Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм Главная
Учение о хаумаи Печать
Оглавление
Учение о хаумаи
Страница 2

Учение о хаумаи



Учение о хаумаи, то есть эгоизме, является од­ним из самых главных в сикхской философской док­трине. Гуру Нанак словом «хаумаи» называл то со­стояние эгоцентричной сосредоточенности на себе, сочетанной с гордыней и греховностью, которое его беспокоило в людях. Слово это, по-видимому, обра­зовано как абстрактное существительное от слова «мы». Местоимение «мы» в североиндийских язы­ках употребляется также в качестве местоимения первого лица единственного числа (вместо «я») для уважительного или, напротив, уничижительного на­зывания себя, не без рисовки, перед другими людь­ми. Хаумаи — чувство чрезмерного внимания к се­бе, природная человеку отделенность от Бога, кото­рую должен преодолеть ищущий спасения человек. Оставаясь нескорректированной, эта наклонность к эгоцентризму, гордыне и греху производит карму, ведущую к бесконечным перерождениям.

Эгоистическое состояние сознания человека — именно то, в каком человек пребывает практически всегда, это обычное состояние сознания человека. Гуру говорят, что хаумаи — это глубокое состояние, сродни болезни; оно мешает человеку приобщиться к Богу- «Как туча, хаумаи закрывает Бога от нашего взора. Когда человек относится к своему сыну, свое­му дому, своему богатству как к части себя самого, он проявляет хаумаи, так как в действительности он не владеет ничем. Он не владеет даже собой и еще менее своими сыновьями, домами и богатствами».

Сикхизм учит, что хаумаи — это естественное биологическое «я» человека и его психики. Оно на­правляет деятельность всех его органов и систем. Для собственного выживания и существования че­ловек снабжен многими органами и способностями, включая мышление, и все они направлены на него самого и подчинены его индивидуальности, его «я». Естественность чувства хаумаи объясняется сикх­скими учителями в следующем сравнении. Точно так, как печень или желудок
не могут переварить
пищу для другого человека, похожим образом наша мыслительная система, интеллект или разум не мо­гут быть не-эгоистичнымн, не на себе скокцентрированными, не подчиненными собственному «я». Это органичное состояние человека. В результате чело­век от природы неспособен обратить внимание на интересы других людей.
Гуру называли такого сосредоточенного на себе человека манмукх, буквально «повернутый лицом к (своей) душе, а Второй полюс, идеальный человек, находящийся на самом высоком уровне развития со­знания и уже постигший Божественное, называется гурмукх, буквально: «повернутый лицом к гуру (Бо­гу)». В естественном состоянии человека его собст­венная воля и животные наклонности преобладают. Эгоистическое состояние сознания человека хаумаи является причиной всех проблем, с которыми чело­век сталкивается, и всех ограничений в его возмож­ностях. Путь сикхизма в определенном смысле — это путь преобразования манмукха в гурмукха, путь преодоления хаумаи и обретения видения Божест­венного.

Сикхизм учит, что в течение эволюции жизни хаумаи был нужен как охранитель безопасности от­дельного человека, залог его благополучия и разви­тия. Сосредоточенность на собственных интересах, на собственных успехах помогала человеку бороться с окружающей средой. Но то, что было нужно для выживания человека в природе, стало со временем самой большой бедой человека в его жизни в обще­стве. Борьба с условиями выживания и против дру­гих видов живых существ выиграна, а человек до сих пор не умеет общаться с подобными себе, он с ними беспомощен и не подготовлен, если не агресси­вен. Хаумаи стал огромной проблемой человека и мешает прогрессу общественной жизни. Сикхизм учит, что в этом кроется главная причина конфликтов между людьми, между человеком и обществом, между разными народами. И даже если альтруистические тенденции развились в человеке как результат культурного развития — этот успех все равно поверхностный. Безусловный, естественный альтру­изм по природе человека, физической и психиче­ской, невозможен — человек эгоцентричен. Когда борьба за существование становится острой, на пер­вый план опять выступает природная сконцентриро­ванность на себе. И это снова ведет к конфликтам между людьми. Гуру Налак сказал о погруженных
в хаумаи лю­дях так:

