Страница 5 из 6
Касты в Индии (продолжение)
В учреждении двух больших каст: правой и левой руки, соединяющих в себе множество других новейших, проявляется тоже в сильной степени тщеславие народа. Левая рука ведет свое происхождение от кшатрий и высших отделений вайши; правая тоже от вайши, - от пенчала, пяти разрядов ремесленников, и некоторых классов судр; к ней причисляются и парии с классом чакили. Эти две руки питают друг к другу сильную вражду и не перестают спорить о разных преимуществах. Вот некоторыя из тех важных прав, из-за которых дело доходит часто до драки и даже до кровопролития: право носитъ туфли, ездить по улпце верхом, или прогуливаться в паланкине в свадебные дни, - право иметь при себе прислугу в определеннаго рода ливрее, ходить в предшествии трубача, содержать при себе отвратительную национальную музыку, - право употреблять при известных праздниках и процессиях такие-то или такие-то музыкальные инструменты, - право окружать себя знаменами и наконец, право носить зонтик. Один только горшечник, коссевер, стоит вне этого разделения правой и левой руки. Произведения его рук, столь важное в религиозном быту Индуса и требующее большой чистоплотности при отделке, дало ему особенно- почётное значение во мнении народа. В особенности почитается коссевер, приготовляющий во внутренности пагоды, помощию горизонтально-вертящагося колеса, священные сосуды для омовения. Горшки эти так легки, что он ставит их до 8-ми за-раз на голову, и в таком виде выносит на рынок. Косееверы - все шиваиты. Мы говорили выше о таинствах сект, в которых изчезают на-время все отличия касты. Не менее удивительно явление, что франмасонство сильно распространено в Индии. Европейцы были очевидцами, как брамины, по поданным париями знакам, впускали их в храм и обходились с ними, как с равными. На вопросы Европейцев брамины отвечали только: "они из числа наших братьев." Упомянем кстати, что слово брат (талеби) вошло в такое общее употребление, что вы слышите его безпрестанно на улицах, - а между-тем, конечно, нельзя-же назвать Индустана страною любви и братства. Число новых каст значительно увеличивается монашескими орденами, составляющими одно из нововведений, самых противных основному духу древних каст. Самая отличительная черта этих братств состоит в том, что между посвященными изчезает всякое различие каст, и устанавливается гражданское равенство, умеряемое, только духовным чинопочитанием, основанным на личных заслугах и совершенно чуждым всему потомственному. Возникновение первых монашеских орденов относится к VIII веку нашего летосчисления, а отрицание положения касты, в отношениях монахов между собою, развилось не прежде конца ХV-го столетия. Индийские монашеские ордена не подчинены такой последовательной и своеобразной дисциплине, как ордена Европы. Различныя братства не составляют там чего-то целаго, как братства римско-католической церкви, и не отделяются так резко от остальнаго мира. Сословие монахов не имеет даже общаго названия, и мы поневоле будем означать его словом гозеян, частным именем одного из множества его разрядов. Общия черты между всеми орденами только следующия: все связаны обетами, все принимают подаяния и все имеют какую-нибудь часть одеяния, например, чалму, пояс, жолто-оранжеваго цвета, исключая, однако, некоторых братств, отвергающих всякую одежду. Бтльшая часть орденов имеет монастыри с богатыми недвижимыми имуществами. Монахи всякаго монастыря находятся под начальством настоятеля (мого), который, умирая, назначает кого-нибудь из братии своим преемником. Желающие вступить в монастырь принимаются не без предварительнаго испытания, продолжающагося по-крайней-мере год. В Бенгалии есть орден, по правилам котораго монахи и монахини, дав обет целомудрия, живут в одном здании. Многие монахи, принадлежащие к монастырям, проводят большую часть времени в них; другие не пристают ни к каким общинам, но живут независимо и шатаются с места на место. Иные ордена налагают на своих членов обет целомудрия, - другие позволяют им вступать в брак и жить с семействами. - Есть орден, посвященный Кришне, называемый саки-бава, обеты котораго состоят в том, чтобы носить всегда пышное платье, питаться изысканными яствами и не отказываться ни от каких невинных наслаждений. В торжественные дни монахи этого ордена наряжаются в женское платье, в честь пастушек Кришны. Народ благоговеет перед таким разгульным братством, и усердными подаяниями дает ему средства свято исполнять столь-нетягостный обет. За-то, есть другие ордена, которые стараются диким, иногда чистосердечным, иногда поддельным фанатизмом заслужить уважение толпы и блаженство в том мире. Если вы путешествуете по Индустану, - с вами встречаются и факиры и жоги, и фадены, и пандараны, принадлежащие к секте Шивы, и путчари, монахи секты Маргатты, божества парий, и наконец, безчисленное множество тунеядцев, прикрывающихся разными названиями и имеющих в виду одно - пользоваться легковерием и невежеством народа. - Главное место между этими ленивыми толпами занимают факиры и келанта-жоги или просто жоги; первые из них мусульмане, - вторые Индусы, набирающиеся, большею частию, из высшиих каст и поклоняющиеся Шиве. - Жоги составляют явление, в высшей степени любопытное и оригинальное. Эти отвратительные изуверы влачат свое существование иногда в самых отдаленных от человеческих жилищ местах, помещаясь то в каких-нибудь развалинах, то в яме, около большой дороги, и питаясь, кроме подаяния, дикими плодами и кореньями. Они ходят совершенно нагие, не стригут никогда ни волос, ни ногтей, считают умывание и чесание совершенно безполезными обрядами, покрывают все тело и волосы густым слоем