Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм Главная
КОНЦЕПЦИЯ БОГА В СИКХИЗМЕ Печать

КОНЦЕПЦИЯ  БОГА  В  СИКХИЗМЕ

Определение Бога дано в очень ёмком по содержанию стихе Гуру Грантх Сахиб. Этот стих называется Мул-Мантар (зачин Джапджи):

           

            Есть только Один Бог;

            Он — Вечная Истина,

            Создатель, Всепроникающий Божественный Дух,

            Неустрашимый, Не знающий ненависти и вражды,

            Бессмертный Сущий,

            Нерожденный, Сам Собой Существующий,

            Постигаемый по Своей Собственной Милости.

            Медитируй на Него,

            Того, Кто был Истинным до Сотворения,

            Того, Кто был Истинным в начале Творения,

            Того, Кто Истинен ныне,

            И, о Нанак, Того, Кто пребудет Истинным вовеки.

И действительно, вся книга Гуру Грантх Сахиб представляет собой разъяснение приведенного выше определения. Гуру развивает концепцию Бога в Раг Соратх:

“Невидимый, Бесконечный, Недосягаемый,

                                                                  Непостижимый Бог

                   неподвластен смерти или предопределению.

Он не принадлежит ни к какой касте, нерожденный,

       существующий сам по себе, не знающий страха

                                                                              или сомнения.

Я — жертва Истиннейшему из истинных.

Он не имеет формы, цвета и очертаний;

Он являет Себя через истинное Слово.

Он не имеет ни матери, ни отца, ни сына, ни родственников;

Он не испытывает вожделения и не имеет жены и семьи;

     Он — чистый, нескончаемый и беспредельный; всякий свет —

Твой, о Господь.

Бог сокрыт в каждом сердце; Свет Его — в каждом сердце.

     Тот, чьи адамантовые врата понимания открываются

       благодаря наставлению Гуру, обращается взором к

Неустрашимому Единому.

     Сотворив животных, Бог сделал их смертными и

                               оставил все замыслы в Своей власти.

Тот, кто служит Истинному Гуру, обретает подлинное благо                              и освобождается через повторение Слова.

     Истина содержится в чистых сосудах; мало их, тех, чьи

                                                                              деяния чисты.

Душа, которая ищет Твоего покровительства,

                                                                   говорит Нанак,

                                          сливается с Высшей Душой.”

                                                      (Соратх Мохалла 1, с-597)

Бог одновременно и имперсонален (Ниргун), и личностен (Саргун). Имперсональный Бог не имеет форм и недосягаем для человека. Когда же Он являет Себя в Своем Творении, Он становится личностным и доступным. Это происходит подобно тому как солнце испускает свои лучи. Исток не имеет форм, а весь мир есть Его Личностная форма. Никакая форма, сколь бы уникальной она ни была, не является независимой от Него. Бесконечный Бог может проявлять Себя в неисчислимом множестве конечных вещей, но ни одно множество конечных вещей, само по себе или вместе с другими, не может быть эквивалентно Бесконечному.  Поэтому никакой конечной форме нельзя поклоняться как Богу, Который Бесконечен и Не имеет форм:

“Бог — Не имеющий форм, цвета, внешних признаков;

Он не имеет касты, класса, вероисповедания.

Никто не может описать Его форму, цвет, черты и одеяние.

Он — Дух Вечности,

Самоизлучающийся, Он сверкает в Своем Великолепии.”

                                                                  (Гуру Гобинд Сингх)

Бог не рождается и не умирает:

           

            “Тому бы языку сгореть,

            Который молвит, что Господь

            Рожден и должен умереть.”

                                          (Бхайрон Мохалла 5, с-1136)

 Гуру подчеркивал, что сам он — не Бог, и предостерегал, что люди, называющие его Богом, попадут в преисподнюю:

           

            “Всякий называющий меня Богом

            Рискует попасть в преисподнюю.”

                                          (Гуру Гобинд Сингх)

           

1) Бог оберегает от опасностей Своих святых и преданных, кроме тех случаев, когда по Его воле их страдания и мученичество должны служить некоей высшей цели. Защита праведников — Его Царственный Атрибут (Бирдх).  Столкнувшись со смертельной опасностью, святые молили Бога вмешаться и помочь им в несчастье. Бог приходил им на помощь и защищал их чудесным образом.  Истории Прахлада, Дхру и других, а также автобиографические заметки Намдева и Кабира, включенные в Гуру Грантх Сахиб, показывают, как Он Своей Царственной Властью спасает праведников. Подобные чудеса составляют неотъемлемую часть доктрины божественного Провидения и Охранительства. Такие случаи сверхъестественного вмешательства Бога следует отличать от тех чудес, которые творятся существами человеческой природы при помощи собственных оккультных способностей и которые рассматриваются сикхизмом как опасные и неподобающие человеку.

           

 2) Поговорка “что посеешь, то и пожнешь” подводит к теории “кармы”, добрых и злых деяний, суть которой состоит в том, что человек получает вознаграждение за добрые поступки и бывает неминуемо наказан за злодеяния.  Согласно теории кармы, абсолютный грешник всегда будет страдать из-за своих поступков и никогда не обретет спасения. Гуру Нанак отверг эту теорию, утверждая, что прощение даже худшего из грешников составляет Царственный Атрибут (Бирдх) Бога:

“Патат паван прабх бирдх тумаро.”

                                               (Билавал Мохалла 5, с-829)

В переводе:

“Прощение кающегося грешника

                   является Твоим Атрибутом.”

Гуру подчеркивает, что если грешник, которому никто во всем мире не оказывает покровительства, смиряется перед Всемогущим, он становится чистым и Милостью Бога обретает блаженство:

“Джис папи кау милаи на дхоии Саран ааваи та нирмал хоее.”

                                                      (Бхайрон Мохалла 5, с-1141)

В переводе:

“Грешник, бесприютный в мире,

Смиряясь перед Богом, обретает освобождение.”

 

Гуру многократно повторяет, что спасение святых, защита праведных и даже прощение раскаявшихся грешников — все это составляет Первостепенный Атрибут Бога.


Ссылки по теме:

комментарии Шакти Парва Каур Хальса на форуме
Kundalini Yoga к произнесению Мул Мантры, а так же еще один вариант перевода

изображение рукописного варианта Мул-Мантры

Сикхские мантры и киртаны  mp3

 

 
« Пред.   След. »