Бесчисленны незрячие глупцы, погрязшие в недомыс­лии;
Бесчисленны живущие воровством и нечестностью;
Бесчисленны тираны, правящие грубой силой;
Бесчисленны жестокие головорезы и убийцы;
Бесчисленны те, кто снова и снова вращается в колесе рождений в своем неведении;
Бесчисленны осквернившиеся и живущие в разврате;
Бесчисленны клеветники, несущие на своих головах груз своих грехов.
Грешник Нанак так перечисляет совершающих грехи,
Я, который недостоин даже однажды быть принесен­ным в жертву Тебе.
Все, что Ты желаешь, — хорошо, о Не Имеющий Формы, пребывающий в мире.

Сикхские гуру учат, что эгоизм хаумаи есть та разделительная стена, которая отделяет индивиду­альную душу от Вселенской, а цель и результат че­ловеческой жизни состоят в преодолении этой сте­ны. Они разъясняют, что пребывающий в состоянии хаумаи человек имеет три ограничения своих воз­можностей, он не знает трех важных вещей. Во-пер­вых, он сам и его сознание отделено от Высшего Разума, источника всех добродетелей и качеств: он забывает о Нааме. Во-вторых, такой человек не ду­мает, что все люди и живые существа родные бра­тья — как создания Бога. В-третьих, эгоистическое сознание работает механически, предопределенно, оно не созидательно и не свободно. Гуру Нанак го­ворил: «Наам и хаумаи противоположны друг другу. Они не могут сосуществовать». Путь к нравственно­му совершенствованию и достижениям лежит в по­беде над своим эгоизмом. Сикхизм учит, что сосре­доточенность на себе должна быть замещена сосре­доточенностью на Боге. Главный вопрос для сикха, таким образом, состоит в том, как сбросить с себя эгоизм и преобразовать свое ограниченное состоя­ние в высшее духовное состояние, когда сознание становится свободным и спонтанно альтруистиче­ским, то есть в Божественное сознание.

Дальнейший прогресс осознавшего это человека зависит от его собственных действий. Средство из­вестно: человек должен развивать свое сознание и стремиться связать его с Божественным Разумом, с Богом, с Наамом, чтобы привести себя в состояние гармонии и резонанса с Богом. Один из способов настроить себя на нужную волну состоит в том, что­бы медитировать о Боге, о Нааме. Путь спасения называется поэтому Наам Марг.

Именно в этом объяснении и в предложенном пути находится корень религиозной системы и куль­товой практики сикхизма.


Гуру настроены отнюдь не пессимистично в от­ношении мира и даже в отношении эгоистического состояния умов и душ. Они настаивают на том, что человек не только может преодолеть свой эгоцент­ризм, но и что ему предопределено делать это. Всё их послание человеку направлено на решение этой задачи. Они стремятся вооружить человека знаниями о том, как

можно подняться на более высокий уровень духовного развития, чем тот, где он стоит сейчас. Гуру говорят, что в мире идет постоянный процесс развития, преобразования и прогресса; это закон Бога. И прогресс от эгоистичного манмукха к совершенному гурмукху не только возможен, это соответствует цели Бога, которую Он имел в виду, создавая человека как мыслящий организм. Долгое время в природе шло развитие от мелких организ­мов к животным и наконец к животному-человеку с его еле наметившимся чувством отличать себя от других и смотреть внутрь себя. «Несколько рожде­ний ты был простым червем, несколько рождений провел в качестве насекомого, еще несколько был рыбой или зверем», — гласит одно из разъяснений гуру Нанака. «Через целые сроки ты получил слав­ную возможность родиться человеком», и «Бог снаб­дил тебя светом разума, самосознания и мудрос­ти. О человек, ты высшее из творений Бога, и те­перь у тебя есть возможность — выполнить или не выполнить свое предназначение», — добавляет гуру Арджун.




 
« Пред.   След. »