Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм
Мифология и обряды Печать
Оглавление
Мифология и обряды
Окончание





Мифология и обряды

(окончание)


      Большое значение для жизни лесных племен имеет успех на охоте. Многие племена думают, что духи мертвых могут способствовать такому успеху и стараются поэтому умилостивить этих духов. Эти духи по вере первобытного человека часто обитают в скалах или особой формы камнях. Так, лесные племена Пальнийских гор ставят в лесу под деревьями своеобразной формы камни, на которых они наносят точки и черту белого цвета и которым они приносят жертву для обеспечения успеха на охоте.
     
Змея, также как многие другие хищники и опасные животные в роде тигра, льва и т. д., является одним из древнейших предметов почитания. Дравидийский юг, точнее малабарская часть его, сохранил культ змеи в особенно чистом виде. Во всех деревнях Малабарского побережья, а также во многих местах восточной части, можно видеть каменные или глиняные изображения одноголовых или многоголовых кобр. В садах при домах наяров, древней воинственной касты Малабара, отведены особые небольшие рощи, в которых живут и кормятся эти ядовитые смертоносные животные. В другой части Индии, в болотистых лесах, покрывающих дельту Ганга и Брамапутры (в Бенгалии), жители лесных селений ищут защиты от нападений тигров у божества Дакшиндар. Глиняные изображения этого божества, напоминающие круглые горшки и разрисованные так, чтобы придать лицу как можно более страшное выражение, ставятся поодаль от селения в лесу на примитивных алтарях из дерна, и там население приносит богу жертвоприношения и молит его о защите.

      Кроме этих двух элементов, из которых слагается первобытное боготворчество - страх перед невидимым и страх перед опасными силами природы - есть еще третий элемент, представленный здесь, а именно культ умерших членов семьи или рода В Бенгалии этот культ выражается в тех деревянных резных памятниках, которые ставятся перед домами в честь покойника. Нижняя часть - человеческая фигура, напоминающая о покойном, в верхней части изображены символы возрождения и плодородия: бык бога Шивы и детородный орган, как символ создания жизни. Эта верхняя часть обычно имеет форму храма.

      Второй из притоков, которые питают бассейн современного индуизма, берет свое начало в верованиях и мифах древни арийцев. Эти мифы восходят в своих общих чертах к тому же самому обще-индоевропейскому обожествлению сил природы, которое лежит в основе мифологии многих европейских и азиатских народов, родственных индоарийцам по языку, а может быть и по происхождению. Главное место в мифологии и в культе древних арийцев занимали боги: Агни (огонь), Индра - бог грома и спаситель от засухи, Солнце в его различных проявлениях (как пробудитель, как бдительное око, как источник света, как друг). Особо важное место занимало обожествление пьянящего жертвенного питья - Сома. В настоящее время эти ведические боги, как они называются по воспевающим их гимнам, так называемым Ведам, потеряли почти всякое значение в религиозной жизни индусов. В мировой картине индуизма он занимают скромное место стражей восьми стран света. Их изображения часто встречаются на дверях храмов, на колесницах для перевозки идолов. С такой колесницы из южной Индии сделанной из тикового дерева, сняты резные рельефные фигуры этих стражей или "локапала". Они обычно изображаются со своими священными верховыми животными, что указывает на слияние арийского культа сил природы с культом животных. Так, страж востока, Индра, изображен со слоном Айра вата. Стерегущий юго-восток Агни изображен с бараном. Яма, древний бог смерти, под этим именем. вошедший вместе с буддизмом в мифологию Дальнего Востока, изображен с черным быком. Он стережет южную область - область мертвых. Юго-запад, по верованиям северных индусов, находится под покровительством бога солнца Сурья; согласно же взглядам южных индусов, эта область подвластна демону смерти Ниритту, сидящему верхом на человеке. Варуна, древний бог неба и воды, проникающий всевидящим оком в тайники человеческой души, низведен до степени стража запада. Его животное - морское чудовище Макара. Бог ветра Ваю, изображаемый с быстрой антилопой, стережет северо-запад. Северо-восток, согласно представлениям северных индусов, подвластен богу Сома, в то время как в южной Индии считают, что эта страна света находится под защитой одной из форм Шивы, под названием Ишана, с белым быком Найди.

      Божества ведического периода продолжают, таким образом, существовать в верованиях индусов лишь как бледные тени. Они отошли на задний план в процессе слияния с неарийскими культами Индии, который до сих пор еще не закончен. Их заменили в воображении индусов другие божества, из которых выделились две главные фигуры индийского пантеона - Шива и Вишну. Естественно, что, благодаря сращению самых различных арийских и неарийских божеств и благодаря перенесению сказаний о самых различных божествах на Шиву и Вишну, эти два бога представляются нам в самых разнообразных видах. Кроме того воображение индусов связало другие, второстепенные, божества с этими двумя центральными фигурами путем превращения их в жен, сыновей и дочерей последних.

      Изображения этих богов встречаются как в бесчисленных храмах, так и во всех домах индусов, вплоть до самой бедной хижины. В зависимости от средств и от места поклонения, размер этих изображений колеблется между исполинскими идолами больших храмов и маленькими, в 1-2 см фигурками, которые благочестивый, паломник покупает в Бенаресе, Пури и других святынях. Эти идолы бывают каменные, иногда мраморные, но чаще всего они делаются из бронзы. Нередко встречаются в богатых домах и храмах серебряные и золотые изображения, а в бедных домах деревянные и глиняные фигурки.







А. М.Мерварт
1927








 
« Пред.   След. »