Сикхизм отрицает физический уход от забот и проблем мира для самосовершенствования путем отшельничества и аскезы. По-настоящему духовная жизнь, как учит сикхизм, основывается на принятии идеи, что Бог — наш отец и все люди братья, и в практической деятельности, реализующей понимание этих взаимоотношений.
Сикхские гуру объясняют, что преобразование
манмукха в
гурмукха происходит по пяти направлениям.
1) Деятельный настрой. О степени духовности человека дают представление только его поступки, их характер и мотивы.
2) Выше, чем правда, стоит праведная жизнь. Гуру учат не просто знать истину, а жить по ней.
3) Выполнять волю Бога. Когда человек установил контакт с Богом и теперь может знать и знает Его волю, он должен ее выполнять. Гуру призывают стремиться к этому идеалу не как к предку развития как таковому. Они учат, что благословенное состояние слияния с Богом позволяет человеку стать инструментом Бога, деятелем, способным изменять мир, то есть
гурмукхом.
4) Человек, который от
хаумаи приходит к сознанию Божественного предназначения, осуществляет это путем осуществления добродетелей.
5) Идеал сикхского пути - быть гармонично соединенным с
Наамом, находиться с ним в согласии. Из этого осознания человеком собственной связи с Богом вытекает понимание им своей доли ответственности за состояние дел и мире и обществе, за созидательное и добродетельное развитие мира. Такую позицию сикхизм рассматривает как основу активной деятельной жизни.
Именно на стадии
гурмукха находятся сикхские гуру. Бхаи Гурдас определенно называет гуру Нанака
гурмукхом. Сикхизм учит, что как своеобразный помощник и инструмент Бога
гурмукх обнаруживает те же качества, которыми обладает Бог. Он характеризуется всеми добродетелями, он выполняет Его волю, он служит Богу и людям, принимает активное участие ио всех сторонах жизни, трудится для всех и ради всех, не признавая компромиссов. Он стремится учить тому, что сам знает о жизни, чтобы и все остальные люди стали сконцентрированными из Боге. Гуру Гобинд Сингх описывал себя как слугу Бога.
Во всех вариантах индийской традиции «гуру» - самый обычный термин для духовного наставника или учителя. Почти все течения индуизма признают потребность в наставнике, гуру или святом человеке на пути к спасению. Но сикхизм возвел этот образ в один из столпов своего вероучения. Гуру Нанак подчеркивал, что благословенное общение с Богом может быть достигнуто только с помощью гуру. Настоящий гуру знает Высшую Сущность и несет свет людям своим словом. Важна не личность гуру, важно его слово. Если верующий следует тому, что говорит слово, то определенно гуру спасет его. Именно поэтому гуру Гобинд Сингх оставил после себя Ади Грантх в качестве гуру. Книга-гуру теперь всегда рядом со всеми последователями сикхизма.
В отношении гуру у индийцев вообще и у сикхов в частности существует представление, что, когда человек внутренне готов к следованию наставлениям гуру, гуру обязательно к нему придет. Общение с гуру для верующего — источник вдохновения и средство на пути спасения. В сикхизме популярен образ:
«Гуру — это перекидной мост, лодочка, плот, посредством которого человек достигает Бога. Гуру — это озеро, океан, священный гхат для паломничества, река, и если это доставит Тебе, о Боже, удовольствие, то я очищу себя, совершая омовение в водах этого Озера Правды». Гуру с любовью заботится о своем ученике и наставляет его так, как это делает отец, когда он присматривает за своими детьми и воспитывает их. Он не обращает внимания на ошибки и глупости своих детей, но спокойно, убеждением и постоянным вниманием помогает им, убирая замеченные недостатки. Так и гуру вводит сикхов в понимание Бога.
Сикхские теологи говорят, что одна из самых важных и в то же время самых трудных для понимания идей сикхизма — именно вопрос о личности гуру. Сикхские традиционалисты считают, что знаменитое выражение гуру Арджуна: «Знайте, что Бог и гуру — одно и то же», надо понимать как совет употреблять эти понятия в качестве абсолютных синонимов, особенно когда речь идет о цитатах из Ади Грантх. Гуру постоянно ассоциируется в сикхизме с Наамом и Словом. Развивая это представление и понимая связанную с ним вероятность своего обожествления, сикхские гуру заботились о том, чтобы предотвратить личное их почитание. Гуру Гобинд Сингх говорил:
«Истинный гуру — это Бог. Не верьте, что он пребывает в образе человека».
В практическом преломлении сикхская религия выглядит как строгая нравственная проповедь, направленная на создание общества идеальных людей путем воспитания добродетельного характера каждого отдельного человека. Гуру Нанак говорил:
«Преданность Богу не может существовать без добродетели. Так же, как молоко нельзя налить в грязную чашку так, чтобы оно не прокисло, точно так же Божественное не может обитать в нечистом сердце». На пути к этой своей цели сикхское вероучение преодолевало многие глубоко укоренившиеся в общественном сознании мировоззренческие представления и религиозные обычаи. Так, например, до проповеди гуру Нанака в Индии не считалось, что «обязанности домохозяина могут вести к высшим уровням духовного совершенствования. Поэтому те, кто хотел достичь высот духовности и приближения к Божественному, отказывались от мира и становились отшельниками-саньяси. Напротив, все сикхские гуру, за исключением восьмого, который умер в раннем возрасте, вели жизнь семейных людей. До последних дней они трудились, зарабатывая свой хлеб и занимаясь самыми простыми житейскими делами, и одновременно выполняли свою учительскую миссию. И своим примером учили сикхов.
Сикхизм отвергает путь ухода из мира
тьяга или аскетизма
йога. Он придает особое значение образу жизни домохозяина,
граста (грихастха). граста, однако, не должен слишком уж привязываться к своим владениям и имуществу, но должен выполнять служение обществу —
сева, участвовать в совместных молитвенных чтениях киртан и общаться со святыми людьми
сатсанг. Гуру учат, что домашняя обстановка — это та школа, где человек учится преобразовывать любовь к себе в служение другим людям. В семье, где необходимо быть абсолютно честным, под влиянием родных людей и в общении с ними характер человека развивается в хорошую сторону. Л аскетическую жизнь
саньяс при желании тоже можно вести в обычной семейной жизни. Для этого, советует гуру Гобинд Сингх,
«не переедай и не спи слишком много. Воздержанность и умеренность продлевают жизнь. Учись любить, прощать и быть добрым. Веди себя воздержанно, не позволяй пяти грехам овладеть тобою. Считай себя смиренным искателем истины. Оставайся в мире непривязанным к тому, что в нем есть».
Широко распространенное в индийских учениях представление, что жизнь есть страдание, сикхизм заменяет учением о том, что мир полон духовного значения. Праведная жизнь для сикха — это жизнь в обществе. Идеал — достичь святости как член общества, быть
«как лотос в воде», держать прекрасный цветок своей души высоко над водой, в которой он родился и в которой питаются его корни.
(Не уверены, что вместо «вода» здесь не должно быть "грязь" — метафорический образ «лотоса, растущего из грязи», широко распространен в индийских философских текстах.) От своих мирских обязанностей человек никогда не должен отказываться. Не должен истинный отшельник от мира ходить в оранжевых одеждах или вовсе без оных от дома к дому, выпрашивая милостыню, как это делают порицаемые сикхами аскеты, забыв свою семью и друзей.
Данная статья основана на материалах книги "Сикхизм". Авторы: Е. Н. Успенская, И. Ю. Котин; Издательство: Петербургское Востоковедение, Азбука-классика, 2007 г.