Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм
Животное царстово Печать
Оглавление
Животное царстово
окончание

Н. Тютчев 1846

Животное царстово Индии



  Ни на одной другой точке земнаго шара природа в дарах своих не являлась столь щедрою, многостороннею и грациозною...

Между млекопитающими замечательны изобилием своих пород обезьяны. Они являются в города целыми стадами, покрывают крыши домов, присвоивают себе священныя яства, приносимыя в жертву и оставляемыя в пагодах, и пользуются всеми правами домашних животных. Главныя породы их суть: гиббоны, геноны-кагау, с исполинским носом, - геноны-дук, называемыя "нарядными", полосатыя и пестрыя, подобно аристократическому швейцару в полной ливрее; длиннохвостыя обезьяны, велла-гюранджа (белыя) и корин-гюранджа (большия чёрныя); изредка попадаются, говорят, и орангутанги. Это изобилие обезьян мы встречаем в Индии еще в самой древности. Спускаясь из Персии в Пенджаб, армия Александра Македонскаго увидела движения многочисленных полчищ живых созданий. Воображая, что перед ней неприятельское войско, она уже готовилась к бою, и только, подошед ближе, убедилась, что ее встревожили легионы обезьян... Слоны, носороги и гепарды (индийские тигры), населяют леса Индустана, а реки его содержат в себе не менее двух-сот пятидесяти пород различных обитателей, между которыми особенно замечательны кайманы, исполинские гангские крокодилы, пожирающие даже крокодилов других пород. Здесь нельзя не упомянуть и об огромных гадах, принадлежащих к семьям ящериц и ядовитых змей: таковы, например, удав, достигающий до восьмидесяти футов длины; найя, очковая змея, и улар-лимпе, водяная каймистая змея.
     
Между птицами опять то-же разнообразие. Тут вы встречаете и попугая, называемаго лори, с кармазинными перьями, и какаду, ослепительной белизны, и пеструю перрюшу, и трогона с золотыми и красными перьями, и т. д. Индийский ворон, белый, с чёрными крыльями, отличается своею смелостию и жадностию. Вооруженный длинным клювом, с костяным наростом на голове, он нападает на всякое беззащитное существо, не исключая даже своих собратьев.
Число этих хищников неимоверно велико, особенно близ Мадраса и Калькутты. Жадныя стаи их бросаются на полумертвых быков, вырывают куски хлеба из рук детей, и уносят пищу из самых съестных рядов. Должно, впрочем, заметить, что так как хищныя птицы в жарком климате истребляют гадов и предотвращают гниение падали, то и вороны пользуются особенною защитою религиозных и гражданских законов. Убить хотя одного из них считается грехом.
     
Слона Индус умеет сделать ручным. Слон является при всех торжествах: на нем везут большия знамена, царские барабаны, и на нем-же разъезжают все важныя особы. Слоны покрыты яркими, богато серебром и золотом вышитыми чепраками; у одних на спине род дивана, у других квадратная площадка с подушками, а над ней китайский павильйончик, в котором надо усесться, поджав под себя ноги; другие-же наконец, - и это самые удобные, - имеют на спине безколесный фаэтон, в котором можно сидеть двоим рядом, - и кроме-того, сзади устроено еще место для слуги, остающееся обыкновенно пустым. У каждаго слона сидит на шее вожатый, или корнак, а сзади идет пешком слуга, который ведет речи с умным животным: увещевает его идти смирно, не шалить хоботом, в особенности не воровать ничего мимоходом, в лавках, обещая ему за это, по возвращении, свежих листьев. Для того, чтобы усесться на этой воздушной колеснице, приучают слона ложиться на брюхо, вытянув совершенно передния ноги и присев на колени задних. Когда взберутся по лестнице к нему на спину, корнак принуждает его встать, словами: "ну, легче! легче!" (gт, хасти! джи, хасти!); но не всегда слова действуют на его послушливость; для этого также придумано средство: на шее слона растравляется язва, которую для ослабления боли умащают бальзамическими маслами. Корнак держит в руке оружие в роде алебарды, сделанное из меди или серебра, и если слон заставит дважды повторить приказание, он бьет его этим топориком по язве; колосс испускает пронзительный крик и немедленно повинуется. Всего удивительнее, что, исключая чрезмерной жестокости со стороны вожатаго, нет почти примеров, чтоб терпеливое животное покусилось когда свергнуть с себя иго своего маленькаго мучителя.
     
Весьма оригинален способ, каким переправляются слоны через реки: они, от природы, очень хорошо плавают, но редко пользуются этим даром. Дойдя до берега, они продолжают преспокойно идти по земле, т. е. по дну реки, и таким-образом погружаются в воду все болеe и более, наконец уходят всем телом, и над водою виден только конец хобота, которым они дышат. Вожатый слона плывет между-тем над ним и держит только в руке веревку, прикрепленную к хоботу. Если река глубже двух или трех сажен, то слоны оставляют, наконец, дно и продолжают путь вплавь, между двух вод, но поднимаются отнюдь не выше, чем требует того длина их хобота. Тело по-прежнему остается в воде, до мелей противоположнаго берега.
     
Но обратимся опять к индийской природе. Вот как английский офицер описывает внутренность леса, близ реки Кавери, чрез который он проходил с своим отрядом. "Шум приближения нашего подымал на каждом шагу ланей, павлинов, тетеревов; огромные вепри ломали кусты, тигры проносились вдали, а иногда просыпался вдруг и убегал огромный слон. Стаи обезьян следили за нами и опережали нас, перескакивая с гримасами и криком по верхушкам деревьев. Число и шум их часто пугали нас, и мы воображали, что вблизи неприятель. Животное царство в таком изобилии играло около нас, что невольно переносило воображение к ковчегу Ноя. Вокруг нас возвышались громадные памятники девственной природы. Столетние теки, побелевшие от времени, с обнаженными корнями, и, как попало, налегшие на другия деревья, ясно свидетельствовали, что топор никогда не блестел в этом таинственном мраке.

Н. Тютчев 1846


 
« Пред.   След. »