Больше, чем другие народы, индус находится всю свою жизнь во власти религиозных представлений и обрядовых обязанностей. Хотя в Индии живет около семидесяти миллионов мусульман, т.-е. больше, чем в какой-либо другой отдельной стране, хотя почти каждая религия земного шара имеет своих представителей среди населения Индии, но типичной религией этой страны является индуизм или брахманизм. Слово "индуизм" происходит от древне-персидского "Хинду", которое было сперва названием реки Инда, а впоследствии народа, населяющего его берега, и распространилось потом на остальные народы полуострова. Слово "брахманизм" происходит от названия жреческого сословия этой религии - брахманов или браминов. Определить, хотя бы с приблизительной точностью, суть индуизма чрезвычайно трудно. Это своего рода огромный бассейн, в который стекаются самые различные и часто противоречащие друг другу религиозные и философские представления. Можно быть последователем индуизма, признавая существование личного бога или отрицая его. Обряды с кровавыми жертвоприношениями, подобные тем, которые ежедневно совершаются в честь богини Кали, существуют рядом со строгим запретом отнимать жизнь у живых существ. Умерщвление плоти, доведенное до крайнего самоистязания, вмещается в рамках того же индуизма, наряду с чувственными радениями и открытой проповедью религиозного разврата. Наряду с высочайшим полетом религиозно-философского мышления и стройными системами, как например, Веданта, Шанкхья, учение Рамануджа, Чайтанья и других, мы находим в широких народных массах первобытнейшие верования и обряды: фетишизм, культ злых сил, зверей и т. д. Одно и то же божество, как например Шива, в одном облике - грозный разрушитель вселенной, в другом - созерцатель, погруженный в глубочайшие мировые проблемы, в третьем - олицетворение сил плодородия. Понимание такой сложной системы, которая, однако, является духовной пищей более двухсот миллионов человек, возможно только, если мы проследим, как она постепенно росла в течение почти четырех тысяч лет. Этот бассейн, с которым мы сравнили современный индуизм, питается двумя главными притоками. Это, во-первых, пестрый комплекс верований, суеверий, обрядов и магических представлений, которые составляют религию неарийского населения Индии. В чистом виде, т.-е. без примесей господствующей браминской мифологии и обрядностей, эти первобытные представления сохранились у разбросанных по разным частям Индии примитивных племен. В переписи, устраиваемой британским правительством каждые десять лет, все эти разнообразные верования и обряды называются одним общим собирательным именем "анимизм". Это название удобно, но далеко не покрывает всех сторон этой ступени религиозного развития. Главным побудителем религиозных инстинктов у первобытного, да и у культурного человека является страх. "У страха глаза велики", и он населяет окружающую человека природу даже такими существами, которых на самом деле нет. От своих животных предков человек унаследовал страх перед мертвецами, принадлежащими к его собственной породе. Жизненная сила, двигающая человеком и покинувшая его в момент смерти, превращается в воображении ближних в нечто продолжающее существовать около старого жилища. Если смерть наступила внезапно, например, от убийства, и душа покинула свое тело со злобой, то она превращается в силу вредную, злую. Души особенно сильных и могучих членов племени становятся особо могучими силами, которые нужно умилостивлять. Первобытная религия Цейлона, в сравнительной чистоте сохранившаяся у племени веддов, построена преимущественно на таком страхе. Несмотря на то, что господствующей религией острова является буддизм, сингалец, в жилах которого течет добрая доля веддской крови, приписывает всякую болезнь, всякое несчастье прежде всего влиянию злых сил, или "якка". С этими силами можно бороться. Против них существуют заклинания, песни и пляски. К больному приглашают сведущего заклинателя, "яккадура", который надевает маску демона, пославшего болезнь, и пускается над больным в пляску с произнесением соответствующих данному злому духу заклинаний, вследствие которых дух переселяется в него. К концу церемоний заклинатель делает вид, будто злой дух его преодолевает и выходит из больного в него. Один из самых страшных демонов называется Суньян или Хуньян-Якку. Он окружен восемнадцатью слугами, выполняющими его приказания. По верованию сингальцев, он посылает такие болезни, как чахотку, воспаление кишек, астму, желчные камни, рвоту, и в особенности болезни, связанные с отсутствием аппетита и разными кошмарами. Другие маски изображают демонов разных болезней. Этот культ демонов продолжает свое существование у современных жителей Цейлона независимо от того, следуют ли они учению Будды, браманизма или христианства. Эти два течения религиозных переживаний прекрасно совмещаются в одной душе. Вера в пагубное влияние демонов очень сильна и в южной Индии. Примером этого культа могут служить изображения, так называемые "бхутан", т.-е. духов, которые обычно населяют перекрестные дороги, кладбища, места убийств, и которых нужно умилостивлять кровавыми жертвоприношениями. Особо важную роль среди вредных сил играет тот дух, который посылает на людей черную оспу - богиня Мариаммаль. Чтобы предотвратить этот бич, жители деревни ставят на крышу храма этой богини глиняные фигуры, изображающие мужчин, женщин и детей - последних в ползучем положении - в твердой уверенности, что богиня удовлетворится этой жертвой и пощадит людей, поставивших эти фигуры. По мере того, как с севера распространяются религиозные представления на дравидийские племена юга, божества последних, хотя я сохраняют свое самостоятельное имя, включаются в той или иной форме в систему северной браминской религии. Богиня черной оспы стала одним из видов богини Кали. Древний дравидийский деревенский бог Аянар, который по ночам объезжает деревни в южной Индии и в честь которого около его храма ставятся глиняные лошади, превратился в слугу Шивы. То же самое произошло с черным богом Каруппусвами и со своеобразным созданием мифотворчества - так называемыми семью девами, олицетворяющими плодородие матери-земли.