Религия древней Индии. Сикхизм.

Происхождение, культура и история религии.

Сикхизм
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Ссылки
Дополнительно
Женщины в сикхизме

Биби Нанаки Джи
Биби Агия Каур
Биби Амро



Rambler's Top100

Сикхизм Главная
Эпоха до основания могольской империи Печать
Оглавление
Эпоха до основания могольской империи
продолжение

Н. Тютчев
Исторический очерк
1846


 Эпоха до основания могольской империи



      Отбросив все баснословные рассказы местных жителей, начнем описание истории Индии с того времени, когда ее богатства стали привлекать к себе завоевателей и купцов, и когда историки других стран начали сообщать о ней различные сведения, правда, неполные, но более достоверные, чем те, которые представляет она сама в легендах и преданиях. Самые древнейшие из нашествий на Индию, о которых мы знаем, были Сезостриса (17 столетий до нашей эры) и Дария Гистаспа (500 лет до Р. Х.), но из рассказов египетских и персидских летописцев, кроме этих фактов, мы не узнаем ничего. С большими подробностями известен поход Александра Македонского, который, завоевав Персию, присоединил к своему царству и зависящий от нее Пенджаб, затем, не встречая нигде сопротивления, дошел до реки Гифаза, (теперешний Бедша), где встретился с королем Гангарид (пригангских стран), противо- поставившим ему 2000 боевых колесниц и более чем 200 000 войска. Разбив его, Александр должен был отказаться от завоевания Индии, потому что греки, пресыщенные победами, стали требовать возвращения на родину. Описав походы Александра и полководца его Селевка, иностранные писатели не сообщают ничего об Индии почти до прихода мусульман, кроме маловажных сведений о торговле и промышленности, поэтому обратимся к священным книгам индусов: Законам Ману, Ведам и Пуранам.
     
Издревле, по сказаниям браминов, Индия делилась на десять держав (что отчасти подтверждается и десятью главными наречиями страны), между которыми Брамаверта ("жилище богов") и Брамарши ("область браминов") занимали первую степень святости. Позднее, 2000 лет до Р. Х., по словам Ману, главных государств в Индии было четыре, которые состояли между собой в тесном союзе, и которым все второстепенные платили дань, но потом они раздробились на множество мелких владений.
     
Война, описанная в "Махабхарате" и относящаяся к 14 или 15 столетию до Р. Х., составляет, после "Рамаяны", первое историческое событие, на котором можно остановиться среди множества происшествий, наполняющих историю Индии. Война эта возникла между двумя линиями (Панду и Куру) царствовавшей тогда династии, которая принадлежала к потомству Луны. Все владетели Индии вмешались в спор, но сторона Панду, имевшая в числе своих союзников Кришну, владетеля Гуджерата, одержала верх, хотя и после такого кровопролития, что победители решили покинуть край, обагренный кровью их братьев, и удалиться в снега Гималаев.
     
Сам Кришна, возвратившись домой, умер насильственной смертью. После этого многозначительного для всей страны происшествия история Индии опять впадает в хаос, увеличивающийся еще более от того, что всякое государство, иногда даже незначительное племя, заботится не о последовательном рассказе касающихся его событий, а перечислением только непрерывной цепи имен своих властителей. Замечательное исключение из этого почти общего для всей Индии правила составляет королевство Малва, которое без всяких притязаний на знаменитость и древность происхождения начинает свою историю с короля Викрамадития I, жившего около 50 лет до Р. Х. и прославившегося покровительством наукам1. С 7 столетия нашего летосчисления появляется достоверное повествование исторической жизни, общей для всей Индии, и мы займемся им подробнее.
     
С этого времени начинаются беспрерывные нашествия иноплеменников на Индию, настает период опустошений, кровопролитий и угнетений, не прекращавшийся долгое время. В продолжение этих одиннадцати веков Индия испытала господство нескольких племен. Каждое племя, в продолжение своего владычества, представляет множество вытесняющих одна другую династий. Каждая павшая династия тонула в крови местных жителей, а возникавшая восходила на престол, также обагренная кровью, но жестокие уроки эти ничему не научили индусов, которые и в 19 веке были не в состоянии соединиться и действовать, как следовало бы огромной нации.
     
