Бхарата-Мата
Часто, странствуя с собрания на собрание, я говорил своим слушателям о нашей Индии, об Индостане и о Бхарате (старое санскритское название, происходящее от имени мифического прародителя нашего народа). В городах я это делал редко, ибо там аудитория более искушенная и ей надо преподносить что-то более существенное. Но обращаясь к крестьянину с его ограниченным кругозором, я говорил об этой великой стране, за свободу которой мы боремся, о том, как каждый район отличен от всех остальных и все же представляет Индию, об общих проблемах, стоящих перед крестьянством всей страны, от севера до юга и от востока до запада, о сварадже (самоуправлении), который может мыслиться для всей Индии и для каждой из ее частей, а не только для некоторых. Я рассказывал им о своих путешествиях от Хайберского перевала на крайнем северо-западе до Канья Кумари, мыса Коморин, на далеком юге и о том, что повсюду крестьяне задавали мне одни и те же вопросы, ибо у всех у них были одинаковые беды - нищета, долги, частнособственнические интересы, помещики, ростовщики, высокая арендная плата и налоги, полицейские преследования - все это, неразрывно переплетенное с системой, навязанной нам чужеземными властителями; я говорил им также о том, что избавление должно наступить одновременно для всех. Я пытался заставить их думать об Индии как о едином целом и хотя бы в какой-то степени думать также и о необозримом мире, частью которого мы являемся... Иногда, когда я приходил на собрание, меня приветствовали громовым кличем: "Бхарат Мата ки джаи!" - "Победу Матери Индии!" И тут я неожиданно спрашивал их, что они под этим подразумевают, кто такая эта "Бхарат Мата", "Мать Индия", которой они желают победы? Мой вопрос забавлял и удивлял их; не зная, как на него ответить, они начинали переглядываться между собой, поглядывая на меня. Я продолжал свои расспросы. Наконец какой-нибудь из могучих джатов, на протяжении бесконечного ряда поколений неразрывно связанных с землей, заявлял, что они имеют в виду дхарти, добрую землю Индии. Какую землю? Только ли свой деревенский участок или все участки в их округе, или в их провинции, или во всей Индии? Так продолжался этот обмен вопросами и ответами, пока наконец они не начинали нетерпеливо требовать, чтобы я рассказал им обо всем этом подробно. И я пытался это сделать, объясняя им, что Индия действительно такова, какой она им мыслится, но в то же время она есть и нечто гораздо большее. Горы и реки Индии, ее леса и обширные поля, дающие нам пищу, - все это нам дорого, но дороже всего - народ Индии, люди, подобные им и мне, живущие на этих обширных пространствах. "Бхарат Мата", "Мать Индия" - это, в первую очередь, эти миллионы людей, и ее победа означает побуду этих людей. Вы являетесь частью это "Бхарат Мата", - говорил я им, в некотором смысле вы сами и есть "Бхарат Мата". И по мере того, как эта мысль медленно просачивалась в их сознание, глаза их загорались все ярче, как если бы они сделали великое открытие.
Джавахарлал Неру 1943
|