому, особый жанр устной поэзии — мифологич., космологич. и историко-генеалогич. содержания. Письменное оформление П. имело место в основном в I тыс. н. э., хотя отдельные их части могут быть как более поздними (1-я пол. II тыс. н. э.), так и более ранними (первые века до н. э.) по происхождению. Основных П. насчитывается 18, из них наиб, значительны по своему содержанию Вишну-, Ваю-, Матсья- (эти три считаются также и древнейшими), Бхагавата-, Маркандея— и Агни-пураны. Одни П. являются шиваитскими (Шива, Линга, Сканда, Ваю, Агни, Матсья, Курма), другие — вишнуитскими (Вишну, Бхагавата, Нарадия, Гаруда, Падма, Вараха). Известно также несколько десятков "малых пуран" (упа-пурана). Традиция считает обязат. для всякой П. пять тематических рубрик (панча-лакшана): космогония; описание гибели мира и нового творения; генеалогия богов и риши; периоды различных Ману (матантары); и, наконец, родословия и легендарная история важнейших царских династий. Этот набор выдерживался полностью далеко не всегда. В П. содержится также разнообразный повествовательный материал: мифы (большинство индуистских мифов известно именно из П.), сказки (в Агни-пурану, напр., включен целый сказочный сборник "Двадцать пять рассказов Веталы"). Иногда включаются в их состав и специальные трактаты по разл. отраслям традиционной науки. Значит, место в содержании П. отводится ритуальным предписаниям, а также подробному описанию маршрутов и объектов паломничества. Для историков особый интерес имеют списки царей разл. династий с указанием продолжительности правления (иногда эти списки даны как пророчества о будущем, возвещеннные мудрецами древности); установлено, что в этих списках содержится немало достоверных сведений. Разновидностью П. являются стхала-пураны (местные пураны), посвященные истории свящ. мест, в частн., храмов. Такие П. обычно насыщены местным мифологич. и фольклорным материалом. Часто бытуют в двух языковых вариантах — на санскрите и на местном языке.
ПУРАШЧАРАНА — сложный и длительный тантрийский ритуал, предваряющий работу адепта с мантрой, полученной во время посвящения, и подготавливающий к ней. Только после его совершения дремлющая энергия мантры (мантравирья) может быть пробуждена и направлена на духовное совершенствование адепта. Обсуждению деталей ритуала посвящено несколько объемистых сочинений, напр. "Пурашчарана-дипика" Чандрасекхара (1590).
ПУРИ — город, расположенный на берегу Бенгальского залива в штате Орисса. Крупнейший центр паломничества индуистов. Прославлен грандиозным храмовым комплексом Джаганнатха, основанным в XII в. Примыкающая к нему прибрежная территория считается священной на расстоянии не менее 16 км. В П. находится множество индуистских храмов и монастырей-матхов, в т. ч. связанных с именами известных философов (Рамануджи, Мадхвы, Нимбарки), поэтов (Джаядэвы, Мирабаи, Кабира), духовных учителей (Валлабхи, Гуру Нанака, Чайтанъи) и др. Кришна Чайтанья долгое время жил в П. и здесь же, как рассказывают легенды, приблизившись к Джаганнатху, растворился в нем. В П. находится монастырь, основанный Шанкарой, одна из резиденций индуистских шанкарачарий. Центральное событие религ. жизни П. ратха-ятра, праздник колесниц Джаганнатха, его брата Балабхадры и сестры Субхадры, длящийся 9 дней и собирающий громадные толпы народа.
ПУРОХИТА — родовой жрец. Первонач. жрец, обеспечивавший обрядами благополучие и победу племени в войне, позднее — царский жрец, обычно пользовавшийся большим влиянием во дворце. Впоследствии П. может означать жреца семьи или группы семей.
ПУРУША (Человек) — в "Ригведе" — имя первозданного гиганта, принесенного в жертву богами, сотворившими вселенную из его расчлененного тела. В поздневедийской лит-ре П. отождествляется с Праджапати, богом-творцом. В упанишадах слово "П." приобретает значение индивидуальной души, в дальнейшем, в эпосе, нередко отождествляется с понятием Атмана или Брахмана. В системе классич. философской школы санкхья П. — духовный принцип, противопоставляемый пракрити, материи, мужское (пассивное) начало, существование к-рого есть необходимое условие для активности женского, материального; санкхья признает множественность П., душ. Содержание понятия "П.", однако, весьма противоречиво толкуется в индуистской философской лит-ре.
ПУРУШАМЕДХА (человеческое жертвоприношение) — описывается в "Яджурведе"; речь идет явно о символическом обряде, в к-ром отражается, однако, архаическая стадия, когда действительно совершались такие жертвоприношения. Текст предписывает "принести в жертву" 184 человека различных типов, сословий и каст.
ПУШАН — древнее солярное божество Вед, покровитель скота и путей, обеспечивающий их безопасность. Носит стрекало, его колесницу влекут козы. В послеведийской мифологии заметной роли не играет; включается в группу Адитья.
ПУШКАР — город и озеро в 11 км от Аджмера (штат Раджастхан), центр паломничества индусов. П. известен своими гхатами и храмами, однако храмы эти — не древние: они построены в осн. в XVII—XVIII вв. Более древние храмы были разрушены по приказу Могольского падишаха Аурангзеба. Среди храмов П. наиб, известен храм Брахмы, вероятно, единственный или один из немногих в Индии. Считается, что Брахма сам определил место для постройки своего святилища. Примечателен также храм Рангджи мандир, посвященный Кришне
ПУШПАКА — чудесная колесница бога Куберы, двигавшаяся по воздуху по воле владельца; была отобрана у бога его сводным братом Раваной, царем демонов, и возвращена Рамой, к-рый после победы над Раваной вернулся на ней в свое царство.
ПУШТИ-МАРГ (букв. путь поддержки) — кришнаитская секта, основанная одним из крупнейших проповедников, бхакти Валлабхачарьей (1478—1531), в Брадже — районе близ г. Матхура, священном для всех кришнаитов месте, где прошли детские и юношеские годы Кришны. Центром секты, ее гл. духовной святыней является заложенный Валлабхачарьей в 1499 в Брадже храм Шри Натхджи, ставший одним из важнейших очагов ср.-век. культуры. Именно при этом храме сложился знаменитый союз "Аштачхап" — сообщество восьми поэтов-кришнаитов, среди к-рых особенно знаменит Сурдас. Члены союза сочиняли и исполняли в храме свои произведения — гимны, молитвы, песни о Кришне, мистерии. Окончательно секта сложилась при Виттхальнатхе, сыне Валлабхачарьи, к-рый получил от могольских падишахов ряд привилегий и даже право суда. Отделения (бейт-хаки) секты разбросаны по всему району Брадж (в местах, связанных с жизненной историей Кришны), а также в др. местах; современный глава секты живет в Бомбее. Ежегодно при огромном стечении паломников и гостей со всей Индии в Брадже проводятся праздники, посвященные Кришне; в храмах секты каждодневный ритуал проходит в том же порядке, как было при основателях. Секта внесла большой вклад в развитие идей бхакти и особенно — в литературное и музыкальное наследие индийского средневековья.
|