Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм
Агни Печать


Агни




 Агни — бог огня
Агни — бог огня
Агни — бог огня. Если определять значение того или иного ведического божества по количеству посвященных ему гимнов, то в ведические времена он был вторым после Индры. В пуранах он занимает второстепенное положение, но в силу непреходящего значения огня во всех индуистских обрядах и в повседневной жизни Агни и до сего дня вызывает благоговение у индуиста любой социальной группы. Кроме того, Агни отождествляется с Рудрой, Шивой и Сурьей (солнце).

“Агни — господин, защитник, царь людей. Он владыка дома, живущий в каждом обиталище. Он — гость каждого дома, он не гнушается людьми, он живет в каждой семье. Поэтому он считается посредником между богами и людьми и свидетелем в их делах, поэтому до настоящего времени его почитают, просят его благословения во всех торжественных случаях, таких как свадьба, смерть и т.д. В этих древних гимнах об Агни говорится, что он живет в двух кусках дерева, от трения которых появляется огонь. Как на явление, достойное удивления, указывают на то, что живое существо может выйти из сухого (мертвого) дерева. Странно сказать, говорит поэт, сразу после рождения дитя начинает с неестественной прожорливостью поглощать своих родителей. Его возрастание
поразительно, ведь он рождается от матери, которая не способна его питать, но питанием ему служат приношения в виде очищенного масла, которое льют в его уста и которое он поглощает”. Трудно найти согласованное повествование о родителях Агни, хотя в нескольких местах о них и упоминается. В одном месте его называют сыном Брахмы, в другом — отпрыском Дьяуса (небеса) и Притхви (земля). Согласно третьей версии он сын Кашьяпы и Адити, а по четвертой — Ангираса, царя питри (предков людей).

Почему Агни, который поглощает все подряд, тем не менее остается чистым, объясняется в “Махабхарате”. Говорится, что мудрец Бхригу однажды похитил женщину, обрученную с асурой, который в поисках своей возлюбленной пришел к Агни и спросил, где она, поскольку для Агни, по его огненной природе, не существовало недоступных мест. Агни со свойственной ему правдивостью сообщил ему о ее нахождении, и асура вернул свою любимую. Когда Бхригу стало известно о роли, которую сыграл в этом деле Агни, он проклял его и обрек есть все подряд, чистое и нечистое. Агни возразил, что, сказав правду, он лишь сделал то, что приличествует добродетели, и что роль Бхригу во всей этой ситуации была какой угодно только не праведной. Бхригу его слова переубедили, и он добавил к ранее произнесенному проклятию благословение, в соответствии с которым Агни, хоть и должен был есть все без разбора, но при этом сам мог оставаться чистым. Потому даже нечистые вещи, будучи поглощены огнем, становятся чистыми.

В следующем стихотворении Др. Муир раскрывает природу и функции этого божества:

Трехликий Агни, чья едина суть,
Ты, людям в виде пламени известный,
Пронзаешь воздух молнией небесной,
По небу в виде солнца держишь путь.
Там, в небе, ты давным-давно возник.
Но мудростью познавшего писанья,
Сведен был вниз в земное пребыванье,
И жить среди людей земных привык.
Рукой жреца скреплен был дивный брак,
Четы, что пламя Агни запалила.
Но небо! Эту правду что б сокрыло?
Отцов дитя пожрало точно враг!
Но Агни — бог! И людям не понять
Деянье, пред которым ум немеет.
Его ошибкой кто назвать посмеет?
Дела богов лишь боги могут знать.
Один оставшись, Агни не угас.
Его не кормит мать, как детям надо,
Пожрав ее, божественное чадо
Само собой взрастает каждый час.
Великий Агни! Бог, чей голос - треск,
Чье знамя — дым и чьи власы пылают,
Твои лучи зарею тьму пронзают,
Всему живому в радость этот блеск.
Ты гость желанный в каждом из домов,
Владыка, сын, отец и мать, хранитель,
Ты — все в одном, ты благ своих даритель
Тому, кто верным другом быть готов.
О, быстрый вестник, твой услышав зов,
К нам сходят боги, чтобы гимны слушать,
Вкусить от пищи, благ исполнить души,
Желанья не оставить без венцов.
О, Агни, ты божественный мудрец,
В святой науке сведущий, являешь
Ошибки наших дел и исправляешь,
Святой, пороку чуждый, ты наш жрец.
Священный шнур, протянут в мир иной,
Ты — мост над черной бездною без края
Меж небом и землей; достигнет рая
Достойный в путь идти твоей тропой.
Как бритва бороду, ты этот лес обрил.
И рев огня, гонимого ветрами,
Сильнее шума волн, и где кострами
Прошел пожар, там пепел все покрыл.
Но, добрый Агни, ты не вечно лют.
Тебе милей сердца согреть восходом,
Жилищу радость дать своим приходом,
И счастлив дом, где Агни свято чтут.
Нет масла у меня, и нету дров,
––
Тебя, мой бог, почтить. Коровы нету.
Прими мой дар, сухую палку эту.
Иных не смог принесть тебе даров.
От бед избавь, о бог, твоих рабов,
Да души их не ведают страданья,
Исполни их сердечные желанья,
Стеною встань на страже их домов.
Когда закончу мой короткий путь,
И дух мой на свободу из темницы,
К мирам иным, далеким, устремится,
С остывшим прахом кроток, Агни, будь.
Направь, о Агни, путь моих шагов,
И дух, в преддверьи нового рожденья,
Введи чрез бездну в царство наслажденья,
Где люди могут жить среди богов.

В искусстве Агни представляется в виде красного человека с тремя огненными головами, таким же количеством ног и семью руками, держащими гирлянду из фруктов. Он ездит верхом на баране.



По книге Пола Томаса: Индия. Эпос, легенды, мифы / Пер. с англ. Н. Г. Краснодембская.— СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000

 
« Пред.   След. »