Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм
Индра Печать


Индра




В ведические времена Индра был самым главным богом пантеона. В “Ригведе” ему адресовано больше гимнов, чем какому-либо иному божеству. Следующие выдержки из “Ригведы” дадут читателю представление о том, какое место он занимал в ведическом пантеоне: “Ты взял в свои руки железную палицу грома; ты поместил солнце в небе, чтобы оно стало видимо. Обитающий на дальнем краю этого небесного мира, изводящий свою силу из самого себя, отважный духом, ты ради нашего блага сочетал землю со своей энергией; содержащий воды и небо, ты достиг небес. Ты сочетался с землей, ты господин высшего неба с его благородными героями. Ты наполнил весь небесный мир своим величием. Истинно, что нет равного тебе. Ни небеса, ни земля не сравнялись с тобой в безбрежности, твоих пределов не достигли небесные реки, даже будучи в опьянении (сомой), ты боролся с похитителем дождя; ты один создал все остальное в должной последовательности”.

“Я оглашаю могучие деяния этого исполненного могущества. На празднике Трикадрука Индра испил сомы и в своем опьянении убил Ахи. Он установил в пустом пространстве обширное небо; он наполнил оба мира и небеса; он укрепил землю и расширил ее. Индра совершил все это в опьянении сомой. Своей мерой он, как дом, измерил восточные области, своей громовой палицей он отверз источники рек. Давайте с благоговением почтим могучего Индру, могущественного, высокого, непреходящего, полного молодости. Возлюбленные миры (небеса и земля) не могли, как не могут (и сейчас) познать величие этого обожаемого существа. Много превосходных дел совершил Индра, даже все боги вместе не способны расстроить намерения того, кто установил землю и это небо и, творя чудо, произвел солнце и зарю. О, бог, не приносящий вреда, твое величие истинно с тех пор, как сразу после рождения ты стал пить сому. Ни небеса, ни дни, ни месяцы, ни времена года не могут противиться твоей энергии, так как ты могуч”.

В ведах об Индре часто говорится как о боге дождя и бурь, его оружием называется громовая палица, которой он убил демона засухи и извел воду из облаков. В пуранах Индре отводится второстепенная роль по сравнению с членами триады, их женами и сыновьями, но, как царь небожителей, он занимает в пантеоне особое положение. В пуранах “Индра” — это в большей степени титул царя богов, чем имя божества. Считается, что продолжительность жизни одного Индры составляет сотню лет богов (один год богов равен тремстам шестидесяти земных лет), по окончании которых на трон возводится какой-либо бог или достойный смертный. Самый верный способ для того, чтобы любой мог стать Индрой, — принести сто жертвоприношений, после чего правящий Индра должен сложить с себя полномочия. Пураны отмечают, что некоторые смертные пытались совершить эти жертвоприношения, но Индра расстраивал их планы, похищая жертвы. Смертный может достичь позиции Индры и путем аскетических подвигов, но, говорят, что, как только смертные встают на путь подвижничества, Индра посылает своих обольстительных придворных танцовщиц, чтобы отвлекать их.

Даже будучи царем богов, Индра не обладает непобедимостью. Мы уже видели, как Бали жертвоприношением одержал верх над ним и выдворил небожителей из их царства. “Рамаяна” повествует о том, что сын Раваны Индраджит поборол Индру в сражении и, пленив, привез его на Ланку, где он попал в услужение к Раване.

Индра — правитель востока. Он ездит верхом на белом слоне Айравате и владеет чудесным конем Уччайхшравасом, которые появились, когда боги пахтали молочный океан, чтобы получить амброзию. Излюбленное оружие Индры— ваджра (молния), однако считается, что у него есть и могучий лук, видимым символом которого является радуга. Правящий Индра носит имя Пурандхара, и у него тысяча глаз. Автор “Рамаяны” (которому, кажется, многочисленные истории о грешках Индры доставляют особое удовольствие) объясняет, как у Индры появилось такое количество глаз.

У Гаутамы, гуру (учителя) Индры, была молодая и красивая жена по имени Ахалья, в которую Индра влюбился. Однажды в отсутствие мудреца Индра пробрался в его дом и обратился к Ахалье со словами страстной любви. Дама была благосклонна. Но прежде, чем что-либо произошло, Гаутама вернулся домой и, застав их вместе, проклял Индру, отчего на нем появилась тысяча знаков бесчестия. Индра покаялся и молил своего гуру о прощении, добрый мудрец превратил тысячу знаков бесчестия в такое же количество глаз. Однако эта снисходительность пропала даром. Настойчивый бог ждал другого удобного случая и, когда он представился, снова прокрался в дом своего гуру. Еще раз Гаутама, вернувшись домой, застал там ту же пару, но на этот раз слишком поздно, беда уже стряслась. Разгневанный мудрец проклял Ахалью, и она обратилась в камень. Индру же он превратил в евнуха. Однако боги вступились за него, и Индра, после совершения небольшого жертвоприношения, вновь обрел свое мужское достоинство. Гаутама также объявил, что Ахалья вернется в свое прежнее состояние, когда Вишну воплотится как Рамачандра. В “Рамаяне” говорится, что, блуждая по лесам Дандака, Рама ногой коснулся Ахальи и вернул ей утраченный вид.
 
Небеса Индры, где он царствует вместе с женой Индрани, называются Амаравати. Они полны всех радостей и удовольствий. Благочестивые смертные идут на небеса Индры, чтобы насладиться наградой за свои добрые дела.

Цель жизни есть освобождение, но те, кто не совершили достаточного количества добрых дел, сперва попадают на небо Индры, а через некоторое время снова отправляются на землю, чтобы переродиться в соответствии со своей кармой.



По книге Пола Томаса: Индия. Эпос, легенды, мифы / Пер. с англ. Н. Г. Краснодембская.— СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000

 
« Пред.   След. »