Первыми завоевателями были арабы. В 664 году эмир Мухаммед опустошает Мултан. Двадцатилетний Мухаммед-Хазим, полководец халифа Валида, возвращается в эту же область в 711 году, вводит везде насильно учение Магомета, строит мечети и, раздраженный религиозным упрямством брамаитов, убивает в
одном из взятых городов всех жителей, которые старше семнадцатилетнего возраста. С 10 века начинаются вторжения афганцев, особенно со времени восшествия на афганский престол династии Газневидов, родоначальник которой, Себектеджин, нападал на Пенджаб. Наследник его, Махмуд I, дал обет употребить власть свою на обращение индийских идолопоклонников и, усмирив своих врагов, приступил к исполнению его.
     
В течение двадцати шести лет он сделал двенадцать нашествий на Индию. Путь его был усеян разрушенными храмами, избиением жрецов и гибелью множества тысяч индусов. В 1009 году все индийские короли от Кашмира до Нербудды соединились для спасения своей веры, и под Пешавером Махмуду противостало до 150 000 человек. Победа Махмуда была сомнительна, но случилось так, что слон, на котором восседал индийский главнокомандующий, упал, и индусы обратились в бегство. Странно, что обстоятельство это повторяется несколько раз в последующих веках: падения слона, несущего полководца достаточно, чтобы мгновенно превратить в поражение почти выигранную битву.
     
В Индии Махмуд оставлял некоторых местных королей в качестве вассалов, отчасти отдавал завоеванные провинции наместникам из числа своих приближенных. За ним следовало тринадцать наследников, которые в продолжение полутораста лет беспрестанно опустошали Индию.
     
После Газневидов Гурид Мухаммед сделался в 1186 году султаном афганцев и совершил девять опустошительных нашествий на Индию. В 1193 году его полководец Кутбеддин-Эйбук (или просто Куттуб) взял приступом Дели. До Куттуба афганцы вторгались в Индию всегда для одного грабежа и после каждого набега возвращались в свои горы. Он первый остался в Дели и после смерти Мухаммеда объявил себя независимым властителем Северной Индии и, таким образом, сделался основателем афганского царства, известного под именем Делийской империи. В ознаменование победы над индуизмом он воздвиг в 1193 году в Дели триумфальную пятиэтажную башню, названную по его имени: Куттуб-Минар. Красный гранит, из которого она построена, выложен белым и чёрным мрамором. Основание башни - двадцатисемиугольная площадка; снаружи она имеет жолоб до третьего этажа, как бывает это иногда на колоннах коринфского ордена. Витая внутренняя лестница в триста ступенек ведет к ее вершине, которую прежде осенял купол. Куттуб-Минар выше колокольни церкви Богородицы в Париже (Notre-Dame), выше купола Казанского собора в Петербурге и Вестминстерского аббатства, и только немногим уступает колокольне Ивана Великого. Это одна из красивейших башен не только в Азии, но и в Европе, несмотря на повреждения, сделанные временем. Некоторые думают, что она принадлежала прежде к несуществующей ныне мечети.
     
При наследниках Куттуба афганское царство начало быстро расширяться. Пали знаменитые города Бенарес и Уджейн, и власть афганцев была признана на пространстве от Кашмира до Нербудды и от Синда до устьев Ганги. Везде разрушались пагоды, на их месте строились мечети, местные жители вытеснялись из всех гражданских и военных должностей; для мусульман же были учреждены высокие звания омра и эмиров-ал-омра (государственных советников), блистательно украшавшие императорский двор; а отдаленные провинции отдавались субадарам и набабам, т.е. наместникам.




 
« Пред.   След. »
поиск на сайте
Посмотрите еще
Об Индии