уважаемаго ими коровьяго кала и посыпаются золою. Желая снискать царствие небесное, эти уроды подвергаются ужаснейшим мучениям: одни выбирают самое неловкое положение для рук или ног, и сохраняют его в продолжение нескольких годов, так что член, лишенный двпжения такое долгое время, немеет и делается навсегда негодным. Другие, сжав кулак, не разжимают его, так что ногти проростают насквозь через руку. Иные спят на железной кровати, с заменяющими тюфяк острыми шпильками. Наконец, некоторые зарываются в землю по самое горло, или замуровывают себя в тесный свод, в котором тело их может поместиться и с головою, а сверху оставляют только отверстие, куда прохожий может подать пищу. Понятно, что в таком случае, у них есть добрые приятели, которые подадут пищу и тогда, когда-бы не случилось сострадательных прохожих, так что жоги не рискуют умереть голодною смертно; но каково-же подобное существование?.. А достоверно известно, что есть жоги, которые осуждают себя на такое мучение в продолжение несколькихъ лет, и выдерживают свой обет!.. Между жогами есть святые изступленные, святые дурачки, даже святыя старушки-кликуши5.- Отчасти почтенные люди эти состоят действительно из полоумных, отчасти из хитрецов, принимающих на себя личину, уважаемую народом. - Но не все они избирают один путь: иные, пользуясь почётом звания, на самом деле не что иное, как волтижеры, шарманщики или просто воры; другие-же, не обрекая себя на мучения, снискивают уважение народа... чем-бы, вы думали?.. крайнею неопрятностию, безсвязностию речей, и тем, что не соблюдают никаких правил приличия. Народ толпится около них, почитает их жизнь угодною богам и поддерживает их существование изобильным подаянием. Он твердо уверен, что жоги могут прожить несколько лет без пищи, что чудеса - им ни почем, - что прикосновение их освящает, и потому, набожныя женщины не отказывают этим грязным мерзавцам ни в чем (вероятно, увлекаясь правилом Фон-Визинова бригадира: согрешим и покаемся). Иногда их собирается до 10,000 человек. Появление сброда подобных богомольцев внушает не только божеский, но и человеческий страх; они без всякой церемонии обирают и объедают, как саранча, целыя деревни. Число всех факиров и жогов простирается, говорят, до 800,000. - Между голыми орденами замечателен еще орден нагас. Это вооруженные бродяги, готовые, подобно ландскнехтам средних веков, сражаться за всякаго, кто им заплатит. Они отличаются своею необузданностию и изуверством. Их голые, испачканные члены, длинныя косматыя бороды, скомканные в клочья волосы, придают им страшный вид. В настоящее время, Англичане успели несколько укротить этих странных монахов; но и теперь они еще часто причиняют большие безпорядки. Особенно опасно, если сойдутся нагасы разных сект. Так, например, при большой хардварской ярмарке, в 1760 году, нагасы Шивы и Вишну вступили в рукопашный бой, дрались несколько дней, и по окончании сражения найдено было, как утверждает народная молва, не менее 18,000 мертвых тел. Это показание, без сомнения, преувеличено; но возможность подобнаго показания касательно происшествия новейших времен может дать понятие о числе сражавшихся и остервенении этого рода стычек из-за-ничего. Конечно, и между индийскими гозеянами есть люди, совершенно непричастные всем этим мерзостям. Вы найдете в числе их и учёных, преданных науке, и добродушных молельщиков, равно отдаленных от фанатизма и от обманов, - найдете почтенных торговцев и попечительных отцов семейства; но бтльшая часть индийских монахов состоит, как мы сказали, из двух половин: фанатиков и обманщиков. Те и другие - тунеядцы, и живут тем, чтт выманят у ближняго. Особенно отличаются дурной нравственностию монахи секты Шивы; вишнуиты стоят несравненно выше их. Сообщим здесь анекдот, который превосходно обрисовывает настоящее значение индийских кающихся (топасвина). Знаменитый Ауренгзеб приказал однажды созвать к себе всех нищих пилигримов Декана. На его призыв стеклись многочисленныя толпы нечёсанных, оборванных людей. Мудрый государь, зная, с кем имеет дело, щедро угостил их, и подарил каждому из "святых мужей" по новому платью жолтаго цвета, а старыя лохмотья велел отобрать. Тут его гости подняли страшный крик, уверяя, что они почитают грехом надеть предлагаемыя им столь дорогия одежды, что они посвятили себя бедности, и не хотят разстаться с платьем, в котором были у стольких святых мест и знаменитых храмов. Невежественный народ хотел-было заступиться за них, но Луренгзеб остался при своем приказании, - и каково было удивление верующей толпы, когда стало известно, что в лохмотьях бедных монахов нашли зашитаго золота и драгоценных камней на многия сотни тысяч рупий! Приведем названия еще некоторых из скитающихся орденов. Рамалас, последователи Рамы, находятся преимущественно в западных областях. Их одеяние состоит из куска полотна, подпоясаннаго веревкой или цепью. Они бродят всегда толпами, входят в дома богачей и сидят там молча, пока их не накормят, - а спят под открытым небом, около костров. Кавира-панта, также поклонники Рамы. Кристаниас, считающие своим покровителем Кришну, питаются милостыней и продажей самодельных корзинок. Шареварес вооружены вечно метелкою, и озабочены мыслию как-бы не умертвить случайно какой-нибудь твари. Данди имеют право на гостеприимство всякаго брамина, пользуются обожанием народа, и по смерти тотчас сливаются с божеством. Угора-панта, нагие, отвратительные нищие. В правой руке у них сосуд с угольями, а в левой человечий череп, наполненный помоями и самым нечистым сором. В случае недостаточнаго получения милостыни, они начинают есть эти гадости, чту считается большим грехом и позором для отказавшаго.
|