Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм
Шиваистский цикл Печать

Шиваистский цикл


      Обычно принято представлять себе Шиву, как олицетворение разрушительной силы, которая в процессе мировой эволюции заканчивает круг одного бытия и приготовляет путь для следующего бытия. Эта идея ритмичности космических событий нашла очень красивое выражение в форме пляшущего Шивы. Но с этим представлением уживается другой образ этого божества, образ созерцателя мирового процесса, спокойного и безучастного йоги. В идее о божестве у индусов сливаются два начала - безмятежное спокойствие и созидательная энергия. Началом и окончательной целью мирового процесса, а также жизненного цикла человека, является безмятежное блаженное спокойствие. Это - буддийская "нирвана", индуистская "мокша". Для созидательной энергии, лежащей в основе всего мирового процесса, религиозное мышление индусов выработало прекрасный символ в облике женского начала своих божеств. Это женское начало называется "шакти", т.-е. энергия. Мифотворчество превращает это понятие в жен богов.

      Поэтому элемент разрушения и возрождения особенно ярко выражен в образе богини Кали, жены бога Шивы. Она известна также под именем Дурга, т.-е. Страшная. Она - национальное божество Бенгалии и, ввиду выдающейся роли Бенгалии в национальном движении Индии, приобретает постепенно значение всеиндийской матери-защитницы. Ее внешний облик - черный цвет, распущенные черные волосы, цепь из человеческих голов - а также кровавые обряды, связанные с ее культом, указывают на ее неарийское происхождение. Она обычно изображается, как победительница разных сильных демонов (Махишасура, демона в виде буйвола, демона города Трипура и др.). Естественно, что с культом этого страшного божества слился культ самых кровожадных зверей - льва и тигра, которые и служат ей верховыми животными. Созидательное начало Шивы находит выражение в том животном, которое часто изображается вместе с ним или как верховое животное, или как слуга, сопровождающий его пляску игрой на барабане, или как поклонник, молитвенно сложивший руки. Это животное - бык Нанди, изображение которого красуется, иногда в колоссальном масштабе, во всех шиваитских храмах.

      Другой символ, под которым индусы почитают Шиву, как творца, поражает нас своей непосредственностью. Во всех деревнях и городах, на улице и в бесчисленных храмах, в пещерах и домах, часто даже в виде амулетов, встречается изображение мужского полового органа ("лингам"). В большинстве случаев это изображение стилизовано почти до неузнаваемости и не вызывает впечатления неприличного. Часто он соединяется с одинаково стилизованным изображением женского органа ("иони"). Воображению индусов высокие скалы, отдельно стоящие горные вершины, даже глыбы снега в Гималаях представляются как "лингам". Существует даже многомиллионная секта, лингаяты, которые носят "лингам" в виде амулета.

      В шиваитский культ влился также один из древнейших культов животных - культ слона. Это животное, самый умный и трудолюбивый из помощников человека, устраняющий своей большой силой препятствия, которые не поддаются человеческим усилиям, превратилось в мифотворческом представлении индусов в бога Ганешу, т.-е. начальника небесных полчищ и сына Шивы. Это самый популярный бог Индии, к которому обращаются в начале всякой работы с просьбой устранить препятствия, лежащие на пути предприятия. Он - патрон купцов и вообще всех умственных работников. Его изображение в виде толстого мужчины с головой слона встречается при входе во все храмы и дома. Как его прообраз, индийский слон, он соединяет огромную силу со скромностью и послушанием. У него один клык, ибо другой он покорно подставил под секиру своего разъяренного родителя. Его верховое животное - крыса, животное пронырливое и способное прогрызть такие препятствия, которые не поддаются грубой силе.
  
   Другой сын Шивы, бог войны Картикея (буквально - "сын созвездия Плеяд", откуда получились у него шесть голов), играет сравнительно незначительную роль в народном сознании и воспевается преимущественно индийскими поэтами, как бог войны, поражающий демонов. На юге с ним слилось, под именем Субраманья, древнее популярное дравидийское божество. Священная птица павлин - его верховое животное.

      В стране, где рядом с глубокой философией процветают самые необузданные любовные страсти, и где половые отношения стали даже предметом особой науки, естественно возник культ бога любви - Камы. Как сын бога Шивы, он олицетворяет создающую новую жизнь любовную страсть. Его верховое животное - пестрая птица попугай.


А. М.Мерварт
1927

 
« Пред.   След. »